Конспект открытого урока по счёту«Число 11» (в 5 специальном коррекционном классе)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Конспект открытого урока по счёту«Число 11»
(в 5 специальном коррекционном классе)
учитель Варзина О.В.
Технологическая карта открытого урока
Учитель: Варзина Ольга Владимировна
Класс: 5 специальный коррекционный
Предмет: Счёт
Тема: «Число 11»
Тип урока: ознакомления с новым материалом;
Технология: моделирования (знаково-символические средства); разноуровневая технология;
Формы работы учащихся: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы; работы в парах;
Оборудование: индивидуальные рабочие карточки № 1; № 2; № 3; счётные палочки; мелки; цифры: магнитные, поролоновые, разрезные бумажные;
Предварительная работа: изготовление бумажных цифр.
Цель: создать условия для запоминания числа 11, его составом; расположением на числовом отрезке; написанием цифры 11, через использование технологии знаково – символического моделирования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• актуализировать понятия «число» и «цифра», через практические действия;
• закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, через дидактические упражнения;
• формировать знания в правильном построении числового отрезка; через использование индивидуальных карточек и знаков-символов;
• умение находить последующее и предыдущее число, складывать, вычитать, сравнивать числа с помощью числового отрезка; через практические упражнения;
• формировать навыки в мыслительных операциях: сравнение, анализ, синтез, обобщение, через использование д/игры;
Коррекционно-развивающие:
• обеспечить условия для формирования познавательной активности учащихся, через дидактические упражнения и использования технологии моделирования.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать положительное отношение к учебному процессу, взаимопомощь, аккуратность.
Структура
|
Содержание образовательной деятельности |
Организация учебного процесса на разных этапах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент:
Шифры гаммирования (замены)
|
- У гостей на стульях лежат половинки пазл (цифра 11) – разного цвета, с разными вырезанными отверстиями.
Посадка за парты: 1 ряд: кто родился в декабре, сядут за первый ряд - 1 уровень. (4 ученика); Кто родился 25 и 4 числа сядут за второй ряд – 2 уровень (2 ученика); остальные сядут за 3 ряд – 3 уровень (2 ученика). – Скажите, какой урок начался? (счёт). – А какой он по счёту? (2) Введение в тему урока. – Сегодня мы с вами будем работать с цифрами и больше про них узнаем. – Для того, чтобы узнать тему нашего урока, необходимо, раскодировать ларец. Педагог показывает ларец с кодом и предлагает взять карточки- «кодировки», для расшифровки темы урока. 25-10-19-13-16 Й; 19-16-19-20-1-3 25-10-19-13-1 Й Ответ: Число 11. Состав числа 11 (карточка № 1).
1 группа:
2 группа:
3 группа:
|
Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы. Цель: формирование и развитие к умению определять и формулировать тему и цель для изучения в совместной деятельности с учителем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального задания
Технологиямоделирования (знаково-символические средства)
Система контроля: Взаимопроверка
Межпредметная связь
Межпредметная связь
|
1 задание (карточка № 2): Внимание: Запишите - число, следующее за 7 (8) - число, которое стоит перед числом 5 (4) - число, стоящее между 6 и 8 (7) -самое маленькое двузначное число (10) - соседей числа 5 (4 и 6) - самое маленькое однозначное число (1) - число, стоящее справа от 8 (9) - число, стоящее слева от 6 (5) - самое большое однозначное число (9) - число на 1 больше, чем число 7 (8) -при счёте это число называют сразу после числа 9 (10) 1 группа: в > квадратах прописываются необходимые цифры, а в < квадратах порядковый счёт выполненных заданий – (всего 10).
2 группа: в > квадратах прописываются необходимые цифры по ориентиру «числовой отрезок», а в < квадратах порядковый счёт выполненных заданий – (всего 10).
3 группа: в квадратах прописываются необходимые цифры по ориентиру «числовой ряд». 7… …5 6..8 .?. ..5... .?.8.. …6 7 ? - Работа в парах (предлагается проверить работу соседа по парте под диктовку педагога). -Давайте вспомним, что такое десяток? - Десять единиц составляют…..? (1 десяток).
- Как мы можем показать десяток? (ответы обучающихся) - Сколько палочек в пучке? (10 палочек). - Сколько десятков в пучке счётных палочек? (1 десяток). - Где встречается в жизни это слово десяток? (при расфасовке яиц). В старину 10 называли «дцать». Правило на стенде: 10 ед.= 1дес.
- Как называется число, с которым мы сегодня знакомимся? (одиннадцать) оно состоит из слогов: «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ». Наглядный показ педагога и выполнение по словесной инструкции учениками: на пучок счётных палочек положить 1 палочку и проговаривать «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ».(Вывесить на доску: «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ») - Какая получилась цифра? (11). - Сколько десятков в числе 11? (1) – Сколько единиц? (1) - Какие числа называют однозначными? (числа с одной цифрой). Двузначными? (числа состоят из двух цифр). Повторить правила: Однозначные числа – это числа, которые состоят из одной цифры. Двузначные числа – это числа, которые составляют две цифры. – Число 11 это однозначное или двузначное число? (двузначное) Почему? (11 – составляют две цифры). Так, число 11, мы записываем двумя цифрами 1 и 1. Показ написания цифры 11 педагогом со словесной инструкцией (в левой клеточке пишем 1 десяток, в правой клеточке 1 единицу). Работа на индивидуальных прорезиненных досках: написание цифры 11 мелом на доске в клеточках. 1 группа: (нарисовать прямоугольник мелом, поделить его на два квадрата и прописать число 11); 2 группа: (поделить нарисованный прямоугольник пополам и прописать цифру 11);
3 группа: (прописать цифру 11 в клетках). 3 задание: Работа с линейкой и числовым отрезком: (СИМВОЛ )
-Давайте вспомним, что такое число и цифра? (Чисел – бесконечное количество, а цифр всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Числа мы что делаем…? (считаем, складываем, вычитаем). А цифры…? мы видим и пишем. Вспомнить правило: Это, как звуки и буквы. Звуки мы…? (слышим и произносим), а буквы …? (пишем и видим). - Давайте посмотрим, где находится 11 на числовом отрезке. - В ряде чисел за числом 10 следует число….? (11) Д.У: «Найдите место каждого числа на числовом отрезке» (карточка № 3). 1 группа:
2 группа:
3группа: Правило: Число, которое на числовом луче расположено правее…, больше (>) числа, расположенного левее. Число, которое на числовом луче расположено левее…, меньше (<) числа, расположенного правее.
