Конспект НОД «Образ животного в жизни, в музыке, в литературе»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка– детский сад №2 «Дельфин»
Конспект НОД (непосредственно-образовательной деятельности)
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
ТЕМА: «Образ животного в жизни, в музыке, в литературе»
Возраст детей: 6-7 лет
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Составил:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Костылева Ольга Юрьевна
г. Бердск, 2015
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС): музыкальный зал
Изменения в РППС: магнитная доска, игрушка Чевостик, листы чёрного и белого цвета, бумага и фломастер для создания игровой ситуации, дидактический материал (карточки, с обозначением динамических оттенков), игрушки-собаки, маски лисы (для игры), музыкальные инструменты для всех детей.
Задачи (в обязательной части ООП):
- приобщать детей к музыкальной классике;
- совершенствовать звуковысотный, ритмический и динамический слух;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, попевок;
- работать над артикуляцией, дикцией;
- совершенствовать вокально-слуховую координацию;
- закреплять умение петь (ритмодекламировать) самостоятельно, индивидуально и коллективно.
- закреплять навыки игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотке, ложках, бубенцах);
- содействовать проявлению активности;
- развивать артистизм, творческие способности детей;
Задачи (в вариативной части ООП):
- познакомить детей с понятиями антонимы, синонимы, слова-повторы;
- закрепить в их словаре термин контраст;
- развивать умение чувствовать настроение через восприятие музыки;
- познакомить с применением слов-повторов для усиления эмоциональной окрашенности;
- вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к персонажам стихотворений К. Стрельниковой;
- вызвать эмоциональный отклик на различные образы животных в жизни, в литературе, в музыке;
- тренировать мышцы речевого аппарата;
- развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Вводная часть (подготовительный, мотивационный этап)
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
Образовательные области (ОО) вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемый результат |
Развитие интереса к дальнейшей деятельности. |
Музыкальный руководитель (в дальнейшем М.р.) во время входа детей «общается» с Чевостиком – (постоянным участником музыкальных занятий), объясняя ему понятие контрасты. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Виды дт: коммуникативная, |
Создание ситуации, беседа. |
Слово педагога, «игрушка», демонстрационный материал – листы контрастного цвета, речь детей. |
Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, созданы условия для общения, взаимодействия детей и взрослых. |
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
ОО, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемый результат |
Закрепление понятия контрасты |
М.р. вспоминает с детьми значение слова контрасты. |
Познавательное, речевое развитие. Виды дт: коммуникативная, игровая. |
Создание игровой ситуации, беседа, решение проблемных ситуаций. |
Слово педагога, материал для игровой ситуации (чистый лист, фломастер). |
Имеются представления о понятии контраст. |
Знакомство детей с понятием антонимы. |
Словесная игра (упражнение) «Подбери антоним»
|
Познавательное, речевое развитие. Виды дт: игровая, коммуникативная. |
Беседа, дидактическая игра. |
Слово педагога, речь детей. |
Имеются первичные представления о понятии антонимы. |
Знакомство детей с понятием синонимы. Приобщение к музыкальной классике. Развитие умения чувствовать настроение через восприятие музыки (классичекой). |
Восприятие любой весёлой музыки (например, польки) – образ зайца. Восприятие: «Лебедь» К. Сен-Санса. (Возможно проведение игры «Музыкальная копилка»). |
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Виды дт: игровая, музыкальная, коммуникативная. |
Создание ситуации, беседа, слушание музыки, музыкальная дидактическая игра. |
Слово педагога, речь детей, фортепиано, ИКТ (аудиозапись). |
Имеются первичные представления о понятии синонимы. Закреплены навыки слушания (слушательской культуры) классической музыки. Закреплены умения определять настроение музыки и давать характеристику музыкальному произведению (обогащён, расширен словарный запас в области прилагательных, слов-определений). |
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
ОО, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемый результат |
Знакомство детей с понятием слова-повторы, их назначением. Содействовать проявлению активности.
