Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана»

МДОАУ «ЦРР – д/с №113» г. Орска, Оренбургской области

 

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

«Тайны вулкана»

 

Воспитатель

Байдагулова Улмекен Юриковна

 

 

Программные задачи:

Образовательные

• Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

• расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность познавательной деятельности.

Развивающие

• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.

Воспитательные

• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

• Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская

Образовательные области:

• физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, карта России, макет вулкана, сигнальные карточки, сода, красная гуашь, моющая жидкость, уксусная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (3 шт. стакан 200г. ; 1 шт. рюмка; 1 шт. чайная ложка; 1 шт. не глубокая тарелка; картонный макет горы 1 шт. ; салфетки)

План занятия:

1. Вводная часть (5)

2. Основная часть (16)

3. Заключительная часть (4)

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у меня отличное настроение, потому что к нам пришли гости,

- Что мы должны сделать

- хорошо

- Сейчас ребята я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

- Собрались все дети в круг,

Ты-мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Молодцы!

Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята я сегодня получила посылку от своих друзей учёных, как вы думаете, что находится в это посылке?

интересные фотографии, пройдёмте к столам и рассмотрим их.

(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, росы, радуги)

Воспитатель: Что случилось? Фотографии разрезаны на маленькие части.

2. Основная часть

2. 1 Создание проблемной ситуации «Как восстановить иллюстрации»

Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено?

Дети: (сложить части в целое).

Воспитатель: Давайте их сложим и рассмотрим.

Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?

Дети: (радуга, роса, дождь, гроза)

Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?

Дети: (явления природы)

Воспитатель: Ребята здесь загадка давайте отгадаем.

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга -

Это в небе… (Радуга)

- Давайте вспомним, сколько в радуге цветов? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Каждый – красный

Охотник - оранжевый

Желает - жёлтый

Знать - зелёный

Где - голубой

Сидит - синий

Фазан – фиолетовый.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (картинка)

Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и зимой, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов.

- вы согласны?

Там вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.

Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

Воспитатель: Давайте приготовимся к нашему путешествию

Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)

Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.

Опыт №1 «Растущая радуга»

6. Проследи за результатом.

Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня ещё познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана. Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)

Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.

Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.

(картинка)

(Действующий вулкан)

Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма

(Рассказ воспитателя о профессии «вулканолог»)

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит извержение. Как, течёт огненная река лавы. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять.

Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.Воспитатель: Какую, например? (воду)

Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

Воспитатель:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

Наш вулкан проснулся, и по его склонам потекла лава. Вы помните, что лава очень горячая? Что образуется при ее остывании? (различные камни).

Физ.минутка:

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт (повороты вправо-влево,

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (шаг на месте).

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают (махи руками вверх и вниз).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили (шаг на месте или с продвижением).

Когда лава застывает, образуются камни, такие как гранит, туфа, пемза, кварц (показ камней).Мы с вами ученые и я хочу вам предложить обследовать два камня: гранит и пемзу. Пройдемте к столам. Что вы видите на столах? Перед вами лежат два камня. Чем они похожи? Чем отличаются?

3. Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут

4. Опыт № 4. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод:камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

5. Опыт № 5. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах.Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет

Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

У вас на столе лежат таблицы (рабочий листы) с изображением моделей разных свойств камней. Как называются модели?

• холодный – теплый

• тяжелый – легкий

• шершавый - гладкий

• плотный – пористый

• тонет - не тонет.

Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые-геологи. Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?

Что интересного вы сегодня узнали? Что вы расскажете о наших открытиях? Вулкан – очень опасное природное явление для человека! Но результат его деятельности это различные камни, которые люди активно используют в своей жизни. Мы рассмотрели только два, поэтому, впереди нас ждут увлекательные исследования других камней.

Заключительная часть

3. Рефлексия.

Ребята,скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»

А что вам понравилось больше всего?

А как вы получили извержение вулкана?

(ответы детей)

Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.

И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.

Самоанализ занятия

Занятие по познавательному развитию для детей в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан».

Проводилась предварительная работа. Актуализация ранее полученных знаний, методом бесед и речевых игр.

Материал подобран в соответствии с возрастом, программой и темой недели.

Атмосфера на занятии была доброжелательной и комфортной, дети были заинтересованы.

Задача Обогащения сознания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширением представлений детей об объектах и явлениях неживой природы,считаю была достигнута совокупностью методов: это и беседа, сбор пазлов, просмотр видеофильма, эксперементирование.

Дети на занятии проявляли не поддельный интерес и активность, следовательно задача развивать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя;активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. была достигнута.

Задача упражнять детей в чтении схем, считаю, тоже была выполнена в ходе экспериментальной деятельности.