Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект НОД «Образ животного в жизни, в музыке, в литературе»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка– детский сад №2 «Дельфин»

 

Конспект НОД (непосредственно-образовательной деятельности)

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 

ТЕМА: «Образ животного в жизни, в музыке, в литературе»

 Возраст детей:  6-7 лет

  Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие

 
   

                                                                                                                                                                                                                                               

                  Составил: 

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Костылева Ольга Юрьевна

                

                       г. Бердск, 2015

 

 

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС): музыкальный зал

Изменения в РППС: магнитная доска, игрушка Чевостик, листы чёрного и белого цвета, бумага и фломастер для создания игровой ситуации, дидактический материал (карточки, с обозначением динамических оттенков), игрушки-собаки, маски лисы (для игры), музыкальные инструменты для всех детей.

Задачи (в обязательной части ООП):

  • приобщать детей к музыкальной классике;
  • совершенствовать звуковысотный, ритмический и динамический слух;
  • закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, попевок;
  • работать над артикуляцией, дикцией;
  • совершенствовать вокально-слуховую координацию;
  • закреплять умение петь (ритмодекламировать) самостоятельно, индивидуально и коллективно.
  • закреплять навыки игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотке, ложках, бубенцах);
  • содействовать проявлению активности;
  • развивать артистизм, творческие способности детей;

 

Задачи (в вариативной части ООП):

 

  • познакомить детей с понятиями антонимы, синонимы, слова-повторы;
  • закрепить в их словаре термин контраст;
  • развивать умение чувствовать настроение через восприятие музыки;
  • познакомить с применением слов-повторов для усиления эмоциональной окрашенности;
  • вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к персонажам стихотворений К. Стрельниковой;
  • вызвать эмоциональный отклик на различные образы животных в жизни, в литературе, в музыке;
  • тренировать мышцы речевого аппарата;
  • развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

 

Вводная часть (подготовительный, мотивационный этап)

 

 

Образовательные задачи

Содержание

ННОД

Образовательные области (ОО) вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый

результат

Развитие интереса к дальнейшей деятельности.

Музыкальный руководитель (в дальнейшем М.р.) во время входа детей «общается» с Чевостиком – (постоянным участником музыкальных занятий), объясняя ему понятие контрасты.

Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Виды дт: коммуникативная,

Создание ситуации, беседа.

Слово педагога, «игрушка», демонстрационный материал – листы контрастного цвета, речь детей.

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, созданы условия для общения, взаимодействия детей и взрослых.

 

 

Основная часть (содержательный, деятельный этап)

Образовательные

задачи

Содержание

ННОД

ОО, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый

результат

Закрепление понятия контрасты

М.р. вспоминает с детьми значение слова контрасты.

Познавательное, речевое развитие.

Виды дт: коммуникативная, игровая.

Создание игровой ситуации, беседа, решение проблемных ситуаций.

Слово педагога, материал для игровой ситуации (чистый лист, фломастер).

Имеются представления о понятии контраст.

Знакомство детей с понятием антонимы.

Словесная игра (упражнение) «Подбери антоним»

 

Познавательное, речевое развитие.

Виды дт:

игровая, коммуникативная.

Беседа, дидактическая игра.

Слово педагога, речь детей.

Имеются первичные представления о понятии антонимы.

Знакомство детей с понятием синонимы.

Приобщение к музыкальной классике.

Развитие умения чувствовать настроение через восприятие музыки (классичекой).

Восприятие любой весёлой музыки (например, польки) – образ зайца.

Восприятие: «Лебедь» К. Сен-Санса.

(Возможно проведение игры «Музыкальная копилка»).

Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Виды дт:

игровая, музыкальная, коммуникативная.

Создание ситуации, беседа, слушание музыки, музыкальная дидактическая игра.

Слово педагога, речь детей, фортепиано, ИКТ (аудиозапись).

Имеются первичные представления о понятии синонимы.

Закреплены навыки слушания (слушательской культуры) классической музыки.