|
Игра-упражнение «Вырази свои эмоции». (Можно провести в группе для экономии времени на занятии.) |
Познавательное, речевое развитие. Виды дт: Коммуникативная, игровая. |
Беседа, создание ситуации, словесная игра. |
Слово педагога, речь детей. |
Имеются первичные представления о понятии слова-повторы. |
Развивать артистизм, творческие способности детей, умение передавать образ в движении, в позе. |
Музыкальная подвижная игра «У синего-синего моря», муз. Е. Шаламоновой. |
Художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Виды дт: игровая, музыкальная, двигательная, коммуникативная. |
Создание игровой ситуации, музыкальная подвижная игра. |
Слово педагога, загадка, музыка (фортепиано). |
Дети проявляют активность, высокую вовлеченность в игру, проявляют творческие способности, артистизм. |
Вызвать эмоциональную отзывчивость к персонажу стихотворения. |
Восприятие стихотворения К. Стрельниковой «Ожидание бегемота». |
Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие. Виды дт: Восприятие художественной литературы, коммуникативная. |
Слушание, беседа, обсуждение. |
Загадка, слово педагога, речь детей. |
Дети эмоционально откликаются, реагируют на стихотворение, сочувствуют его персонажу, могут выразить свои эмоции словами. |
Совершенствовать звуковысотный, ритмический слух. Работать над артикуляцией, дикцией. Тренировать мышцы речевого аппарата. |
Ритмодекламация: «Два щенка» (в разных регистрах, в разном темпе). |
Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Виды дт: игровая, коммуникативная. |
Создание игровой ситуации, ритмодекламация (скороговорка). |
Слово педагога, речь детей, магнитная доска, дидактический материал (карточки с обозначением динамики), указка, игрушки-собаки. |
Дети могут четко проговаривать скороговорку в различных регистрах, в разном темпе, работать по показу ребёнка. Ими освоены обозначения динамики (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо F, P, FF, PP). |
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
ОО, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемый результат |
Совершенствовать звуковысотный, ритмический слух. Работать над артикуляцией, дикцией. Тренировать мышцы речевого аппарата. |
Ритмодекламация: «Шла лисица» сл. И. Мазнина |
Речевое, художественно-эстетическое развитие. Виды дт: игровая, коммуникативная. |
Создание игровой ситуации, ритмодекламация, индивидуальная работа. |
Загадка, слово педагога, речь детей, маска лисы. |
Дети могут четко проговаривать текст упражнения, передавая различное настроение, образ; соблюдают ритмический рисунок. |
Совершенствовать звуковысотный, ладотональный, динамический слух; закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, пения с солистом; совершенствовать вокально-слуховую координацию. |
Исполнение песни про маму. |
Художественно-эстетическое, речевое развитие. Виды дт: музыкальная, коммуникативная. |
Создание ситуации, пение. |
Загадка, слово педагога, музыка и инструмент (фортепиано), металлофон и микрофон (для солистки). |
Дети выразительно, эмоционально исполняют песню ласкового, нежного, спокойного характера. |
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен; совершенствовать вокально-слуховую координацию. закреплять навык игры на русских народных музыкальных инструментах (ложках, трещотке, бубенцах) и выполнения русских плясовых движений; развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности. |
Исполнение песни «Живи, наша Русь и душа» |
Художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие. Виды дт: музыкальная, коммуникативная, двигательная. |
Создание ситуации, пение, игра на музыкальных инструментах, танцевальное творчество. |
Загадка, слово педагога, ИКТ (аудиозапись минусовки), инструменты на всех детей. |
Дети выразительно и эмоционально исполняют песню задорного характера, ритмично играют на русских народных музыкальных инструментах, импровизируют с элементами русской пляски. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
ОО, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Планируемый результат |
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослыми; рефлексия собственной деятельности. |
М.р. с детьми вспоминает новые слова, понятия, прозвучавшие сегодня, чтобы «удивить» родителей, друзей и пр. Спрашивает у детей, какие образы животных им особенно запомнились, понравились. |
Социально-коммуникативное развитие. Виды дт: коммуникативная, игровая |
Создание ситуации, побуждение к действию, беседа. |
Слово педагога, речь детей. |
Общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Дети мотивированы на продолжение «деятельности» за стенами детского сада. |
Тема: «Образ животного в жизни и в искусстве»
Дети под музыку входят в зал, М.р. в этом время «общается» с Чевостиком, который прикреплён к магнитной доске (жестикуляция: высокий-низкий, широкий - узкий, прикрепить листы чёрного и белого цвета; фразы «Ну как ты понимаешь?», «Это же просто», «Ну смотри» и пр.,). М. р. ходит в задумчивости.
Затем сажает Чевостика на место, делится проблемой с детьми.
М.р.: Ребята, понимаете, какая проблема. Чевостик не может разобраться с одним словом. Кстати, гости, наверное, не знакомы с жителем нашего музыкального зала Чевостиком? Может быть, мы расскажем им, кто это такой?
(Ответы детей.)
М.р.: Вы хотите узнать с каким словом не может разобраться Чевостик? Со словом контраст, контрасты! Разобраться со смыслом я ему помогла, видите, листы контрастного цвета выложила? Какие? (Ответы детей.) Я надеюсь, вы помните, что контрасты, это что-то очень разное. И мы с вами знакомились с разными контрастными вещами, предметами, звуками. Например, (М.р. играет высокий и низкий звук, длинный и коротки, тихий и громкий).
А вот запомнить это слово Чевостик не может. Как же быть? (предложения детей.) М.р. их анализирует.
М.р.: А у меня тоже есть предложение, можно написать это слово, и оно всегда будет перед глазами у Чевостика. Но у меня почерк не очень хороший. Может быть попросим (ИО воспитателя).
Воспитатель пишет на бумаге цветным фломастером слово «контраст».
М.р. предлагает кому-либо из детей проверить, правильно ли написал воспитатель слово. Затем кладёт это слово к Чевостику, который сегодня уже устал.
М.р.: Ребята, а вам я назову ещё два слова, которые очень пригодятся в будущем в школе. Это слова: антонимы и синонимы. Антонимы - это то же самое, что контрасты. Что-то очень разное. Например…
Упражнение «Подбери антоним»
(далеко – близко, высоко – низко, добрый – злой, темный – светлый, большой – маленький, жарко – холодно, весело – грустно, смелый – трусливый, пол – потолок, земля – небо).
