Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Конспект открытого урока по счёту«Число 11» (в 5 специальном коррекционном классе)

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

 

Конспект открытого урока по счёту«Число 11»

(в 5 специальном коррекционном классе)

 

учитель Варзина О.В.

 

Технологическая карта открытого урока


 

Учитель: Варзина Ольга Владимировна

Класс: 5 специальный коррекционный

Предмет: Счёт

Тема: «Число 11»

Тип урока: ознакомления с новым материалом;

Технология: моделирования (знаково-символические средства); разноуровневая технология;

Формы работы учащихся: сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы; работы в парах;

Оборудование: индивидуальные рабочие карточки № 1; № 2; № 3; счётные палочки; мелки; цифры: магнитные, поролоновые, разрезные бумажные;

Предварительная работа: изготовление бумажных цифр.

 

Цель: создать условия для запоминания числа 11, его составом; расположением на числовом отрезке; написанием цифры 11, через использование технологии знаково – символического моделирования.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• актуализировать понятия «число» и «цифра», через практические действия;

• закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, через дидактические упражнения;

• формировать знания в правильном построении числового отрезка; через использование индивидуальных карточек и знаков-символов;

• умение находить последующее и предыдущее число, складывать, вычитать, сравнивать числа с помощью числового отрезка; через практические упражнения;

• формировать навыки в мыслительных операциях: сравнение, анализ, синтез, обобщение, через использование д/игры;

Коррекционно-развивающие:

• обеспечить условия для формирования познавательной активности учащихся, через дидактические упражнения и использования технологии моделирования.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать положительное отношение к учебному процессу, взаимопомощь, аккуратность.

Структура

 

Содержание образовательной деятельности

Организация учебного процесса на разных этапах

I. Организационный момент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шифры гаммирования (замены)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- У гостей на стульях лежат половинки пазл (цифра 11) – разного цвета, с разными вырезанными отверстиями.

 

 

Посадка за парты:

1 ряд: кто родился в декабре, сядут за первый ряд - 1 уровень. (4 ученика);

Кто родился 25 и 4 числа сядут за второй ряд – 2 уровень (2 ученика); остальные сядут за 3 ряд – 3 уровень (2 ученика).

– Скажите, какой урок начался? (счёт). – А какой он по счёту? (2)

Введение в тему урока. – Сегодня мы с вами будем работать с цифрами и больше про них узнаем. – Для того, чтобы узнать тему нашего урока, необходимо, раскодировать ларец. Педагог показывает ларец с кодом и предлагает взять карточки- «кодировки», для расшифровки темы урока.

25-10-19-13-16 Й; 19-16-19-20-1-3 25-10-19-13-1 Й Ответ: Число 11. Состав числа 11 (карточка № 1).

 

1 группа:

A

б

В

г

Д

е

Ё

ж

З

и

Й

к

Л

м

Н

о

П

р

С

т

У

ф

Х

ц

Ч

ш

Щ

ъ

ы

ь

Э

ю

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

2 группа:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

ъ

ы

ь

Э

Ю

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

3 группа:

1

3

10

11

13

16

19

20

25

А

В

И

Й

Л

О

С

Т

Ч

 

Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы.

Цель: формирование и развитие к умению определять и формулировать тему и цель для изучения в совместной деятельности с учителем.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологиямоделирования (знаково-символические средства)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система контроля:

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 задание (карточка № 2):

Внимание: Запишите

- число, следующее за 7 (8)

- число, которое стоит перед числом 5 (4)

- число, стоящее между 6 и 8 (7)

-самое маленькое двузначное число (10)

- соседей числа 5 (4 и 6)

- самое маленькое однозначное число (1)

- число, стоящее справа от 8 (9)

- число, стоящее слева от 6 (5)

- самое большое однозначное число (9)

- число на 1 больше, чем число 7 (8)

-при счёте это число называют сразу после числа 9 (10)

1

группа: в > квадратах прописываются необходимые цифры, а в < квадратах порядковый счёт выполненных заданий – (всего 10).

 

2

группа: в > квадратах прописываются необходимые цифры по ориентиру «числовой отрезок», а в < квадратах порядковый счёт выполненных заданий – (всего 10).

