Конспект НОД "История ложки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по познавательно-речевому направлению
в старшей группе «История ложки»
Автор:
Кайсина Татьяна Вячеславовна,
воспитатель
высшая кв. категория
Архангельск, 2016г.
Форма проведения – фронтальная.
Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять кругозор детей; закреплять знания детей о предмете – ложка;
- Научить детей видеть, понимать и применять по назначению ложку как предмет быта, игры, театрализованного реквизита;
- Учить ритмично играть на ложках; продолжать учить составлять описательные рассказы.
Развивающие:
1Развивать связную речь, творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, зрительное и слуховое восприятие, память, музыкальный слух, чувство ритма.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки взаимодействия в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, артистизм.
- Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.
Коррекционные:
- Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (железо – железная, пластмасса – пластмассовая, дерево – деревянная и т.д.)
- Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, расписные.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы: наглядные, словесные, игровые.
Материалы к занятию:
Разные виды ложек; театр «Ложки» для сказки «Колобок», ширма, деревянные ложки; дидактическая игра «Составь узор на ложке; дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»
Технические средства: магнитофон, концерт ложкарей.
Методические комментарии:
Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более заметна утрата интереса к родной истории и традициям.
Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей.
Непосредственная образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной (организационный момент), основной и заключительной. Все части непосредственно образовательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на протяжении всего занятия.
Перенапряжения детей во время занятия позволило избежать за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес. При построении НОД учитывала требования к структуре НОД: чёткость, красочность и компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД.
Организация детей: сначала дети сидят на стульях (стулья соответствуют росту детей) полукругом, после проведения физкультминутки (русская народная игра «Сахаринка»), дети проходят к стендам с экспонатами; затем переходят к центрам: театральному и творческому. Для активизации детей используется разный материал, смена действий.
Каждому ребёнку даётся возможность участвовать в занятии. Осуществляется индивидуальный подход. Длительность непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Программный материал подбирался в соответствии с требованиями.
Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно – пространственная среда, которая направлена на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.
С большим интересом активное участие в подборе материалов принимали и наши родители. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно – образовательному процессу.
В данном конспекте представлен познавательный материал в помощь педагогу. Данный материал на занятии даётся с учётом знаний детей. Мои воспитанники дома с родителями рассматривали энциклопедии, подбирали материал об истории ложки, пословицы и поговорки, загадки и стишки о ложке, поэтому во время занятия дети принимали активное участие.
Предварительная работа:
Рассказы, подобранные родителями, об истории возникновения ложек и об основных видах с подбором иллюстраций. Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Ложковый театр. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Ложки, ложки, ложечки…». Дидактическая игра «Составь узор».
Ход занятия:
- Организационный момент (1-2 минуты)
Дети заходят в группу, где сидят гости.
- Проходите, пожалуйста. Вы не забыли сказать волшебное слово? Давайте посмотрим на гостей, друг на друга, подарим всем свои добрые улыбки.
- Пройдите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь удобно, чтобы стульчик был по вашему росту. Всем хватила стульчиков?
2. Основная часть: (22 минуты)
В: Были ли вы когда – нибудь в музее?
Д: Были. В музее деревянного зодчества Малые Карелы, в музее изобразительных искусств.
В: Что вы там видели?
Д: В малых Карелах деревянные дома, мельницы, амбары. В музее изобразительных искусств картины.
Физкультминутка:
- Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Сахаринка», которую мы разучили в музее «Малые Карелы».
В: Кто знакомит в музее с экспонатами?
Д: Экскурсовод. Он рассказывает о том, что есть в музее.
В: Сегодня мы пойдём с вами в музей «Ложки». Экскурсоводом у нас будет София.
Дети проходят к стенду где расположен мини – музей.
София: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.
Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: (стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые). Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» - если ложка сделана из стекла – она стеклянная, из железа – железная, из дерева – деревянная и т. д.
София: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу. Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки
.
Дети проходят к театрализованному центру, где есть ложковый театр.
София: У нас в музее есть ложковый театр. Давайте возьмём ложки и посмотрим какие персонажи в нём есть и покажем сказку.
Д: Персонажи из сказки «Колобок».
Дети показывают сказку «Колобок».
Дети подходят к творческому центру.
София: Ещё у нас в музее есть мастерская «Иван-да-Марья».
В: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.
Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.
Но как то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.
Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.
И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!
В: Давайте рассмотрим ложки расписные. Что на них нарисовано?
Дети рассматривают узоры на ложках и рассказывают какие элементы узора они знают из какой росписи.
В: Ребята, мы с вами в мастерской Ивана-да-Марьи можем придумать свои узоры для ложек. Только сначала разогреем наши пальчики.
Дети делают пальчиковую гимнастику.
В: У вас на подносиках есть разные элементы, составьте узор.
Дети украшают ложки.
В: Какие вы молодцы! У вас получились разные узоры!
Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей.
Дети подходят к музыкальному центру.
В: Ребята, ложки ещё использовались как музыкальный инструмент. Раньше, в деревнях, девушки и ребята играли в игры и использовали ложки, как музыкальный инструмент. Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей, дети подыгрывают на деревянных ложках.
- Заключительная часть (2-3 минуты)
- Спасибо, ребята сегодня вам за знания, которыми вы поделились с нами.
- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?
В: Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Ложки». Спасибо нашему экскурсоводу Софии. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть, вспомнить всё самое интересное, что вы узнали сегодня, можно подойти к тем стендам, которые вас заинтересовали и ещё раз посмотреть на экспонаты.