Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конкурс методических материалов Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей» Урок мужества "Память поколений"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Арсентьевская средняя общеобразовательная школа"  Кемеровского муниципального района

 

Конкурс методических материалов

Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»

Урок мужества "Память поколений"

 

Фатьянова Наталья Сергеевна

учитель технологии и географии

 

 

Пояснительная записка

Урок мужества «Память поколений» приурочен ко Дню защитника Отечества и рассчитан на подростков 12-17 лет (7-11 класс).

Цели: воспитание патриотизма, уважения, чувства гордости и благодарности к великим подвигам героев Великой Отечественной и интернациональных воин; воспитание уважения к истории своей страны; развитие познавательного интереса обучающихся к изучению военной истории.

Задачи:

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины;

- вызвать чувство гордости за доблесть и мужество воинов, участников Великой Отечественной, Афганской и Чеченской, а также других интернациональных воин;

- создание условий для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к прошлому.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности;
  • формирование мотивации и интереса к изучению истории России;
  • формирование активной жизненной позиции, гражданского самоопределения;
  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • умение добывать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;
  • умение осмыслить сущность патриотизма и формы его проявления;
  • формировать убежденность в необходимости совместной борьбы за сохранение мира.

Предметные:

  • усвоение учащимися фактических сведений о интернациональных войнах, в которых Россия принимала участие;
  • развитие умений поиска необходимой информации, анализа документального материала, обоснование своей точки зрения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оформление мероприятия:

  • презентация «Память поколений»;
  • выставка книг, иллюстраций и сборников стихотворений о войне.

Приглашенные гости: участник боевых действий в Афганистане, участник боевых действий во второй Чеченской кампании.

Ход мероприятия

Классный руководитель: Наш Урок мужества мы посвящаем героизму и мужеству русских людей разных поколений. Россия – особое государство. Велик народ, который в трудную минуту в беде не оставит, поможет, но и себя в обиду не даст.

Слайд 2.(Показ фрагмента фильма «Александр Невский»)

Слайд 3

1-й чтец:

Я - предков славянских кровинка.
Я - вдовой солдатки слеза,

Заросшей траншеи былинка,
Угасшего боя гроза.
Я - стон молодого солдата
Убитого в первом бою.
Я - чувство внезапной утраты,
Когда похоронку дают.
Я - звёздочки на обелисках,
Упорство советских солдат,
Погибших под Наро-Фоминском,
Не сделав и шагу назад.
Я - горькая радость Победы!
Я - гордость за Русский народ!
И что б я ни делал,
И где бы я ни был,
Всё Это со мною живёт!

Слайд 4. (Звучит музыка «От героев былых времен…»)

Слайд 5.

Ведущий 1: Говоря сегодня о мужестве и героизме нашего народа, мы вспоминаем страшное время Великой Отечественной Войны.

Ведущий 2: На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей своей мощью на советскую землю. Началась Великая Отечественная война советскою народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.

Ведущий 1:Это была священная народная война. Героически сражались наши солдаты на разных фронтах войны. Многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности.  В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов, наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Ведущий 2:Победа далась нам огромной ценой. Война унесла жизни более 40 млн. человек (в том числе, 13 мил. детей). Если каждого погибшего в великой отечественной войне почтить минутой молчания, мы молчали бы 76 лет

Тем не менее в народном сознании долгожданный День Победы стал самым светлым и радостным праздником.

Ведущий1 : После такой страшной войны думали, что никогда наши матери не будут терять своих сыновей. Но нет!

Слайд 6

Чтец 2

Провожают в армию ребят,

Словно в сорок первом на войну,

И опять, как много лет подряд,

Песней рвут мальчишки тишину.

И опять, как много лет назад,

Матерей не удержать от слез:

Ведь и этих, будущих солдат,

Ожидает столько смертных гроз!

Оттого и громче, чем набат,

Заглушая песню и шаги,

Губы материнские твердят:

"Помоги им, Боже, помоги!"

Слайд 7

Ведущий 2: Интернациональные войны.

