Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект открытого занятия "Куклы "Мартинички"

МБУ ДО "ДДТ Нижегородского района" г. Нижний Новгород Нижегородская область

 

Конспект открытого занятия "Куклы "Мартинички"

 

Масельскене Анжелика Робертовна

                                             педагог дополнительного образования 

                                                         высшей квалификационной категории

 

Технологическая карта открытого занятия

Название и направление деятельности коллектива: творческое объединение «Волшебный клубок» СП ДДЦ «Росток» художественной направленности

Название образовательной программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Волшебный клубок»

Место учебного занятия в программе: раздел «Вязание изделий  к праздникам»

Тема занятия: «Куклы «Мартинички»

Место проведения: г.Нижний Новгород, ул. Суетинская 3, МБУ ДО «ДДТ Нижегородского район» СП ДДЦ «Росток» кабинет №1

Дата и время проведения: 18 января 2018 г.,11.00- 11.45

Краткая характеристика группы: возраст 8-11 лет, 10-12 человек, 1 год обучения.

Цель занятия: привить интерес к традиционной народной кукле и

формировать  умения и навыки  изготовления  русских обереговых кукол «Мартинички»

Задачи:

Обучающие:

  • Научить детей изготавливать обереговые куклы «Мартинички»;
  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами.

Развивающие:

  • Развивать у детей мелкую моторику рук и навыки рукоделия при изготовлении кукол- оберегов.

Воспитательные:

  • Воспитывать  любовь к русскому народному творчеству через знакомство с обрядами и историей создания кукол- оберегов «Мартинички»;
  • Воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Материалы, инструменты и оборудование: нитки полушерстяные и ножницы;

столы, настольные лампы, ноутбук asus.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: занятие- презентация.

Методы, использованные на занятии:

  • словесные методы обучения: беседа, объяснение, рассказ, диалог;
  • методы практической работы: выполнение практических заданий;
  • наглядный метод: демонстрация кукол-оберегов «Мартинички» и мультимедийной презентации;
  • использование на занятии средств искусства.

Дидактические средства:

  • ноутбук asus;
  • дидактический материал – инструкционные карты по изготовлению кукол; репродукция картины  Саврасова А.К. «Грачи прилетели».

Использованная литература:

Дайн Г.Л. Игрушка в культуре России. Детский народный календарь. – Хотьково Сергиев Посад: Издательский дом «Весь Сергиев Посад», 2010. – 181с.

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.:  «Паритет», 2005. -240с.

Тарасова О.А. Куклы- обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки. – Белгород: «Клуб семейного досуга», 2016. -127с.

Электронные образовательные ресурсы:

Сайт http://www.karakyli.ru/2014/02/25/martinichki-kukla-iz-nitok/

Сайт http://www.dolls-textile.ru/russkiye/13-martinichki.html

Сайт http://www.kukla-dusha.net/

Сайт http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/01/26/prezentatsiya-narodnaya-kukla-martinichka

Сайт http://bastiliya.com/obryadovie-kukly/oberejnaya-kukla-martinichka-t1704.html

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Задачи этапа

Содержание деятельности, основная деятельность педагога

Результат

Время (мин)

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Педагог:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Рада приветствовать Вас на нашем занятии!

Надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем, и вы узнаете много нового и интересного!

 (Размещение обучающихся за столами)

Восприятие

0,5

2

Подготовительный

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

 

 

Вводная беседа, сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

Педагог:

Послушайте, пожалуйста, стихи, которые я сейчас вам прочитаю:

Грачи - крикливые посланники весны,
Рисуют на снегу следы-узоры.
Алмазным блеском разогнало солнце сны,
Чаруя на берёзках наши взоры.
Из куполов волшебный льётся свет,
 
Пронзая высь Божественным сияньем.
Рисует время призрачный портрет,
Истёртый лист, послав в воспоминанья.
Ласкает речка рябью берега,
Ещё холмы белеют снежными плащами.
Темнеют травы, плешью, на лугах -
Едва прогретые весенними лучами.
Летят грачи, с времён ушедших и поныне!
И сей пейзаж, Саврасова, мы видим на картине.

(Александр Мецгер)

(Дети слушают стихотворение)

Педагог:

Ребята, посмотрите на репродукцию картины известного художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

(Дети рассматривают репродукцию картины)

Педагог:

Что вы видите на этой картине?