 

3

группа: в квадратах прописываются необходимые цифры по ориентиру «числовой ряд».

7… …5 6..8 .?. ..5... .?.8.. …6 7 ?

Работа в парах (предлагается проверить работу соседа по парте под диктовку педагога).

-Давайте вспомним, что такое десяток? - Десять единиц составляют…..? (1 десяток).

 

 

- Как мы можем показать десяток? (ответы обучающихся) - Сколько палочек в пучке? (10 палочек).

- Сколько десятков в пучке счётных палочек? (1 десяток).

- Где встречается в жизни это слово десяток? (при расфасовке яиц).  В старину 10 называли «дцать».

Правило на стенде:    10 ед.= 1дес.

 

- Как называется число, с которым мы сегодня знакомимся? (одиннадцать) оно состоит из слогов: «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ». Наглядный показ педагога и выполнение по словесной инструкции учениками: на пучок счётных палочек положить 1 палочку и проговаривать «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ».(Вывесить на доску: «ОДИН» «НА» «ДЦАТЬ») - Какая получилась цифра? (11).

Сколько десятков в числе 11? (1) – Сколько единиц? (1)

- Какие числа называют однозначными? (числа с одной цифрой). Двузначными? (числа состоят из двух цифр).

Повторить правила:

Однозначные числа – это числа, которые состоят из одной цифры.

Двузначные числа – это числа, которые составляют две цифры.

– Число 11 это однозначное или двузначное число? (двузначное) Почему? (11 – составляют две цифры). Так, число 11, мы записываем двумя цифрами 1 и 1.

Показ написания цифры 11 педагогом со словесной инструкцией (в левой клеточке пишем 1 десяток, в правой клеточке 1 единицу).

Работа на индивидуальных прорезиненных доскахнаписание цифры 11 мелом на доске в клеточках.

1 группа: (нарисовать прямоугольник мелом, поделить его на два квадрата и прописать число 11);

2 группа: (поделить нарисованный прямоугольник пополам и прописать цифру 11);

 

3 группа: (прописать цифру 11 в клетках).

3 задание:

Работа с линейкой и числовым отрезком: (СИМВОЛ )

 

-Давайте вспомним, что такое число и цифра? (Чисел – бесконечное количество, а цифр всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Числа мы что делаем…? (считаем, складываем, вычитаем). А цифры…? мы видим и пишем. Вспомнить правило: Это, как звуки и буквы. Звуки мы…? (слышим и произносим), а буквы …? (пишем и видим). 

- Давайте посмотрим, где находится 11 на числовом отрезке. - В ряде чисел за числом 10 следует число….? (11)

Д.У: «Найдите место каждого числа на числовом отрезке» (карточка № 3).

1 группа:

 

2 группа:

 

3группа:

Правило:

Число, которое на числовом луче расположено правее…больше (>) числа, расположенного левее.

Число, которое на числовом луче расположено левее…меньше (<) числа, расположенного правее.

 

- Давайте сравним числа 10-11 между собой.

10+1

Выставляются (СИМВОЛЫ )  11-1

– Значит, число 11 можно получить…..? (К 10 прибавить + 1).

Задание: (карточка № 5)

Сравнение чисел 10 и 11 (насколько 11>10?;насколько 10<11?)

10<11; 11>10;10=10; 11=11 (СИМВОЛЫ )

1 уровень: самостоятельное выполнение по карточкам;

2 группа: работа у доски по кассе цифр;

3 группа: выполняют по показу.

1

0

<

1

1

1

1

>

1

0

1

1

=

1

1

1

0

=

1

0

Работа у доски с магнитными цифрами.

Решение примеров: (СИМВОЛ ? )

1

1

-

1

0

=

1

1

0

+

1

=

1

1

1

1

-

1

=

1

0

-Что мы сейчас повторили? Выводы учащихся: Мы повторили расположение чисел на числовом отрезке, сравнение, сложение и вычитание с помощью числового отрезка. (Каждый этап работы отмечается символом, для быстрого запоминания и обобщения: тема урока ?; 1 задание: ?; 2 задание: ; 3 задание

4 задание: ; 5 задание: ; 6 задание: ; физминутка: ;

7 задание:

 

Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10

Организация учебного процесса на этапе 1:

Цель: - закрепить понятия: «больше на 1», «меньше на 1»; «следующее» и «предыдущее» число; формировать навыки в нахождении цифр «соседей», нахождение определённого числа;

- различение чисел первого и второго десятка.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Цель: - уточнить и закрепить понятия состава числа 10: «10 единиц»; «1десяток»;

закрепить понятия «однозначные», «двузначные» числа.

