КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида " Сказка"
Омская область с. Азово
КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Крейк Ольга Юрьевна
Вид деятельности: Изобразительная.
Форма организации деятельности: Мастерская.
Тема НОД: "Золотая осень."
Цель: Формирование представления у детей о жанре живописи - пейзаже.
Задачи:
1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу осенью.
2.Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе осенью.
3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, заготовки (солнце, дерево, грибы, туча, птицы) для моделирования пейзажа, слайды с изображением пейзажей, натюрморта, акварельные краски, кисти, непроливайки, листы белой бумаги, подкладные клеенки, салфетки.
Ход занятия.
1.Мотивация.
Ритуал приветствия:
- Руки другу протяни (дети стоят в кругу),
Крепко за руки возьми (держатся за руки).
Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга),
Получился дружный круг (поднимают руки вверх).
Добрый день вам, детвора,
Рада видеть вас всегда!
- Ребята я хочу прочитать вам один отрывок из произведения, а вы внимательно послушайте и скажите, какое время года описывает автор.
- Облака почти не сходят с неба. Мелкие дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая.
- О каком времени года рассказывает автор?( об осени).
- А в настоящее время во всех странах осень?
- Но она не везде такая как у нас. Кто знает какая осень, например, в Африке? ( круглый год жарко и не бывает таких красивых деревьев как у нас , нет листопада, грибов лесу).
- А как сделать, чтобы дети, живущие там, узнали про то, какая у нас в Сибири красивая осень?(можно рассказать этот отрывок, который написал автор, а можно нарисовать картину и отправить письмом).
- А если на картине изображены леса, поля, моря, реки, озера, горы, город, деревня - как называется такая картина? (пейзаж)
- Сейчас … прочитает нам стихотворение:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …..(пейзаж).
2.Целеполагание.
- Вот сегодня мы с вами будем рисовать гуашевыми красками красивый осенний пейзаж. А потом положим в конверт и отправим ребятам в Африку!
3.Совместная деятельность воспитателя и детей.
- Теперь внимательно посмотрите на слайды. Подумайте , какая картинка лишняя?(слайд № 1: пейзажи: зима, весна, лето, осень и портрет).
- Почему именно эта картинка?(это не пейзаж).
- Скажите, какое время года нарисовано на каждой картине?(слайд № 2: пейзажи: зима, весна, лето, осень).
- Как можно сказать по - другому, зная , что картина о природе - это пейзаж?(зимний пейзаж, весенний, летний , осенний).
- Скажите, пожалуйста, красиво изобразили художники природу на этих картинах?
- А что нужно делать, чтобы она всегда оставалась такой же красивой?(бережно относиться к ней: не вырубать деревья, не жечь костры в лесах, не ломать ветки и т. п.)
- Конечно, природу нужно любить и беречь ее!
- Покажите картину с осенним пейзажем.(слайд№3: осенний пейзаж).
- Почему решили, что изображена осень?(ответы детей).
- Что еще происходит в природе осенью?(солнце меньше греет, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее, перелетные птицы улетают на юг).
- А теперь я предлагаю составить(смоделировать) свой осенний пейзаж.
- Что можно нарисовать, если пейзаж - это картина о природе?(дети выбирают дерево из трех предложенных: осеннее, весеннее и новогодняя ель).
- Какого цвета на деревьях листва осенью?(красная, желтая, коричневая, оранжевая)
- Что еще? (солнце)
- А какое солнце вы нарисуете, если оно с каждым днем все меньше греет? (с короткими лучиками)
- Что на небе нарисовать можно? (тучки, идет дождь)
- А когда идет дождь, что появляется?(лужи)
- А в лесу что растет?(грибы)
- Вот какой пейзаж у нас получился.
- Ну, а теперь давайте разомнемся.
Физминутка:
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
- Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нарисовать свой пейзаж.
4. Самостоятельная деятельность детей.
- Давайте вспомним , как надо сидеть, держать кисть.Как надо рисовать кистью,чтобы получилась тонкая линия?(кончиком кисточки проводить линию).
- А если мне нужен оранжевый цвет, а его нет, как его получить? А голубой? Коричневый?
- А если вы поработали одной краской и вам понадобилась другая, что надо сделать?(промыть хорошо кисть).
- А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно, не размазывать руками краску по листу бумаги.
- Вы можете добавить что-то свое, например, как идет дождь. Можете нарисовать листопад, или как птицы улетают на юг.
(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).
- Возьмите, пожалуйста свои рисунки и станьте в круг.
4.Рефлексия.
- Что мы сегодня рисовали?(природу или пейзаж)
- Как называется картина, на которой изображена природа? или Что такое пейзаж?
- А зачем мы рисовали пейзаж?
- Если дети из Африки посмотрят на наши картины, они поймут, что мы нарисовали осень? По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами осенний пейзаж?
- Мы справились?
- Скажите, а все закончили свои рисунки или кто-то из вас хотел еще что-то дорисовать? Мы отдохнем и обязательно закончим ваши работы.
- Молодцы! Спасибо вам за работу!