Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект ОД с детьми старшей группы по ознакомлению  с художественной литературой Знакомство с рассказом  Н.Носова «На горке»

МБДОУ «Детский сад № 2 “Чебурашка”» г. Красавино Вологодской области

 

Конспект ОД с детьми старшей группы по ознакомлению  с художественной литературой

Знакомство с рассказом  Н.Носова «На горке»

 

Воспитатель

Тчанцева Е.Е.

 

 

Образовательные задачи:

- закрепить у детей знания о прочитанных ранее произведениях Носова, познакомить с новым рассказом «На горке».

- продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста.

- обеспечить понимание детьми характеров образов, выразительно-изобразительных средств, помогающих раскрытию содержания художественного произведения.

- обогащать речь детей пословицами, фразеологизмами.

- расширить знания детей о свойствах снега и песка, используя метод обыгрывания текста.

Развивающие задачи:

- развивать умение логически излагать собственные мысли.

- продолжать развивать интерес к линии сюжета художественного произведения

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать у детей умение терпеливо и внимательно выслушивать ответы друг друга.

 

Формы организации детей:  групповая.

 

Виды детской деятельности:  коммуникативная, двигательная.

 

Форма проведения: беседа, загадки с предметами, словесно-двигательная игра.

 

 1.  Воспитатель вносит в группу портрет Николая Носова и ставит на полку в книжный уголок, рядом с его произведениями, уже прочитанными с детьми. Рассматривает его, чем привлекает внимание ребят - они подходят.

-Ребята, я внесла в группу новый предмет, вы догадались, какой? (подходят остальные дети)

-Портрет.

-Правильно, портрет. Какой может быть профессия у  человека с портрета?

(дети предлагают варианты ответов).

-Писатель.

-Правильно, писатель. Почему вы так решили?

-Вы поставили его в книжный уголок.(выслушивает все ответы детей)

- Расскажите, чем занимаются писатели?  (ответы детей).

-Давайте посмотрим на новый портрет в нашем книжном уголке. Я поставила его на полку  к вашим любимым книгам. К  каким книгам? Кто автор этих книг?  Догадались, как зовут этого писателя ? (Николай Носов).

-Правильно, мы с вами прочитали много его книг. В каком литературном жанре любит писать детский писатель Николай Носов? (рассказы).

-Какие ещё  литературные жанры вызнаете?(стихи, сказки)

-Что особенного есть в стихах? ( выдерживается рифма)

-Что отличительного есть в жанре сказок? (волшебство,добро побеждает зло).

-На что похож  жанр рассказов ? ( на истории,которые случаются со взрослыми, детьми или животными)

-О ком чаще всего Николай Носов пишет свои рассказы? (о детях)

-Николай Носов любил наблюдать за детьми и их играми, и все интересные истории описывал в книгах. Когда у него родился сын, стал писать  про своего сына и его друзей.

Мы с вами читали рассказы этого замечательного писателя. Давайте вспомним их, используя «Сундучок подсказок» (предлагаю детям, не глядя  достать предмет, который относится к  одному из рассказов писателя):

1. Из какого рассказа эта шляпа? Кто сидел под ней? Как он туда попал?  («Живая шляпа»)

2. Из какого рассказа этот лоскуток ткани? Что такое заплатка? («Заплатка»)

3. Чей жезл достали из сундучка? Как называется этот рассказ? Чему он нас научил ? («Милиционер»)

4 .Из какого рассказа этот овощ? Чему учит нас этот рассказ ? («Огурцы»)

5. О чём мама просила своего сына? Почему разбилась сахарница ? («Леденец»)

6. О чём мечтали два друга? Им удалось? На чём они прокатились? Кому за это «попало»? («Автомобиль»)

-Читая книги Николая Носова, мы учимся не совершать плохих поступков, учимся дружить. Они  дают нам хорошие советы.

7. Из какого рассказа этот мальчик ? (достаю сама фигурку мальчика на коньках, дети затрудняются ответить). Почему вы не знаете? (не читали такой рассказ).

-Вы хотите узнать, какая история  случилась с этим мальчиком?

 

2.     Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом Николая Носова «На горке». Но сначала посмотрите на эту картину. Что вы видите на ней? Чем  ещё любят заниматься дети зимой на прогулке?