 

Мотивировать учащихся к учебному действию и усвоению изучаемого материала.

 

 

 

Организация учебного процесса на этапе 3:

Цель: -развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с числом 11 и его составом и правильным написанием цифры 11;

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний о числовом отрезке:  формировать знания правил построения числового отрезка;

- умение находить последующее и предыдущее число, складывать, вычитать, сравнивать числа с помощью числового отрезка.

 

Здоровьесберегающия технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть: подведение итогов урока

ФИЗМИНУТКА:

Дети встают в круг, взявшись за руки и по цепочке считают: – 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10. Вместе дружно все мы встанем и в десяток поиграем. (взяться за руки). Вдруг пришла к нам единица, очень хочется подружиться, (педагог – шагает) громко в двери к нам стучится (учащиеся, и педагог вместе имитируют стук). Заходи к нам единица, мы хотим все подружиться, (учащиеся «зовут» имитируя движениями рук) начинаем счёт опять – 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 (педагог «здоровается» с каждым учеником), дружно стало всем нам вместе. Мы теперь с тобой друзья, вот такие чудеса (стоя в кругу, руки на плечи друг другу). Ты число двузначное, очень даже значное (указательным пальцем «указывают»). Будем 11 мы знать и задачи все решать (хлопки в ладоши).

5 задание:

Работа в парах: «Засели жильцов»

1 и 2 группа: - У обучающихся разрезные цифры, которые выкладывают поочерёдно и «заселяют» цифрами «дом».

Например: Один ученик показывает цифру 1 – другой цифру 10;

2-9; 3-8; 4-7; 5-6; 6-5; 7-4; 8-3; 9-2; 10-1.

-Есть ли похожие номера «квартир»? – Чем они похожи? (составом цифр) – А чем отличаются? (стоят на разных местах) –Как можно сделать, чтобы номера квартир стали одинаковые? (поменять цифры местами). – Лишние «этажи» убираются.

 

1

+

10

=

11

2

+

9

=

11

3

+

8

=

11

4

+

7

=

11

5

+

6

=

11

3 группа: игра: «Домино». У обучающихся карточки «Домино». Один ученик показывает начало карточки, другой продолжение.

 

Работа по кассе (на закрепление): «Выложи пример»

Рассмотреть примеры:

первый столбик от 1-5 (порядковый счёт); второй столбик от 10-6 (обратный счёт).

6 задание: «Числовой кубик» -Составление равенств и неравенств с пройденными цифрами. Правила игры:

-Педагог кидает куб ученику, а тот на выпавшую цифру составляет = или не= используя знаки: < > = (с магнитными цифрами и знаками)

- Ну, вот и мы познакомились с цифрой…? (11) и её ….. ? (составом)

- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

- В каком задании испытывали затруднения? Почему?

С чем бы вы хотели познакомиться на следующем уроке?

- В этом ларце мы храним, какие числа…? (двузначные, то есть числа второго десятка)

- Посмотрите, что лежит в нём? (единица) –Правильно, надо найти свой десяток, собрать пазлу и подарить гостям! –Обучающие подходят к гостям и находят пазлу к своей половинке. –Всем спасибо!

 

 

 

 

 

Отдых органов зрения, слуха, мышц корпуса, мелких мышц кистей.

Изменить деятельность учащихся, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение урока.

 

Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; тренировать вычислительный навык в пределах 11;

 

Побуждать учеников быть активным, стремиться работать в парах.

Сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Учить делать выводы.


 


 

 

Комментарии

No Avatar
Воробьева Ольга... on вт, 01/17/2023 - 21:37

Спасибо!

No Avatar
Воробьева Ольга... on вт, 01/17/2023 - 21:49

спасибо