Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Классный час в 3 классе. Тема: «Блокада Ленинграда»

МАОУ "Неволинская ООШ" Кунгурский муниципальный округ Пермский край

 

Классный час в 3 классе. Тема: «Блокада Ленинграда»

 

Липина Лариса Михайловна

учитель начальных классов

 

Цель:  дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
2. Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города;
3. Привести примеры мужества, героизма и стойкости ленинградцев;
4.  Воспитывать бережное отношение к прошлому нашей страны, любовь и уважение к памяти павших на войне.
Основные знания. Блокада длилась 900 дней и ночей, Дорога жизни, 1944 год – полное снятие блокады.
Форма проведения: конкурс чтецов «Выжил!» «Выстоял!», «Не сдался!»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас важная встреча. Наш разговор пойдёт о страшных страницах жизни нашей Родины. О том, что смогли пережить люди, как выстояли в годы Великой Отечественной войны. Разговор пойдёт о городе- герое- Ленинграде.
27 января 2024 года- город Ленинград (сейчас его название Санкт- Петербург) отметил памятную дату - 80- летний юбилей - снятие блокады.
Продолжите фразу: Война - это...(голод, смерть, разруха, слёзы, горе и т.д)
 
Посмотрите на карту, на ней вы видите  голубыми стрелками направление  главных ударов войск Фашисткой Германии. А вот Ленинград.
 
Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город. Почему? Ведь в Ленинграде находились: крупнейшие военные предприятия, крупнейший морской порт, огромное количество архитектурных памятников, в великолепных дворцах произведения искусства - гордости Советской страны.
 
Фашистская Германия решила  обречь город Ленинград на  мучительную медленную смерть. Хотели взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов...
8 сентября 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу. Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения,  в нём оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Началась блокада.
 
Все дороги были захвачены фашистами, связь с городом была только по Ладожскому озеру. Все: дети, женщины, старики  строили оборонительные сооружения.
 
А город беспрестанно бомбили самолеты, обстреливала артиллерия.
Все было замаскировано: маскировочные сетки, пустые мешки, мешки с песком, деревянные щиты. Часть произведений искусства была спрятана в подвалах или эвакуирована.
 
Наш классный час мы проведём в форме конкурса, который назвали "Выжил! Выстоял! Не сдался!" В нашем конкурсе принимают участие10 учащихся 3 класса. Попрошу Вас выйти на нашу сцену.
 
А теперь я  хочу представить вашему вниманию наших строгих, но справедливых членов жюри. Это ветераны педагогического труда. Наши педагоги – стажисты будут оценивать вас по 5 критериям. В конце мероприятия мы узнаем, кто будет победителем. Дорогие конкурсанты приложите все старания, чтобы победить.
 
Ведущий:
8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад. (слайд Блокада)
 
 
- Приглашаем на сцену первую участницу конкурса.
Ученица (читает стих «Блокада», автор: Надежда Радченко)
                                                   (Показ  слайдов)
 
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно,
холодно,
холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устала…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…
 
Ведущий: Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея.
Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм.
 
Приглашаем  на сцену 2 участника конкурса ...
Ученик: (читает стих «Блокадница», автор Сергей Перевязко)
 
Война, блокада, санный путь,
Бредет старуха за водицей.
Шаль прикрывает плат и грудь.
А взгляд ночами этот снится.
Дорога длинная к Неве –
Полжизни прямо и обратно.
Все предоставлено судьбе,
И добредет ли непонятно.
Слеза от холода бежит,
По изможденной черной коже.
Она голодна, не спешит,
Быстрей она уже не может.
Ведет тропинка через мост,
Чернеет трупик из сугроба.
Для многих здесь такой погост,
А вон и два! Замерзли оба.
А дома холод, пустота…
В буржуйке дотлевает пепел.
Сгорела мебель. Нищета.
Лишь лик вождя все так же светел.
А завтра хлебушка дадут,
Но добредет ли, я не знаю,
Но знаю, выстоят! Сомнут, –
Фашистов эту злую стаю!
 
Ведущий: В Ленинграде во время блокады осталось   400 тысяч детей. Смотреть на них было тяжело. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды,   как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.
Приглашаем на сцену 3 участника ...
 