Закреплены умения определять настроение музыки и давать характеристику музыкальному произведению (обогащён, расширен словарный запас в области прилагательных, слов-определений).

Образовательные

 задачи

Содержание

ННОД

ОО, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый

результат

Знакомство детей с понятием слова-повторы, их назначением.

Содействовать проявлению активности.

 

Игра-упражнение «Вырази свои эмоции».

(Можно провести в группе для экономии времени на занятии.)

Познавательное, речевое развитие.

Виды дт:

Коммуникативная, игровая.

Беседа, создание ситуации, словесная игра.

Слово педагога, речь детей.

Имеются первичные представления о понятии слова-повторы.

Развивать артистизм, творческие способности детей, умение передавать образ в движении, в позе.

Музыкальная подвижная игра «У синего-синего моря», муз. Е. Шаламоновой.

Художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Виды дт:

игровая, музыкальная, двигательная, коммуникативная.

Создание игровой ситуации, музыкальная подвижная игра.

Слово педагога, загадка, музыка (фортепиано).

Дети проявляют активность, высокую вовлеченность в игру, проявляют творческие способности, артистизм.

Вызвать эмоциональную отзывчивость к персонажу стихотворения.

Восприятие стихотворения К. Стрельниковой «Ожидание бегемота».

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Виды дт:

Восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Слушание, беседа, обсуждение.

Загадка, слово педагога, речь детей.

Дети эмоционально откликаются, реагируют на стихотворение, сочувствуют его персонажу, могут выразить свои эмоции словами.

Совершенствовать звуковысотный, ритмический слух.

Работать над артикуляцией, дикцией.

Тренировать мышцы речевого аппарата.

Ритмодекламация: «Два щенка» (в разных регистрах, в разном темпе).

Речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Виды дт:

игровая, коммуникативная.

Создание игровой ситуации, ритмодекламация (скороговорка).

Слово педагога, речь детей, магнитная доска, дидактический материал (карточки с обозначением динамики), указка, игрушки-собаки.

Дети могут четко проговаривать скороговорку в различных регистрах, в разном темпе, работать по показу ребёнка.

Ими освоены обозначения динамики (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо F, P, FF, PP).

Образовательные

задачи

Содержание

ННОД

ОО, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый

результат

Совершенствовать звуковысотный, ритмический слух.

Работать над артикуляцией, дикцией.

Тренировать мышцы речевого аппарата.

Ритмодекламация: «Шла лисица» сл. И. Мазнина

Речевое, художественно-эстетическое развитие.

Виды дт:

игровая, коммуникативная.

Создание игровой ситуации, ритмодекламация, индивидуальная работа.

Загадка, слово педагога, речь детей, маска лисы.

Дети могут четко проговаривать текст упражнения, передавая различное настроение, образ; соблюдают ритмический рисунок.

Совершенствовать звуковысотный, ладотональный, динамический слух;

закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, пения с солистом;

совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Исполнение песни про маму.

Художественно-эстетическое, речевое развитие.

Виды дт:

музыкальная, коммуникативная.

Создание ситуации, пение.

Загадка, слово педагога, музыка и инструмент (фортепиано), металлофон и микрофон (для солистки).

Дети выразительно, эмоционально исполняют песню ласкового, нежного, спокойного характера.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

совершенствовать вокально-слуховую координацию.

закреплять навык игры на русских народных музыкальных инструментах (ложках, трещотке, бубенцах) и выполнения русских плясовых движений;

развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Исполнение песни «Живи, наша Русь и душа»

Художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

Виды дт:

музыкальная, коммуникативная, двигательная.

Создание ситуации, пение, игра на музыкальных инструментах, танцевальное творчество.

Загадка, слово педагога, ИКТ (аудиозапись минусовки), инструменты на всех детей.

Дети выразительно и эмоционально исполняют песню задорного характера, ритмично играют на русских народных музыкальных инструментах, импровизируют с элементами русской пляски.

