Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Конспект интегрированного урока «Богатство звуков и красок»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска

 

Конспект интегрированного урока

«Богатство звуков и красок»

 

Федорова Светлана Викторовна

преподавателя по классу скрипки

 

 

Цели:
- духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой и рисованием;
- развитие творческих способностей;
- воспитание сценических навыков.
Оформление зала:
- работы учащихся отделения изобразительного искусства на тему «Времена года»;
- видеоаппаратура.
Участники: учащиеся 6-8 классов оркестрового отделения (класс скрипки) и 4-5 классов отделения изобразительного искусства, преподаватели, родители, выпускники прошлых лет.
Подготовительная работа:
- знакомство с творчеством известных художников;
- изучение тем: «Виды искусства», «Взаимосвязь живописи и музыки»;
- прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагогического ансамбля скрипачей и ансамбля скрипачей старших классов: Шостакович «Романс», Шнитке «Элегия», Куртис «Вернись в Сорренто», Каччини «Аве, Мария», Тёмкин «Зеленые листья июньских лесов», Лаврик «Менуэт дождя», Серж де Карло «Румба», Цфасман «Лирический вальс», Солтан «Элегия».
 
Ведущая: Ребята! Сегодня мы проводим итоговый урок по теме взаимопроникновения двух прекрасных видов искусства – музыки и живописи – и их удивительной способности нести свет в души человеческие. Как когда-то Музы Древней Греции вдохновляли творцов, так сегодня музыка и живопись оказывает мощное влияние на развитие человечества.
Видеоряд.
Звучит музыка в исполнении педагогического ансамбля скрипачей.
Ведущая: Выбор данной темы обусловлен существующим мнением: музыка и живопись существуют сами по себе, никакого взаимопроникновения нет, тема надумана. Но… Каждый из нас по себе знает, каким мощным потенциалом обладает искусство. Хорошая музыка и хорошая живопись может окрылить, придать невероятные силы в любом деле. Гениальных картин и удивительных стихотворений, написанных под влиянием музыки, великое множество. И наоборот. Прекрасная живопись вдохновляла композиторов во все времена. Мы попросили ребят подготовить короткие рассказы такого взаимного обогащения на примере великих музыкантов и живописцев.
Ответы:
 - Живопись оказывала влияние на известных музыкантов. Ференц Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена.
- «Без музыки я не мыслю жизни», – писал Репин. Когда живописец создавал свою картину «Воскрешение дочери Иаира», его брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно проникали звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.
- Искусствоведы и простые слушатели, зрители находят аналогии в изображении природы у Чайковского и Левитана, в сказочных персонажах у Римского-Корсакова и Васнецова.
Ведущая: «Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно, музыка и живопись – виды искусства, которым по силе воздействия на душу человека нет равных.
Звучит музыка в исполнении ансамбля скрипачей старших классов.
Видеоряд.
Ведущая: Сочиняя музыку, композиторы часто используют приёмы, которые усиливают наши зрительные образы. Музыка как будто рисует полотна. Великолепный тому пример – яркая образность фортепианного цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Посмотрите на картины наших ребят, которые были созданы при подготовке к одноимённому конкурсу под влиянием музыки. А какие примеры можете привести вы, ребята?
Ответы:
 - Музыка умеет рисовать. Существует жанр музыкального портрета. В фортепьянном цикле «Карнавал» Шуман музыкальными средствами нарисовал портреты своих гениальных современников: скрипача Паганини и композитора Шопена. Шуман и себя изобразил.
- Существует особый жанр в музыке – симфоническая картина. С большим мастерством изобразил море Римский-Корсаков в сюите «Шехеразада».
Видеоряд.
Ведущая: Необходимо заметить, что музыка не всегда бывает образной. У слушателя не должна обязательно нарисоваться в воображении какая-то картина. Музыка способна вызывать настроение, может быть, желание, какой-то порыв, бывает, очень мощный. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, Ган «Раздумье», Гречанинов «Ласковая просьба» и многие другие. Итак, музыка может вызывать образы и настроения, которые можно изобразить. А картина может звучать? 
Ответы:
- Живописцы-романтики, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой.
- На известной картине Караваджо «Лютнист» юноша настраивает инструмент. Он поглощён льющимися звуками. Его глаза рассеянно смотрят мимо зрителя. Это написано так виртуозно, что кажется, будто мы слышим звучание инструмента.
Видеоряд.
Ведущая: Чтобы картина «зазвучала», на ней совсем не обязательно должен быть изображён музыкант. «Звучать» может любой сюжет. Всё зависит от воображения зрителя. Конечно, чтобы в душе возникла музыка, надо много слушать, знать музыку. Когда вы посетите выставку, попытайтесь вглядеться в картины и почувствовать, какую музыку вы слышите. Представьте музыку, которая дополняла бы эту картину. В каждой картине заложены чувства, настроения и эмоции художника. И у картин есть своё настроение, есть своя жизнь, как и в музыке.