М.р.: А, синонимы, наоборот, обозначают что-то близкое, похожее. Например, когда я предлагаю вам образ весёлого зайчика в музыке (наиграть любую польку), вы говорите не только «музыка весёлая», но и много других слов - синонимов. Ну какие, например, слова, вы можете сказать об этой музыке, как её охарактеризовать? (Ответы детей: радостная, задорная, мажорная, солнечная, игривая, плясовая.) Правильно, это всё синонимы.
А если вы услышите музыку французского композитора Камиля Сен-Санса «Лебедь» (показать портрет композитора), вряд ли вы ограничитесь определением – музыка грустная. Я уверена, что вы сможете назвать много других синонимов. Предлагаю послушать музыку К. Сен-Санса и положить в шкатулку…. Сколько слов-синонимов вы сможете положить? (Ответы детей.)
Восприятие: «Лебедь» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»
(Возможно проведение игры «Музыкальная копилка»: музыка печальная, минорная, плачущая, плавная, покачивающая, убаюкивающая, неторопливая и пр.).
А ещё мы сегодня поговорим про слова-повторы. Как вы думаете, зачем мы иногда говорим: вкусное-вкусное мороженое, белый-белый снег, красивое-красивое платье? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы усилить, подчеркнуть свои впечатления. Т.е. что-то ОЧЕНЬ красивое, белое, сладкое, вкусное и т.д. А еще можно это сделать так: красивый-прекрасивый цветок, сладкий-пресладкий торт, страшное-страшное, страшное-престрашное чудище! Я вам предлагаю в группе поиграть в игру «Вырази свои эмоции» с помощью таких повторов. Пусть (ИО воспитателя) запишет себе это задание, чтобы не забыть. А я сейчас приведу пример.
Игра-упражнение: «Вырази свои эмоции»
Пример от М.р.: когда я была маленькой-маленькой мы с мамой ездили далеко-далеко в деревню, где жила моя любимая бабушка. Она была добрая-предобрая и очень любила животных. У неё было много-много домашних животных. Я никогда не забуду это путешествие.
А с папой мы летали на большом-пребольшом самолёте к морю. Я любила купаться в море, а потом лежать на жарком-прежарком песке и греться.
Если желающих много, можно предложить продолжить эту игру в группе.
М.р.: А я тоже хочу сегодня с вами поиграть в слова-повторы. И относиться эти слова-загадки будут к разным животным. Итак, первая загадка:
- Летают над морем белые-белые, крикливые-крикливые …. (Чайки)
М.р. сразу начинает играть музыку к игре «У синего-синего моря»: Вот, я вижу, я слышу, как чайки полетели прямо сейчас и т.д.
Музыкальная подвижная игра «У синего-синего моря», муз. и сл. Е. Шаламоновой («Музыкальный руководитель» (в дальнейшем М/р) 3/11, с.12))
М.р.: А еще в болоте живёт толстокожий-претолстокожий …(Бегемот.)
Восприятие: стихотоворение К. Стрельниковой «Бегемот»
(Беседа с детьми по содержанию стихотворения. О чём оно? О радости? О счастье? Об ожидании? О разочаровании? О поддержке окружающих людей?)
М.р.: Следующая загадка: это верный-верный друг! Верный-преверный! (Собака.)
Ритмодекламация: «Два щенка» (в разном темпе, с разной динамикой)
(О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное. 2011г., С. 218)
Можно вызвать ребёнка, чтобы он указывал динамику (с помощью карточек)
М.р.: Рыжая-рыжая, хитрая-прехитрая? (Лиса.)
Ритмодекламация: «Шла лисица» сл. И. Мазнина (М/п 5/09, с. 7)
(Можно вызывать по одному, по два человека, надевать маски, мониторинг)
М.р.: И последние две загадки. Они не касаются животных. Это загадки про песни. Про контрастные песни. Итак, добрая-предобрая, нежная-пренежная, ласковая-преласковая песня… («Ты на свете лучше всех, мама»).
А контрастная – весёлая-превесёлая, зажигательная, удалая, такая, чтоб душа развернулась и ноги сами в пляс пошли? (Ответы детей.)
Какую вы хотите сейчас исполнить для наших гостей?
Исполнение песни про маму
С солисткой
или
Исполнение песни «Живи, наша Русь и душа»
Часть детей играет на музыкальных инструментах, часть – танцует
М.р.: Ну что же, думаю, можно подвести итоги и придумать, кого мы можем сразить нашими великолепными знаниями. Какие слова вы сегодня услышали, запомнили? (Ответы детей.) Зачем нужны слова-повторы? (Ответы детей.) Попробуйте сегодня вечером рассказать родителям о своих впечатлениях, эмоциях, используя слова-повторы. Кстати, а образ какого животного вам запомнился больше всего? Остались ли у вас о ком-то сильные впечатления?
М.р.: Теперь я с вами прощаюсь. До свидания.
М.р. играет музыку из игры «У синего-синего моря», дети «летят» как чайки.