«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
МБОУ «СОШ с.Хошеутово им.М.Бекмухамбетова»
Астрахангской области Харабалинского района
Учителя начальных классов: Кайвалиева Айнагуль Эдегэмовна,
Дощанова Жанар Исболовна,
Кулкаева Ольга Александровна
«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно- творческого воспитания.
Коллективные творческие дела- это, прежде всего , полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни. В которой педагоги выступают как наставники, действующие вместе с ними и впереди них.
Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитании тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Коллективные творческие дела- это дела не для ребят и не только во время их воспитания, это дела( и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин- Друг- Работник.
Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому коллективное творческое дело – не простое дело, а жизненно-важное, общественно- необходимое.
Оно- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.
Оно- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.
Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи , и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.
Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование коллективного творческого дела невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе , разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю , характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть в создании чего- то нового.
Существуют принципы коллективного взаимодействия:
-принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет , а не готовится к жизни (Ребенок- личность);
-принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности;
-принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
- принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.
В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать , делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.
В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.
Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллектив у и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче , целеустремленнее , организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет п» по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов( прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание и старших и младших.
В каждом коллективом творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.
Суть каждого дела- забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это коллективное, потому что совершается вместе- ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.
Дело это творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно- важной задачи, потому что творится сообща- не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется , оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности, ведь оно – частица жизни.
Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения коллективного творческого дела:
- Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
- Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
- Создать благоприятный эмоциональный ( нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
- Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно- эстетической, спортивной или досуговой.
Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время являясь основным воспитательным средством.