Звучит музыка в исполнении педагогического ансамбля скрипачей.
Ведущая: Сегодня мы пытаемся понять: рассматривая произведения изобразительного искусства, можно ли услышать музыку? Рисует ли воображение картину, когда мы вслушиваемся в музыкальные сочинения? Какие у вас возникли ассоциации, настроения? Есть ли связь между музыкой и живописью? Просим ответить ребят, преподавателей и родителей. Сегодня в составе ансамбля скрипачей выступают наши выпускники – участники учебно-образовательных поездок в Лувр, Дрезденскую галерею, Музей Оранжери, Исторический музей Амстердама. Интересны и ваши впечатления, ребята!
Ответы:
- Некоторые произведения вызвали у меня мурашки по коже, без каких-то ассоциаций. В душе восторг! 
- «Зелёные листья» воскресили в памяти известную картину Шишкина «Рожь» с уходящей вдаль дорогой…Дорогой жизни…
- Когда я слушаю музыку, смотрю картины, у меня возникает гордость за человека, который способен добиться совершенства духа и тела.  Александр Цфасман – параллель с фильмом «Покровские ворота» и московскими пейзажами Аполлинария Васнецова: желание жить, всматриваться, впитывать жизнь!
- «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» Брюллова и «Вернись в Сорреното» – нега, изящество в картине и светлая грусть в музыке.
- «Зелёные листья» – тоска по тому, чего не вернуть… Очень трогательно. Как «Летний пейзаж» Ильи Репина.
- «Румба» – в воображении возникла яркая картина деревенского праздника где-то на юге, в солнечной живописной стране.
- «Румба» - танец хоть и кубинский, но представляю картины итальянского современного художника Борелли: очарование старинных улочек, солнце, радость жизни…
- А у меня «Румба» ассоциируется с фильмом «Человек-амфибия», когда танцуют красавица Гуттиэре и несмелый Ихтиандр, только познающий земную жизнь.
- «Вернись в Сорренто» – это музыка-настроение, воспоминание. Какие-то пейзажи удивительные, встречи в маленьком уютном местечке, где время течёт неторопливо.
- «Сорренто» – город-мечта. Странно, может быть, но у меня возникло ощущение не Италии, а нашего города. Только не современного, а старинного. Я недавно рисовала исторический центр Пиллау, как раз район нашей музыкальной школы, где сохранились довоенные здания, водонапорная башня. Я бы точно хотела сюда вернуться. 
- «Родина» Аполлинария Васнецова и «Элегия» Солтана – проникновенно. Щемящие чувства о своих корнях, о сокровенном, личном.
- Цфасман – музыка рисует картину из старых довоенных фильмов: выпускники в белых платьях и белых рубашках, взявшись за руки, идут по пустынному городу, встречают рассвет…
Ответы:
- У меня совершенно отчётливая связь между «Сикстинской Мадонной» Рафаэля и «Аве, Марией» Каччини. Никогда не забуду того ошеломляющего впечатления, когда впервые увидела картину в Дрезденской галерее.
- Хочу сказать, что ассоциации могут возникнуть не мгновенно, глядя на картину, а даже спустя годы. У меня произошло это сейчас, хотя в Париже была несколько лет назад. «Кувшинки» Клода Моне и «Менуэт дождя» Сергея Лаврика – туманное утро, дымка, покой, тишина, романтическое настроение.
- Скажу откровенно. Обычно, разглядывая картины, музыка меня не посещала. И только сейчас, послушав информацию, фантазия начала просыпаться, и я поняла: если задуматься, проникнуться, картины могут зазвучать… «Элегия» Шнитке и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи.
- Когда мы были в Амстердаме, видели «Ночной дозор» Рембрандта. Художник, вопреки ожиданиям заказчиков, остался верен своему замыслу, видению. Это мужество, честность, как в «Романсе» Шостаковича.
- Чтобы картина наполнилась музыкой, человек не должен быть материальным. Чуть-чуть фантазии, души. Нужно распахнуть свое сердце. Душа есть у всех, потому что в каждом человеке есть хорошее.
- Как родитель, выскажу своё мнение. Затронутая тема многогранная и глубокая. Это толчок к размышлению, прекрасное желание затронуть душевные струны наших детей. Сейчас так много чёрного, негативного в интернете. А такие уроки – островок света, надежды, что наши ребята, соприкасаясь с прекрасным, вырастут порядочными людьми.
 
Ведущая: Музыка и живопись… Две Музы, две вдохновительницы, без которых трудно представить нашу жизнь. Хорошая живопись обладает способностью звучать, как хорошая музыка. Но самое главное, что музыка и живопись украшают нашу жизнь, наполняют её особым смыслом и делают нас лучше, сильнее и чище.
Творчество – та же птица:
вперед лишь стремиться может.
Но в камень она превратится –
Стоит лишь крылья сложить.
Творчество – это птица,
всегда летящая к звездам!
Чем яростней вихри жизни,
Тем крылья ее сильнее.
Звучит музыка в исполнении ансамбля скрипачей. Шнитке. Адажио.
Мастер-класс «Птица»
 
Использованная литература:
  1. https://topref.ru/referat/78376.html (дата обращения 22.03.2020)
  2.  https://cinref.ru/razdel/02700kultura/11/171095.htm (дата обращения 22.03.2020)  
  3.   http://vuz-24.ru/nex/vuz-76129.php (дата обращения 02.05.2020)