- Давайте сравним числа 10-11 между собой. 10+1 Выставляются (СИМВОЛЫ ) 11-1 – Значит, число 11 можно получить…..? (К 10 прибавить + 1). Задание: (карточка № 5) Сравнение чисел 10 и 11 (насколько 11>10?;насколько 10<11?) 10<11; 11>10;10=10; 11=11 (СИМВОЛЫ ) 1 уровень: самостоятельное выполнение по карточкам; 2 группа: работа у доски по кассе цифр; 3 группа: выполняют по показу.
Работа у доски с магнитными цифрами. Решение примеров: (СИМВОЛ ? )
-Что мы сейчас повторили? Выводы учащихся: Мы повторили расположение чисел на числовом отрезке, сравнение, сложение и вычитание с помощью числового отрезка. (Каждый этап работы отмечается символом, для быстрого запоминания и обобщения: тема урока ?; 1 задание: ?; 2 задание: ; 3 задание 4 задание: ; 5 задание: ; 6 задание: ? ; физминутка: ; 7 задание:
|
Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 Организация учебного процесса на этапе 1: Цель: - закрепить понятия: «больше на 1», «меньше на 1»; «следующее» и «предыдущее» число; формировать навыки в нахождении цифр «соседей», нахождение определённого числа; - различение чисел первого и второго десятка. Организация учебного процесса на этапе 2: Цель: - уточнить и закрепить понятия состава числа 10: «10 единиц»; «1десяток»; - закрепить понятия «однозначные», «двузначные» числа.
Мотивировать учащихся к учебному действию и усвоению изучаемого материала.
Организация учебного процесса на этапе 3: Цель: -развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с числом 11 и его составом и правильным написанием цифры 11;
Актуализация знаний о числовом отрезке: – формировать знания правил построения числового отрезка; - умение находить последующее и предыдущее число, складывать, вычитать, сравнивать числа с помощью числового отрезка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здоровьесберегающия технология
Заключительная часть: подведение итогов урока |
ФИЗМИНУТКА: Дети встают в круг, взявшись за руки и по цепочке считают: – 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10. Вместе дружно все мы встанем и в десяток поиграем. (взяться за руки). Вдруг пришла к нам единица, очень хочется подружиться, (педагог – шагает) громко в двери к нам стучится (учащиеся, и педагог вместе имитируют стук). Заходи к нам единица, мы хотим все подружиться, (учащиеся «зовут» имитируя движениями рук) начинаем счёт опять – 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 (педагог «здоровается» с каждым учеником), дружно стало всем нам вместе. Мы теперь с тобой друзья, вот такие чудеса (стоя в кругу, руки на плечи друг другу). Ты число двузначное, очень даже значное (указательным пальцем «указывают»). Будем 11 мы знать и задачи все решать (хлопки в ладоши). 5 задание: Работа в парах: «Засели жильцов» 1 и 2 группа: - У обучающихся разрезные цифры, которые выкладывают поочерёдно и «заселяют» цифрами «дом». Например: Один ученик показывает цифру 1 – другой цифру 10; 2-9; 3-8; 4-7; 5-6; 6-5; 7-4; 8-3; 9-2; 10-1. -Есть ли похожие номера «квартир»? – Чем они похожи? (составом цифр) – А чем отличаются? (стоят на разных местах) –Как можно сделать, чтобы номера квартир стали одинаковые? (поменять цифры местами). – Лишние «этажи» убираются.
Работа по кассе (на закрепление): «Выложи пример» Рассмотреть примеры: первый столбик от 1-5 (порядковый счёт); второй столбик от 10-6 (обратный счёт). 6 задание: «Числовой кубик» -Составление равенств и неравенств с пройденными цифрами. Правила игры: -Педагог кидает куб ученику, а тот на выпавшую цифру составляет = или не= используя знаки: < > = (с магнитными цифрами и знаками) - Ну, вот и мы познакомились с цифрой…? (11) и её ….. ? (составом) - Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? - В каком задании испытывали затруднения? Почему? - С чем бы вы хотели познакомиться на следующем уроке? - В этом ларце мы храним, какие числа…? (двузначные, то есть числа второго десятка) - Посмотрите, что лежит в нём? (единица) –Правильно, надо найти свой десяток, собрать пазлу и подарить гостям! –Обучающие подходят к гостям и находят пазлу к своей половинке. –Всем спасибо!
|
Отдых органов зрения, слуха, мышц корпуса, мелких мышц кистей. Изменить деятельность учащихся, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение урока.
Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; тренировать вычислительный навык в пределах 11;
Побуждать учеников быть активным, стремиться работать в парах. Сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». Учить делать выводы. |
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
спасибо
спасибо