                                     Физ.минутка

-Что вам нравится зимой ?Белые полянки и на горке ледяной

                                                 Лыжи или санки («скользящий шаг»)

-Что вам нравится зимой?   Мягкие сугробы, чтоб кататься

                                                День-деньской, крепость делать чтобы.

                                                ( сидя на корточках « сгребают снег руками»)

-Что вам нравится зимой?   Потеплей одеться, в шубке тёплой, меховой

На морозе греться (разводят руки в стороны и

                                                обнимают себя за плечи)

А теперь мы с вами переходим на наш читательский диван. У меня в руках новый рассказ. Напомните, как он называется и кто автор? (обращаю внимание на портрет Н.Носова). Чтение рассказа.

 

На горке.

 

1 часть.  Перед детьми иллюстрация по сюжету рассказа.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.

2 часть.  Воспитатель выставляет перед детьми макет горки, слепленной из снега, фигурку мальчика на коньках, снег, песок. Продолжает чтение рассказа, одновременно обыгрывая сюжет мелкими игрушками.

 Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься - то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

Воспитатель задаёт вопрос: «Почему Котька упал? Отчего она скользкая?»

– Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

 Воспитатель ставит проблему : « Ребята, что можно сделать, чтоб ледяная горка не была такой скользкой?»(ответы детей)

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках.

3 часть.  Вопросы детям:  «Ребята, как вы думаете, ребята расстроятся, что горка посыпана песком? Котька признается, что это он посыпал горку? Хотите узнать, что будет дальше?»

 Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься ?

Воспитатель спрашивает: «Ребята, что надо сделать, чтобы  с горки снова можно было кататься?»( ответы детей).

Котька говорит:

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

 

3.   Вопросы к детям после чтения:

-Ребята, вам понравился рассказ Н.Носова «На горке»?

-какое время года в рассказе?

-какое занятие придумали для себя  дети?

-как трудились ребята ? («не покладая рук»)

-что означает фраза «не покладая рук»?

-что в это время делал Котька Чижов? (смотрел в окно, «бил баклуши»)

-как понять фразу «бить баклуши»?

-сколько частей  можно выделить в рассказе? придумайте им названия (если дети затрудняются выделить части, то воспитатель напоминает им, об иллюстрации и макете горки, которые делят рассказ на составляющие)

-чему научил нас этот рассказ? ( хочешь кататься – не сиди дома, строй горку вместе со всеми)

-какая пословица подходит к этому рассказу?  («Любишь кататься - люби и саночки возить»)

-кому в рассказе мы можем сказать эту пословицу?

Упражнение «Волшебный кубик».

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани (снежинки,лёд, шапка, ветер, снег, лопата, ель, горка, улыбающиеся дети, коньки, зима).

Бросаем кубик и говорим: «Вертись, крутись, на бочок ложись»

На верхней грани – снег.

 Воспитатель спрашивает детей: «Какой он?»(белый, пушистый, искристый, блестящий, холодный)

Аналогично разыгрываются и другие грани кубиков.

 

Итог.

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

-Рассказ  какого автора читали?

-Как называется рассказ?

-Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

-Я надеюсь, что в нашей группе дети любят дружить и совершать хорошие поступки , а научиться этому нам помогут наши надёжные друзья- книги!

Рефлексия.

-У каждого из вас на столах лежат снежинки белого и серого  цветов.

-Если вы считаете, что сегодня вам понравилось на занятии, у вас  получилось справиться со всеми заданиями, то возьмите снежинку белого  цвета.

-Если кому-то было скучно, и он не справился с некоторыми заданиями – возьмите снежинку серого  цвета.

-Сейчас мы построим из снежинок свою горку.(располагают снежинки на доске виде горки).

-Ребята, каких снежинок на нашей горке больше?(ответы детей).

Воспитатель обращает внимание на тех детей, которые выбрали серые снежинки. Интересуется, что не получилось у данного ребёнка и настраивает его на дальнейший успех.

 -Вечером мы обязательно прочитаем этот рассказ ещё раз, а сейчас ставим новую книгу на полку. А я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать к новому рассказу Николая Носова «На горке» свои рисунки. (продолжение на втором занятии по рисованию).