(Беседа с детьми по содержанию картины)

Педагог:

Совершенно верно, на картине изображена весна-  удивительная пора года, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна. Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно. Именно, животные и птицы слышат весну раньше человека, поэтому нужно ориентироваться на их поведение, а не на случайную капель среди зимы. На заднем плане художник изобразил русскую деревню. Русская деревня- это та среда, в которой формировался светлый образ русского народа с его традициями и обычаями.

В русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает традиционная кукла.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Куклы «Мартинички». На занятии мы познакомимся с обрядом «закликания» весны и историей создания кукол- оберегов «Мартинички». Научимся изготавливать обереговые куклы «Мартинички».

Осмысление возможного начала работы

 

 

 

4,5

3

 

Основной

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование презентации и рассказа, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Педагог:

Ребята, а у меня для вас есть подарок. Это куколка.

(Педагог раздаёт куколку красного цвета по одной на шнурке, себе оставляет готовую парочку куколок белого и красного цвета)

Педагог:

Может быть кто – то знает, как они называются?

(Педагог показывает детям куклы «Мартинички»)

 (Дети называют свои предположения названия куклы)

Педагог:

В старину на Руси с приходом весны проводилось очень много праздников и обрядов: на здоровье, на счастье, на благополучие. Во многих обрядах участвовали куклы. В традиционном народном календаре обрядность марта была связана с началом года, ожиданием весны и ее призывами. Праздники весеннего календаря на всей территории Руси начинались с обряда «закликания» весны, самыми главными участниками были детвора и молодежь. Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков.

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками «Мартиничками». Делали куклы 1 марта (отсюда и название). Это композиция из пары куколок делалась в красно- белых тонах: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Их дарили друг другу с пожеланием здоровья и долголетия, любви и удачи. Кукол привязывали на руку или одежду и не снимали, пока не увидят перелетную птицу. Во время обряда «закликания» дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Потом  мартинички развешивали на ветвях деревьев, чтобы птички могли выдергивать нити и устилать ими свои гнездышки.

(Дети рассматривают слайд 1 презентации)

Педагог:

Но не только для весеннего праздника вязали нитяных куколок. Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол «Неразлучников»  раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол «Неразлучников». Цвет куколок тут уже не имел никакого значения.

(Дети рассматривают слайд 2 презентации)

Педагог:

Сейчас мы просмотрим презентацию «Изготовление кукол из ниток «Мартинички».

(Дети рассматривают слайд 3 презентации)

Педагог:

Подготавливаем необходимые материалы: полушерстяную пряжу белого цвета и картон размером 10х12см.

(Дети рассматривают слайд 4 презентации)

Педагог:

Наматываем нитки на картон размером  по длинной стороне (40 витков).

(Дети рассматривают слайд 5 презентации)

Педагог:

Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.

(Дети рассматривают слайд 6 презентации)

Педагог:

Нижний сгиб разрезаем.

(Дети рассматривают слайд 7 презентации)

Педагог:

Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине (20 витков), разрезаем с двух сторон.

(Дети рассматривают слайд 8 презентации)

Педагог:

Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны, получились ручки.

(Дети рассматривают слайд 9 презентации)

Педагог:

Оформляем головку куколки. Отступаем вниз от узла 2,5 см. и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ваты, можно бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки.

(Дети рассматривают слайд 10 презентации)

Педагог:

Перевязываем куколку по талии. Мартиничка- девочка готова!
Мальчика делаем также, только пучок делим на 2 части, завязывая их на концах.

(Дети рассматривают слайд 11 презентации)

Педагог:

Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

(Дети рассматривают слайд 12 презентации)

Освоение новых знаний

 

 

9

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

Педагог:

Ребята, а вам понравились куколки? А чего не хватает вашей куколке?

(Ответы детей, что не хватает пары)

Педагог:

 Давайте исправим этот недостаток и сделаем нашей кукле пару.

Какую куколку мы будем сейчас изготавливать?

(Дети отвечают, что мартиничку- девочку из белых ниток)

Педагог:

При изготовлении куклы каким материалом- «подсказкой» мы будем пользоваться?

(Дети отвечают и показывают на инструкционные карты, разложенные на столах)

(Педагог спрашивает детей о технике безопасности с ножницами)

(Дети называют правила безопасности при работе с ножницами)

Техника безопасности при работе с ножницами:

- Не держать ножницы лезвием вверх.
- Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
- Не резать ножницами на ходу.
- Не подходить к товарищу с ножницами во время работы.
- Передавать только закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Не брать ножницы в рот.