 

 

            Заключительная часть (рефлексивный этап)

 

Образовательные

задачи

Содержание

ННОД

ОО, вид деятельности

Формы реализации Программы

Средства реализации ООП

Планируемый

результат

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослыми; рефлексия собственной деятельности.

М.р. с детьми вспоминает новые слова, понятия, прозвучавшие сегодня, чтобы «удивить» родителей, друзей и пр.

Спрашивает у детей, какие образы животных им особенно запомнились, понравились.

Социально-коммуникативное развитие.

Виды дт: коммуникативная, игровая

Создание ситуации, побуждение к действию, беседа.

Слово педагога, речь детей.

Общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Дети мотивированы на продолжение «деятельности» за стенами детского сада.

 

 

Тема: «Образ животного в жизни и в искусстве»

 

Дети под музыку входят в зал, М.р. в этом время «общается» с Чевостиком, который прикреплён к магнитной доске (жестикуляция: высокий-низкий, широкий - узкий, прикрепить листы чёрного и белого цвета; фразы «Ну как ты понимаешь?», «Это же просто», «Ну смотри» и пр.,). М. р. ходит в задумчивости.

Затем сажает Чевостика на место, делится проблемой с детьми.

М.р.: Ребята, понимаете, какая проблема. Чевостик не может разобраться с одним словом. Кстати, гости, наверное, не знакомы с жителем нашего музыкального зала Чевостиком? Может быть, мы расскажем им, кто это такой?

(Ответы детей.)

М.р.: Вы хотите узнать с каким словом не может разобраться Чевостик? Со словом контраст, контрасты! Разобраться со смыслом я ему помогла, видите, листы контрастного цвета выложила? Какие? (Ответы детей.) Я надеюсь, вы помните, что контрасты, это что-то очень разное. И мы с вами знакомились с разными контрастными вещами, предметами, звуками. Например, (М.р. играет высокий и низкий звук, длинный и коротки, тихий и громкий).

А вот запомнить это слово Чевостик не может. Как же быть? (предложения детей.) М.р. их анализирует.

М.р.: А у меня тоже есть предложение, можно написать это слово, и оно всегда будет перед глазами у Чевостика. Но у меня почерк не очень хороший. Может быть попросим (ИО воспитателя).

Воспитатель пишет на бумаге цветным фломастером слово «контраст».

М.р. предлагает кому-либо из детей проверить, правильно ли написал воспитатель слово. Затем кладёт это слово к Чевостику, который сегодня уже устал.

 М.р.: Ребята, а вам я назову ещё два слова, которые очень пригодятся в будущем в школе. Это слова: антонимы и синонимы.  Антонимы - это то же самое, что контрасты. Что-то очень разное. Например…

 

Упражнение «Подбери антоним»

(далеко – близко, высоко – низко, добрый – злой, темный – светлый, большой – маленький, жарко – холодно, весело – грустно, смелый – трусливый, пол – потолок, земля – небо).

 

М.р.: А, синонимы, наоборот, обозначают что-то близкое, похожее. Например, когда я предлагаю вам образ весёлого зайчика в музыке (наиграть любую польку), вы говорите не только «музыка весёлая», но и много других слов - синонимов. Ну какие, например, слова, вы можете сказать об этой музыке, как её охарактеризовать? (Ответы детей: радостная, задорная, мажорная, солнечная, игривая, плясовая.) Правильно, это всё синонимы.

А если вы услышите музыку французского композитора Камиля Сен-Санса «Лебедь» (показать портрет композитора), вряд ли вы ограничитесь определением – музыка грустная.  Я уверена, что вы сможете назвать много других синонимов. Предлагаю послушать музыку К. Сен-Санса и положить в шкатулку…. Сколько слов-синонимов вы сможете положить? (Ответы детей.)

Восприятие: «Лебедь» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»

(Возможно проведение игры «Музыкальная копилка»: музыка печальная, минорная, плачущая, плавная, покачивающая, убаюкивающая, неторопливая и пр.).

