Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Роспись деревянных фигурок для кукольного театра по мотивам городецких мастеров»

МАДОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «Детский сад № 500»

 

Наименование работы: "Роспись деревянных фигурок для кукольного театра по мотивам городецких мастеров"

 

Автор:

Архипова Елена Владимировна, 

воспитатель первой квалификационной категории

 

Новосибирск, 2019 

 

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию, подготовительная группа.

Тема занятия: «Роспись деревянных фигурок по мотивам городецких мастеров».

Цель: продолжать знакомство с историей русского народа, городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

Обучающая:

  • упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки, розана, бутона, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
  • закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

Развивающая:

  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • развивать творческие способности.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, культуру слушания и зрительного восприятия.

Материал для занятия:

  • деревянные фигурки
  • образцы узоров
  • гуашь
  • мягкие кисточки (№1 и №3)
  • палитры, салфетки, подставки, непроливайки
  • экран для демонстрации слайдов
  • образцы поэтапного рисования бутона, ромашки, розана, купавки с листьями.

Предварительная работа: повторение правил поведения в музее, знакомство с историей городецкой росписи; прорисовка элементов росписи; беседа о русском быте и традициях.

Ход занятия

Воспитатель:   Есть на Волге город древний,
                            По названью  –  Городец.
                            Славится по всей России

                            Своей росписью, творец!

-Дети, как вы думаете, куда  мы отправимся:
- Вы правы, мы отправляемся в гости к городецким мастерам.

Беседа о городецких мастерах с демонстрацией фильма.

 Ни когда, ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи. Ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей. Конь – это символ богатства. Кони изображались и в сюжетных картинках: на прогулке в городе, запряженные в карету или в деревенских мотивах  с телегой. Любили мастера изображать и птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. В сюжетных рисунках можно увидеть прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников.                          

Нарисованы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца,

Это всё из Городца!

 Диковинными цветами: яркими розанами и купавками, бутонами и ромашками, веточками с зелеными листиками украшали  различные предметы: бочонки, короба, столовые блюда, сундуки,  шкатулки, ларцы,  разделочные доски. На этих изделиях изображены сцены из жизни горожан и деревенских жителей, свидания, сцены чаепития,  свадьбы, веселые гуляния.  На деревянных подносах изображены птицы. Птицы символизируют счастье, а цветы – здоровье и  процветание в делах.

Если взглянешь на дощечки

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

- А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете найти отгадки на этих ярких образцах.

а) Он не броский, круглый он –
нераскрывшийся … (бутон).
б) Ей в жару не будет жарко.
Она в воде, она… (купавка).

в) Словно чудо тут и там
Распускается… (розан).
г) Она круглая, как чашка,
И зовут ее… (ромашка).

Я предлагаю пройти  в русскую избу и найти предмет с городецкой росписью.

Звучит русская народная мелодия. Воспитатель одевает  шаль, приглашает детей в русскую избу. Загадывает загадку:

 Стоит жилище 
Деревянные бочища, 
Внутри печь да дрова -
Это русская… (изба).

Воспитатель: Молодцы правильно.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Городец в ней отыщите! С ответом не торопитесь, сначала  послушайте меня внимательно.

В каждой избе была печь - матушка, печь - кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе  горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

 Когда осенние работы на полях заканчивались,  хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом, сидели за своей работой до полуночи. Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки с веретеном.  При лучине с тихой песней пряхи, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Или занимались вышиванием одежды и рушников.

Хозяин плёл веревки, лапти и лукошки,  резал ложки или лепил посуду из глины.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Летом спит, зимой горит,

Рот открывает,

Что дают - глотает  (печь).

Он как круглая кастрюля 
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).

Выпускает жаркий пар 
Древний чайник... (самовар).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили. 
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).

Без рук, без ног,

На все стороны клонится (зыбка, люлька).                                                              

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею  (веретено).

На столе лежит, болтается,

Всяк за него хватается  (рушник).

Воспитатель: Кто из вас нашёл изделия городецких мастеров?

Дети показывают, какие предметы с городецкой росписью нашли в русской избе.

Коль на досочке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, —

Значит, это Городец!

-Из каких элементов состоит Городецкая роспись? (Розан, купавка, бутон, листья).

-Что кроме цветов изображается в Городецкой росписи? (кони, птицы).