Осознанное усвоение нового учебного материала

 

4

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

Педагог:

И так, приступим к выполнению практической работы.

Ребята! У вас на столах находятся инструкционные карты изготовления кукол. Для работы приготовлены материалы: полушерстяную пряжу белого цвета и картон размером 10х12см. Работать вы будете парами, используя инструкционную карту.

(Дети создают куклу поэтапно под руководством педагога)

Осознанное усвоение нового материала

 

16,5

Этап релаксации

Обеспечение сохранение здоровья детей

Комплекс мероприятий по повышению двигательной активности.

Педагог:

Ребята, вы немного устали, давайте встанем около своих рабочих мест и немного отдохнём.

(Проводится физкультминутка с детьми)

Веселая физкультминутка:

  1. Маленькие птички, (машем руками, как крылышками)
    Птички-невелички,
    По лесу летают,
    Песни распевают.
    Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в          птичек унести хотел.                                                             сторону)
    Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем

Там не тронет их никто.                                              голову руками)

  1. Вот летают птички (машем руками, как крылышками)
    Птички-невелички.
    Все летают, все летают,
    Крыльями махают.
    Прыгают по веткам, (прыгаем несколько раз на месте)
    Чтоб сильней быть деткам.
    Прыг-скок, прыг-скок.
    Прыгают по веткам.
  2. Руки подняли и покачали-
    Это деревья в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули-
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем -
    Это к нам птицы летят.
    Как они сели тоже покажем,
    Крылья сложили назад.

Сохранение здоровья детей

2

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе занятия

Формирование целостного представления знаний по теме

Формирование целостного представления знаний по теме.

Педагог:

Ребята! Я хотела бы обобщить и систематизировать те знания, которые мы сегодня узнали. Оказывается весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» и обязательным атрибутом этого обряда были традиционные нитяные куклы «Мартиничками».  Второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Это композиция из пары куколок делалась в красно- белых тонах: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Технология изготовления этих кукол состоит из 9 этапов, каждый из которых детально описывается в инструкционной карте.

Осмысление выполненной работы

0,5

5

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование устного  опроса. Детям задаются следующие вопросы:

  • Что является неотъемлемой частью обряда «закликания» весны? (Куклы «Мартинички»)
  • К какому еще событию делались куклы «Мартинички»? (Куклы «Мартинички» делали еще после рождения ребенка)
  • Символом чего является белая нитяная кукла? (Символ уходящей зимы)
  • Символом чего является красная нитяная кукла? (Символ весны и жаркого солнца)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

2

6

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы.

Педагог:

Ребята, давайте проведем анализ выполненных работ – разберем недостатки и отметим лучшие изделия.

(Все работы дети вешают на длинные веточки в вазе, которая стоит на столе педагога. Дети и педагог обсуждают недостатки и успехи, не называя авторов работ)

Педагог:

Вот и закончилось наше занятие.  Посмотрите сколько мы сегодня, узнали и смогли плодотворно поработать. Мы научились изготавливать такую прекрасную куколку «Мартиничку». Давайте громко крикнем «МОЛОДЦЫ!»

(Дети хором кричат Молодцы)

Педагог:

Я надеюсь, что вы теперь сможете самостоятельно изготовить и подарить таких куколок "Мартиничек" своим близким и родным. Надеюсь, что работа доставила вам удовольствие и это занятие вдохновит вас на самостоятельное выполнение других традиционных кукол! А теперь я хочу дать вам советы и рекомендации по применению кукол «Мартинички» в обычной жизни.

(Дети рассматривают слайды 13-17 презентации)

 

Самоутверждение детей в успешности

2

7

Рефлексивный

Мобилизация детей на оценку содержания и полезности занятия

Оценивается правильность выбора форм и методов работы с детьми.

(Педагог крепит на доске плакат «Рефлексия»)

Педагог:

Давайте, ребята, каждый из вас скажет несколько слов по написанным незаконченным предложениям на плакате. Тем самым мы дадим оценку этому занятию.

(Дети высказываются по написанным на плакате предложениям: я узнала…, я научилась…, мне понравилось…, я затруднялась…,  мое настроение…)

 (Дети дают оценку занятия)

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

3

8

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению.

Педагог:

Ребята, для закрепления нового материала я хочу дать вам домашнее задание: сделать дома самостоятельно такие же куклы «Мартинички»

(Инструкционные карты дети забирают домой)

Пожалуйста, сделайте уборку своего рабочего места. Занятие закончилось. Всем спасибо!

Определение перспектив деятельности

1