Ведущий 1: Гражданская война в Китае (1946-1950 гг.).За время выполнения советскими военными специалистами интернационального долга погибло 936 чел.

Ведущий 2: Война в Корее (1950-1953 гг.). Общие безвозвратные потери наших частей и соединений составили 315 чел.

Ведущий 1: Война во Вьетнаме (1965-1974 гг.). За 8 лет войны во Вьетнаме приняли участие более 6 тыс. советских военнослужащих, а также различные специалисты из числа гражданского персонала. Потери среди них составили 16 чел.

Ведущий 2: Карибский кризис (1962-1964 гг.). Учебно-боевая деятельность советских войск на Кубе не обошлась без жертв: 66 советских военнослужащих погибли.

Ведущий 1: Алжир (1962-1964 гг.). Погибли 25 советских специалистов.

Ведущий 2: Арабо-израильские войны (1967-1974 гг.).  За годы войны в Египте погибли, умерли от ран 49 советских военнослужащих.

Ведущий 1: Сомалийско-эфиопская война (1977-1979 гг.).  Оказывая помощь Эфиопии, Советский Союз потерял 33 военнослужащих.

Ведущий 2: Венгрия (1956 г.).  В ходе боевых действий в Венгрии советские войска понесли следующие потери: 720 убитых и 1540 раненых.

Ведущий 1: Чехословакия (1968 г.). В результате враждебных действий отдельных граждан ЧССР погибло и умерло от ран 12 советских военнослужащих.

Ведущий 2: Советская военная и военно-техническая помощь оказывалась и другим странам, где также не обошлось без жертв:

  • Мозамбик
  •  Ангола
  • Сирия
  •  Йемен
  • Лаос
  • Камбодже
  •  Бангладеш
  •   Пакистано-индийский конфликт
  • Чадско-ливийский конфликт
  •  Конфликт в Югославии
  •  Боевые действия в Сирии и Ливане

Слайд 8

Чтец - 3:

Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем не строки.

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить…

Слайд 9 (Видеосаун трек фильма «9 рота»)

Слайд 10

Ведущий 1:В декабре 1979 г. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан. При этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важнейшие объекты. Но введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства.

Ведущий 2:Сыновья героев Отечественной войны с честью приняли эстафету своих отцов.

Ведущий1:Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. 15 февраля 1989 года наши войска были выведены из Афганистана. Армия выполнила свой долг с честью. Потери Советской Армии: погибло - 14427 чел., ранено - 466425 чел.

Ведущий 2: Кажется, всему миру пора одуматься, но … новая угроза – терроризм. Снова и снова вспыхивают горячие точки: Таджикистан, Дагестан, Чечня, Осетия...

Слайд 11

(Песня «Ты только маме про Чечню не говори», исполняет ученик; видеоряд «Война в Чечне»)

Слайд 12

Ведущий 1: Слово «Чечня» прозвучало для многих как выстрел; матери снова теряют своих сыновей, жены – мужей…

Ведущий 2: Первая чеченская война с декабря 1994 по август 1996г. Официально называлась «Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике».

Ведущий 1:В ходе конфликта погибло очень большое количество людей с обеих сторон. Боевики провели массу террористических актов. Захват роддома в Буденновске, взрывы жилых домов в Волгодонске, Москве, взрыв в метро. Захват мирных жителей и продажа их в рабство.

Слайд 13

Ведущий 2:Говоря о Чеченской войне, мы не можем не вспомнить трагедию шестой роты 2-го батальона 104 – полка десантников города Пскова

Чтец -4:

Крылатая пехота

Не вышла из огня…

Прости шестая рота,

Россию и меня.

Погибшая, бессмертной

Ты стала на Яву

В бою под Улус-Кертом,

Как в битве за Москву.

Прощай, 6-я рота,

Ушедшая в века –

Бессмертная пехота

Небесного полка.

Ведущий 1: Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Восемьдесят четыре из них пали в бою, но не отступили ни на шаг. Двадцатикратному превосходству бандитов десантники противопоставили собственное мужество.