-Какие цвета используются в росписи? (розовый с красным, голубой с синим)

-Что такое «оживка»? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора белой краской, оживляют, освежают рисунок).

Я приглашаю вас пройти в мастерскую.

 Сегодня мы будем расписывать деревянные фигурки для настольного театра.

Нам необходимо вспомнить все этапы рисования элементов росписи.

Дидактическая игра «Городецкий цветок».

(Дети делятся на 4 команды и по очереди от каждой из них выходит ребенок к фланелеграфу и выкладывает алгоритм)

Бутон и листья

     1. этап «Подмалёвка»: круговыми движениями толстой кисти наносим светлое цветовое пятно розового или голубого цвета.

     2. этап нарисовать листья

     3. этап «Тенёвка»: здесь используем более темные краски красных и синих оттенков: вверху рисуем маленький круг, от него идет скобка, которую начинаем рисовать концом кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.

    4.  этап «Оживка»: она выполняется белой краской тонкой кистью.

Аналогично изображается купавка, ромашка, розан, только маленький кружок серединка рисуется в центре светлого пятна.

Самостоятельная работа детей. Дети проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят деревянные фигурки,  представьте, что мы с вами стали Городецкими художниками. Вы можете придумать свой узор, не похожий на другие, но не забудьте основные приёмы рисования Городецкой росписи. Давайте вспомним их.

1. В основе каждого цветка лежит круг.

2. Для  купавок рисуем большие круги, а для бутонов – поменьше.

3. Для подмалевка используем розовую и голубую краски, а для прорисовки цветов – синюю и красную.

Воспитатель. А для того, чтобы нам вспомнить, как можно получить розовый и голубой цвет, я предлагаю вам решить цветные примеры.  (Дети смешивают красную краску с белой и получают розовую, аналогично синюю и белую.)

Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая правила:

Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери.

Дети рисуют подмалевок и листья. Во время работы детей звучит негромкая музыка на тему русских народных песен.

Воспитатель: Пока подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка    «Что мы будем рисовать».

Мы пойдем по лугам             Дети идут по кругу, взявшись за руки.
С яркими цветами.
Сказочные те цветы             Руки вверху, наклоны вправо-влево.

Нарисуем сами.
Здесь ромашки и бутоны      Указательными пальцами обеих рук в воздухе Словно капельки росы, изображают капельки.

Расцветают здесь розаны     Круговые движения руками перед собой
Удивительной красы
Городецкий конь бежит,        Руки в замок, перед собой, прямой галоп.
Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают            Руки в стороны, ходьба

И купавки расцветают.        Присесть, встать медленно, изображая    руками   распустившийся цветок.        

Воспитатель: Ребята, кружочки и листочки просохли. А что нужно сделать, чтобы кружочки превратились в цветочки?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие цвета тенёвки  надо использовать для того, чтобы ваши букеты стали похожи на роспись Городецких мастеров.

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Не забудьте, тенёвку наносим кончиком кисти.

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

Анализ детских работ. Подведение итогов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось.

-Аккуратно ли выполнены работы?

- Найдите, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

(Дети выбирают понравившиеся работы, мотивируя свой выбор, и читают стихотворение о Городце).

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера,

Может быть и среди нас.

Воспитатель: Как только высохнут наши узоры, мы нанесем оживку.

 Ох, и хороши, получились наши расписные фигурки для настольного  театра.  Думаю, гостям они тоже понравятся. Мы сможем придумать и разыграть свой сюжет сказки из данных персонажей.        

Ресурсное обеспечение:

Кадровый ресурс:

- педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель;

- родители воспитанников.

Материально-технический ресурс:

- групповое помещение, музыкальный зал, мини-музей «Русская изба»;

- технические средства обучения (ноутбук, музыкальный центр);

- наглядно-методические пособия;

- методическая литература.

Информационный ресурс:

- использование ИКТ;

- изучение методической литературы.

Список литературы:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

2. Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) М.: Мозаика–Синтез 2015.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Книга – альбом «Городецкая роспись».

5. Плакаты «Городецкая роспись».

6. Видеогалерея мирового искусства Александра Смольянинова. Краски и звуки. Русские народные промыслы. Городецкая роспись. https://www.youtube.com/watch?v=B3tDB5PpHt4

7. Музыкальное сопровождение:

https://ipleer.fm/song/18905314/Russkaya_narodnaya_muzyka_-_TAKOJ_VAZHNYJ/