тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

Новости

14.09.2017 г.
 

 

Всероссийский конкурс

творческих работ

«Я живу в уголочке России…»
09.09.2017 г.
 Всероссийский конкурс творческих работ «Вот оно какое, наше лето!»
09.09.2017 г.
Дорогие друзья! Приглашаем подписаться на наш профиль в ИНСТАГРАМ
Найти нас можно через поиск по...
09.09.2017 г.
II Всероссийский конкурс «Овощной переполох»
17.02.2015 г.
Уважаемые коллеги! Все заявки, все вопросы по всем конкурсам (не олимпиадам) присылать ТОЛЬКО на...
13.02.2015 г.
Уважаемые участники. Если вы пишете нам на почту какой-то вопрос, то тема письма должна быть "...

Подписка

 

Уважаемые коллеги и участники. Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных положений конкурсов, викторин и олимпиад 

ПОДПИСАТЬСЯ

 

 
 

Конспект НОД "История ложки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

 

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательно-речевому направлению

в старшей группе «История ложки»

 

Автор:

Кайсина Татьяна Вячеславовна,

воспитатель

высшая кв. категория

 

 

Архангельск, 2016г.

 

Форма проведения – фронтальная.

Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор детей; закреплять знания детей о предмете – ложка;
  2. Научить детей видеть, понимать и применять по назначению ложку как предмет быта, игры, театрализованного реквизита;
  3. Учить ритмично играть на ложках; продолжать учить составлять описательные рассказы.

Развивающие:

1Развивать связную речь, творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, зрительное и слуховое восприятие, память, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки взаимодействия в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, артистизм.
  2.  Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

Коррекционные:

  1. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (железо – железная, пластмасса – пластмассовая, дерево – деревянная и т.д.)
  2. Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, расписные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Материалы к занятию:

Разные виды ложек; театр «Ложки» для сказки «Колобок», ширма, деревянные ложки; дидактическая игра «Составь узор на ложке; дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Технические средства: магнитофон, концерт ложкарей.

Методические комментарии:

Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более заметна утрата интереса к родной истории и традициям.

Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей.

Непосредственная образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной (организационный момент), основной и заключительной. Все части непосредственно образовательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на протяжении всего занятия.

Перенапряжения детей во время занятия позволило избежать за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес. При построении НОД учитывала требования к структуре НОД: чёткость, красочность и компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД.

Организация детей: сначала дети сидят на стульях (стулья соответствуют росту детей) полукругом, после проведения физкультминутки (русская народная игра «Сахаринка»), дети проходят к стендам с экспонатами; затем переходят к центрам: театральному и творческому. Для активизации детей используется разный материал, смена действий.

Каждому ребёнку даётся возможность участвовать в занятии. Осуществляется индивидуальный подход. Длительность непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Программный материал подбирался в соответствии с требованиями.

Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно – пространственная среда, которая направлена на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

С большим интересом активное участие в подборе материалов принимали и наши родители. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно – образовательному процессу.

В данном конспекте представлен познавательный материал в помощь педагогу. Данный материал на занятии даётся с учётом знаний детей. Мои воспитанники дома с родителями рассматривали энциклопедии, подбирали материал об истории ложки, пословицы и поговорки, загадки и стишки о ложке, поэтому во время занятия дети принимали активное участие.

 

Предварительная работа:

Рассказы, подобранные родителями, об истории возникновения ложек и об основных видах с подбором иллюстраций. Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Ложковый театр. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Ложки, ложки, ложечки…». Дидактическая игра «Составь узор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

Дети заходят в группу, где сидят гости.

- Проходите, пожалуйста. Вы не забыли сказать волшебное слово? Давайте посмотрим на гостей, друг на друга, подарим всем свои добрые улыбки.

- Пройдите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь удобно, чтобы стульчик был по вашему росту. Всем хватила стульчиков?

2. Основная часть: (22 минуты)

В: Были ли вы когда – нибудь в музее?

Д: Были. В музее деревянного зодчества Малые Карелы, в музее изобразительных искусств.

В: Что вы там видели?

Д: В малых Карелах деревянные дома, мельницы, амбары. В музее изобразительных искусств картины.

Физкультминутка:

- Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Сахаринка», которую мы разучили в музее «Малые Карелы».

В: Кто знакомит в музее с экспонатами?

Д: Экскурсовод. Он рассказывает о том, что есть в музее.

В: Сегодня мы пойдём с вами в музей «Ложки». Экскурсоводом у нас будет София.

Дети проходят к стенду где расположен мини – музей.

    http://mdou55.edu.yar.ru/data/images/148_w600_h1000.jpg              

 

София: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.        

                      

     http://www.maam.ru/images/photos/medium/article3908.jpg                 http://s60.radikal.ru/i170/1304/7e/09dbea2753d3.jpg

                                               

Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: (стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые). Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» - если ложка сделана из стекла – она стеклянная, из железа – железная, из дерева – деревянная и т. д.

София: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу. Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки

       .                      

Дети проходят к театрализованному центру, где есть ложковый театр.

София: У нас в музее есть ложковый театр. Давайте возьмём ложки и посмотрим какие персонажи в нём есть и покажем сказку.

Д: Персонажи из сказки «Колобок».

Дети показывают сказку «Колобок».

                       

Дети подходят к творческому центру.

София: Ещё у нас в музее есть мастерская «Иван-да-Марья».

В: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

                                   

В: Давайте рассмотрим ложки расписные. Что на них нарисовано?

Дети рассматривают узоры на ложках и рассказывают какие элементы узора они знают из какой росписи.

В: Ребята, мы с вами в мастерской Ивана-да-Марьи можем придумать свои узоры для ложек. Только сначала разогреем наши пальчики.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

В: У вас на подносиках есть разные элементы, составьте узор.

Дети украшают ложки.

В: Какие вы молодцы! У вас получились разные узоры!

                   

 Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей.

Дети подходят к музыкальному центру.

В: Ребята, ложки ещё использовались как музыкальный инструмент. Раньше, в деревнях, девушки и ребята играли в игры и использовали ложки, как музыкальный инструмент. Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей, дети подыгрывают на деревянных ложках.

                

  1. Заключительная часть (2-3 минуты)

- Спасибо, ребята сегодня вам за знания, которыми вы поделились с нами.

- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек? 

В: Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Ложки». Спасибо нашему экскурсоводу Софии. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть, вспомнить всё самое интересное, что вы узнали сегодня, можно подойти к тем стендам, которые вас заинтересовали и ещё раз посмотреть на экспонаты.