Ведущий 2:В первой чеченской войне:

погибших — 5042

пропавших без вести — 510

раненых, контуженных, травмированных — 16 098

Слайд 14

Ведущий 1: Втора́я чече́нская война́, официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Началась 7 августа 1999 года (дата Вторжения боевиков в Дагестан). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля федеральными вооружёнными силами России над территорией данного региона, перешла в ведение местных чеченских сил самоуправления и самообороны. С 0 часов 16 апреля 2009 года режим был отменен.

Слайд 15

Ведущий 2: За это время на территории России произошло множество терактов, унесшие человеческие жизни:

Ведущий 1: 23 октября 2002 года. Группа вооруженных лиц захватила в заложники около 800 человек в московском Театральном центре на Дубровке. Погибли 117 заложников.

Ведущий 2: 5 декабря 2003 года.  Мощный взрыв произошел вагоне поезда Кисловодск‑Минводы. Погибли 44 человека, еще 156 пострадало, в том числе 62 ребенка.

Ведущий 1: 6 февраля 2004 года. В час‑пик сработало взрывное устройство в вагоне поезда московского метро. Жертвами взрыва стали 40 человек, 134 получили ранения.

Ведущий 2: 24 августа 2004 года. Взрывы в двух гражданских самолетах, осуществленные с использованием террористок‑смертниц. 89 человек, все пассажиры и члены экипажа обоих самолетов, погибли.

Слайд 16

Ведущий 1: 1 сентября 2004 года.  В г. Беслане (Северная Осетия) отряд террористов более 30 человек (среди которых также были женщины) осуществил захват здания средней общеобразовательной школы №1. В заложниках оказались дети, их учителя и родители, пришедшие на праздничную «линейку». В течение более двух суток около 1300 заложников удерживались в заминированном здании школы. 3 сентября была осуществлена стихийно начавшаяся операция по освобождению заложников. Итогом террористической акции стали более 330 погибших (в том числе 172 ребенка, а также 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ и 15 сотрудников милиции.

Слайд 17

Ведущий 2. Это самые кровопролитные теракты, но далеко не все.

Слайд 18

Ведущий1: Август 2008 года. 5-ти дневная война, между Грузией, с одной стороны, и самопровозглашёнными республиками Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой. Днём 8 августа президент России объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта.

Ведущий 2: Потери российских военнослужащих составили 71 человека погибшими и 340 — ранеными.

Слайд 19

Ведущий1:  В данный момент российские миротворцы помогают людям в разных уголках нашей планеты, ради мира и свободы на Земле. Пусть иногда даже ценной собственной жизни.

Ведущий2:  Слово предоставляется  нашим гостям.

(Выступление приглашенных гостей)

Классный руководитель: В каждой семье есть свой герой. Для кого-то это дедушка, воевавший в Великой отечественной войне; для кого-то папа или брат, отслуживший в армии. Для мен таким героем является бабушка Понаморёва Алевтина Викторовна, которая семилетним ребенком попала в блокадный Ленинград и выстояла весь ужас войны.

Ребята, вам было дано задание узнать про героя вашей семьи и принести его фотографию. Давайте по очереди, покажем фото и расскажем почему именно этот человек является для вас героем. А фотографию прикрепим на стенд «Наши герои».

(Те ученики, которые принесли фотографии прикрепляют их на стенд)

Ведущий 1: Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

(Просмотр клипа проекта «Жить»)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антология Советской фотографии 1941-1945гг./ сост. Л.Ухтомский – Москва: Планета, 1997г.
  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_чеченская_война
  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_чеченская_война
  4. Портал видеороликов Ютюб [Электронный ресурс]. URL:  https://www.youtube.com/watch?v=_qmvVVoKbDc
  5. Портал видеороликов Ютюб [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TilVYsHZkHw
  6. Портал видеороликов Ютюб [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=E48H25MXuFM
  7. Татьяна Козырева. Книга памяти. Афганистан. 1979–1989, - С.-П.: Главный штаб, 2012.

Смотреть работу полностью