Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей с 4 до 5 лет «Волшебные льдинки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №6»
Г. ЯРОСЛАВЛЬ
«Волшебные льдинки»
(Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей с 4 до 5 лет)
Разработала воспитатель
Кириллова Мария Викторовна
Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является поисково-исследовательская деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство поисково-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Кроме того в поисково-исследовательская деятельность способствует развитию психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представления детей о свойствах воды (прозрачная, бесцветная, растворяет краску, может замерзнуть и превратиться в лед).
- Уточнить представление детей о цвете и его насыщенности ( темный и светлый)
- Продолжать учить детей сравнивать предметы разные по длине, употребляя слова "длинный", "короткий", "длиннее", "короче".
- Упражнять детей в действиях с ножницами. Формировать умение разрезать веревку на 2 части.
- Закрепить навыки работы с красками и кистью.
Развивающие:
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление.
- Побуждать детей к инициативе, речевым высказываниям, построенным в соответствии с нормами русского языка.
Воспитательные:
- Формировать интерес к исследовательской деятельности, воспитывать у детей любознательность.
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Оборудование и материалы
Демонстрационный материал: письмо от Деда Мороза, фотография с изображением деревьев, украшенных цветными льдинками, карточки – схемы с изображением смешивания красок.
Раздаточный материал: стаканчики с водой (по 2 на каждого ребенка), разноцветная гуашь, кисти для рисования, подставка для кистей, салфетка, ножницы, веревочка (40 см).
Ход образовательной деятельности
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращается к детям
- Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и увидела письмо от Деда Мороза
(читает письмо)
«Здравствуйте дети! Пишет Вам Дедушка Мороз. Недавно я пролетал мимо садика и заглянул в окошко группы. Как у вас уютно, красиво. Я увидел, что вы начали украшать группу к празднику. Молодцы! Но когда я посмотрел на участок, где вы гуляете, я даже расстроился. Я так люблю, когда на деревьях и кустах висят зимние украшения - цветные льдинки. Отправляю вам по почте фотографию нарядного зимнего дерева. А вы догадайтесь, зачем она вам нужна?»
- Посмотрите, что прислал нам Дед Мороз (показ фотографии приложение 1, на которой изображены украшенные деревья цветными льдинками)
- Как красиво, жаль, что этого нет у нас. Что же делать? (ответы детей)
-Ребята, а вы хотите сделать наш участок красивым? (ответы детей)
- Вы можете сделать такие же украшения для нашего участка? (ответы детей)
- Как же нам быть? Как вы думаете, как сделать такое разноцветное чудо? (ответы детей)
Воспитатель поддерживает желание украсить участок и обращает внимание на материалы к занятию.
- Тогда давайте посмотрим в наши волшебные бинокли. Что же вы видите у нас на столах? (ответы детей)
Дети садятся за столы.
2. Основная часть образовательной деятельности.
- Ребята для чего нам нужны стаканчики (ответы детей), кисточки (ответы детей), ножницы, нитки и салфетки?
- Всем ли хватило материала? У каждого из вас есть стаканчик с водой, ложечки и салфетки, а вот краски общие. Не забывайте, что вы друзья, надо делиться.
- А как сделать льдинки? Почему здесь льдинки цветные? (ответы детей) Как они получились? (из цветной воды) А чем можно покрасить воду? (ответы детей).
- Ребята посмотрите, какая вода? Что вы знаете о воде? (она бесцветная, прозрачная, сквозь нее всевидно).
- Сейчас начнется "колдовство"- приготовление красивой разноцветной воды. Добавим вкаждую банку гуашь разного цвета - красную, синюю, желтую, белую (дети выбирают цвет краски и растворяют гуашь в воде). Что вы видите? Растворилась ли краска? Что вы делали для того, чтобы краска растворилась?
Педагог анализирует получившиеся цветаи оттенки, вместе с детьми разливают воду по формочкам.
- Я совсем забыла, у Дедушки Мороза в посылке есть еще что-то (картинки, приложение 2). Как вы думаете для чего они? (ответы детей).
- Дедушка Мороз нам подсказывает, как смешивать воду в стаканчиках и получать новые цвета. Попробуем смешать воду так, как нарисовано на картинках (после этого педагог помогает перелить в формочки).
При необходимости дети берут новые стаканчики с чистой водой.
- Вода в формочках есть, как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы она замерзла? (убрать в морозильную камеру).
- Тогда как нам прикрепить веревочки? (ответы детей).
У вас у каждого есть по одной веревке, какая она по длине? (длинная) Возьмите ножницы и один раз расстригите так, чтобы получилось две веревки.
- Давайте сравним мою веревочку, не расстриженную, с вашими верёвочками. Какая у меня веревка? (черная, длинная), а у вас какая? (зеленая короткая). Чья веревка длиннее, моя или ваша? (ответы детей) Как это проверить? (соединить вместе).
Организуется практическая деятельность по сравнению длины веревочек, делаются выводы.
- Формочки с водой есть, веревки подготовили, что осталось сделать? (Отпустить веревки в воду)
- Сначала я хочу предложить выполнить девочкам. Настоящие мужчины всегда пропускают девочек вперед. После девочек веревки раскладывают мальчики.
- Отличная работа! У нас будет много разноцветных льдинок для украшения деревьев на участке. Как думаете, наш участок понравится Деду Морозу, когда тот будет пролетать над ним в волшебных санях? (ответы детей)
- Чтобы наша цветная вода превратилась в цветные льдинки, мы отнесем формочки на кухню и заморозим воду в морозильной камере.
Педагог читает стихотворение и подводит детей к рефлексии занятия.
Ты морозь, морозь, морозь
Холодильник милый
Крепко воду заморозь
Чтоб она застыла
Завтра мы пойдем гулять
И участок украшать
Льдинки разноцветные
На ветвях качаются
К новогодним праздникам
Деревья наряжаются.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, сегодня вечером, когда за вами придут мамы и папы, что вы им расскажете про наше занятие?
- Что вам понравилось? (ответы детей)
- Что было трудным? (ответы детей)
- Когда наши украшения замерзнут, вы увидите, какие замечательные поделки для украшения участка вы изготовили!
Воспитатель подводит общую положительную оценку деятельности детей.