 

А ещё мы сегодня поговорим про слова-повторы. Как вы думаете, зачем мы иногда говорим: вкусное-вкусное мороженое, белый-белый снег, красивое-красивое платье? (Ответы детей.)

Правильно, чтобы усилить, подчеркнуть свои впечатления. Т.е. что-то ОЧЕНЬ красивое, белое, сладкое, вкусное и т.д. А еще можно это сделать так: красивый-прекрасивый цветок, сладкий-пресладкий торт, страшное-страшное, страшное-престрашное чудище! Я вам предлагаю в группе поиграть в игру «Вырази свои эмоции» с помощью таких повторов. Пусть (ИО воспитателя) запишет себе это задание, чтобы не забыть. А я сейчас приведу пример.

 

Игра-упражнение: «Вырази свои эмоции»

Пример от М.р.: когда я была маленькой-маленькой мы с мамой ездили далеко-далеко в деревню, где жила моя любимая бабушка. Она была добрая-предобрая и очень любила животных. У неё было много-много домашних животных. Я никогда не забуду это путешествие.

А с папой мы летали на большом-пребольшом самолёте к морю. Я любила купаться в море, а потом лежать на жарком-прежарком песке и греться.

Если желающих много, можно предложить продолжить эту игру в группе.

 

М.р.: А я тоже хочу сегодня с вами поиграть в слова-повторы. И относиться эти слова-загадки будут к разным животным. Итак, первая загадка:

- Летают над морем белые-белые, крикливые-крикливые …. (Чайки)

М.р. сразу начинает играть музыку к игре «У синего-синего моря»: Вот, я вижу, я слышу, как чайки полетели прямо сейчас и т.д.

 

Музыкальная подвижная игра «У синего-синего моря», муз. и сл. Е. Шаламоновой («Музыкальный руководитель» (в дальнейшем М/р) 3/11, с.12))

 

М.р.: А еще в болоте живёт толстокожий-претолстокожий …(Бегемот.)

 

Восприятие: стихотоворение К. Стрельниковой «Бегемот»

(Беседа с детьми по содержанию стихотворения. О чём оно? О радости? О счастье? Об ожидании? О разочаровании? О поддержке окружающих людей?)

 

М.р.: Следующая загадка: это верный-верный друг! Верный-преверный! (Собака.)

Ритмодекламация: «Два щенка» (в разном темпе, с разной динамикой)

(О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное. 2011г., С. 218)

Можно вызвать ребёнка, чтобы он указывал динамику (с помощью карточек)

 

М.р.: Рыжая-рыжая, хитрая-прехитрая? (Лиса.)

 

Ритмодекламация: «Шла лисица» сл. И. Мазнина (М/п 5/09, с. 7)

(Можно вызывать по одному, по два человека, надевать маски, мониторинг)

М.р.: И последние две загадки. Они не касаются животных. Это загадки про песни. Про контрастные песни. Итак, добрая-предобрая, нежная-пренежная, ласковая-преласковая песня… («Ты на свете лучше всех, мама»).

А контрастная – весёлая-превесёлая, зажигательная, удалая, такая, чтоб душа развернулась и ноги сами в пляс пошли? (Ответы детей.)

Какую вы хотите сейчас исполнить для наших гостей?

 

Исполнение песни про маму

С солисткой

или

Исполнение песни «Живи, наша Русь и душа»

Часть детей играет на музыкальных инструментах, часть – танцует

 

М.р.: Ну что же, думаю, можно подвести итоги и придумать, кого мы можем сразить нашими великолепными знаниями. Какие слова вы сегодня услышали, запомнили? (Ответы детей.) Зачем нужны слова-повторы? (Ответы детей.) Попробуйте сегодня вечером рассказать родителям о своих впечатлениях, эмоциях, используя слова-повторы. Кстати, а образ какого животного вам запомнился больше всего? Остались ли у вас о ком-то сильные впечатления?

М.р.: Теперь я с вами прощаюсь. До свидания.

М.р. играет музыку из игры «У синего-синего моря», дети «летят» как чайки.