Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

МБОУ «СОШ с.Хошеутово им.М.Бекмухамбетова»

Астрахангской области Харабалинского района

Учителя начальных классов: Кайвалиева Айнагуль Эдегэмовна,

Дощанова Жанар Исболовна,

Кулкаева Ольга Александровна

«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Коллективное  творческое воспитание – особый  способ организации жизнедеятельности  детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом  методики коллективно- творческого  воспитания.

Коллективные  творческие дела- это, прежде всего , полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей  и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни. В которой педагоги выступают как наставники, действующие вместе  с ними и впереди них.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитании тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Коллективные творческие дела- это дела не для ребят и не только во время их воспитания, это дела( и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин- Друг- Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей  и своей жизни. Поэтому коллективное творческое дело – не простое дело, а жизненно-важное, общественно- необходимое.

Оно- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается  совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте,  в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются  воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи , и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование коллективного творческого дела невозможно без знаний  их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде  коллективных творческих дел. 

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе , разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность  определить для себя долю , характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть в создании чего- то нового.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

-принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет , а не готовится к жизни (Ребенок- личность); 

-принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности;

-принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

- принцип открытости и доступности:  все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;

- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать , делить успех и ответственность  с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества  своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллектив у и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче , целеустремленнее , организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот  многосторонний воспитательный процесс, который идет п» по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие  педагогов( прямое и косвенное, открытое  и скрытое),  и взаимное  влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание и старших и младших.

В каждом  коллективом  творческом  деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела- забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это коллективное, потому что совершается вместе- ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно- важной задачи, потому что творится сообща- не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется , оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, всегда  выступает в разных  вариантах, всегда выявляет новые возможности, ведь оно – частица  жизни.

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения коллективного творческого дела:

  1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
  2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
  3. Создать благоприятный эмоциональный ( нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
  4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой  или общественной, познавательной или художественно- эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время являясь  основным воспитательным средством.