Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Композиционная выразительность как средство декоративной аппликации в работах детей дошкольного возраста»

ГБПОУ Белорецкий педагогический колледж 

 

Композиционная выразительность как средство декоративной

аппликации в работах детей дошкольного возраста

 

Ишимова Татьяна Александровна

преподаватель изо и методики изо

 

 

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна.  При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы.Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания.

Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями.Методические рекомендациидля формирования композиционной выразительности в декоративной аппликации  детей  дошкольного возраста являются следующими:

  • Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
  • Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
  • Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
  • Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
  • Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
  • Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
  • Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
  • Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В процессе художественно-трудовой деятельности дошкольники осваивают ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п.У них развиваются воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство ритма, восприятия пространственных представлений, сенсорные эталоны.

Занятия по аппликации играют большую роль в обучении детей композиции, в развитии умения располагать предметы на листе бумаги, т.к. ребенок имеет возможность сначала разложить формы, поискать разные варианты и только потом наклеивать; а также в воспитании умения использовать в аппликации цвет как средство выразительности.

Внешний вид аппликаций во многом зависит от качества наклеивания отдельных деталей на основной фон. Приемам наклеивания следует учить детей в порядке возрастания трудностей выполнения той или иной работы.

Аппликация тесно связана с конструированием, с художественным, ручным трудом - это вид художественной деятельности, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи. Конструирование бывает из бумаги, а также с помощью шитья. Аппликация тесно связана и с математикой, происходит закрепление геометрических фигур, размеров, количества и счета, ориентировка на листе бумаги.

Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Также,связана с рисованием, лепкой - закрепляются цвета, формы, развивается воображение.Всю жизнь идут вместе труд и искусство, дополняя друг друга, обогащая человека, делая его нравственно красивым. Развить в каждом ребенке природные задатки, воспитать в нем трудолюбие, художественный вкус – в этом заключается долг педагогов.

Практические творческие композиции можно использовать в оформлении интерьера групповой комнаты, дошкольных рекреаций, может являться подарочным продуктом для другого ДОУ или родителям и друзьям.