Ученик: (читает стих «Дети» автор: Елена Вечтомова)
 
Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде…
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
 
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
 
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
 
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
 
Ведущий: Страшный голод! В конце декабря 1941 года хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее (250 граммов) – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. В первую блокадную зиму умерло 252 тысячи человек.
 
Приглашаю на сцену следующего участника ...
 
Ученик: (читает стих «Чашка» автор: Варвара Вольтман-Спасская)
 
Тишина стояла бы над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нес сметану для сестренки.
 
Целых двести граммов! Это здóрово,
Мама и ему даст половину.
А в дороге он ее не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.
 
Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.
 
А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться!
…Мама и сестренка – обе выжили,
И осталось голубое блюдце…
 
Ведущий: Из воспоминаний тех, кто выжил. Л.Т. Шепелева, профессор, доктор исторических наук.
 
Я родилась в Ленинграде. Зима 1941 года была самая страшная: нет света, воды, отопления. Стены промёрзли  на 20- 3о см. На окнах светомаскировка,
Я прошу всё время у мамы кушать, а  мама убеждает меня, что сейчас ночь (хотя был день)  и говорит, что ночью никто не кушает. Я помню  свой блокадный паёк- 125 граммов  хлеба из смеси опилок и муки. Чувство голода- одно из устойчивых  воспоминаний  моего детства.
 
Приглашаем на сцену следующего участника.
 
Ученица: (читает стих «Сотый день», автор Воронов Юрий Петрович)
 
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
 
Ведущий: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен не только запасов продовольствия и топлива, вышли из строя  отопление и  водопровод.  Воду приходилось брать из прорубей реки Невы.
 
Приглашаем следующего конкурсанта ...
 
Ученица: (читает стих «Я в гору саночки толкаю»,  автор: Варвара Вольтман-Спасская)
 
Я в гору саночки толкаю
Еще немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
 
Метет колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
 
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замерзла
Святая невская вода!
 
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ведущий: Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и прорвали блокаду.
Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К. Жуков Всего восемь дней понадобилось нашим войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая укреплялась фашистами 2 года. Окончательно город был освобожден в 1944 году. Прорвать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество советских воинов, оперативное мастерство командования позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К. Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза.
 
Ведущий: Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.
- Как вы думаете, какие чувства были у тех ленинградцев, кто выжил, кто не сдался, кто прошёл через этот ад, через  900 голодных дней и ночей? (огромная радость, от  того, что выжил; слёзы - от того, что потерял своих близких).
Приглашаем на сцену следующего конкурсанта ...
Ученик: (читает стих «Салют над Ленинградом» автор Юрий Петрович)
 
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол- Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
 
Ведущий: О Ленинградском салюте, прогремевшем в небе  27 января 1944 года написано очень много стихов. Давайте послушаем ещё одно из них в исполнении ...
Ученик: (читает стих «Ленинградский салют» Татьяна Варламова)
 
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
 
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
 
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
 
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…
И руины там, где дом вчера стоял…
 
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
 
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
 
Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
 
Ведущий: Вы все хорошо знакомы  с  дневниковыми записями  одиннадцатилетней  ленинградской девочки Тани  Савичевой.
Приглашаем на сцену следующего конкурсанта ...
Ученица: (читает стих "Мне повезло, я позже родилась» , автор Ольга Аникеева)
 
Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.
 
Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.
 
Писала на листочках свой дневник
Не я ручонкой, скованной страданьем,
Где сохранился этот детский крик —
«Все умерли. Одна осталась Таня».
 
Так почему же, в сытости, в тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была — живая?
 
 Какую жертву надо принести,
Какую цену заплатить — не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?!
 
Отсчитывает время метроном,
Он будит мир минутами молчанья...
— Не допусти беды в свой светлый дом,
Не допусти! — я слышу голос Тани...
 
Ученица: (читает стих «Размышления блокадницы» З. Дуванова)
 
Я давно в Челябинске живу,
Только часто снится мне блокада:
Нас, детей, везут из Ленинграда,
Рвутся бомбы, страшно… Я реву!
Просыпаюсь. Мокрое лицо…
Ведь тогда мы чудом уцелели.
Нас уральцы встретили, согрели,
Мне, я помню, дали пальтецо.
Понимаю с возрастом теперь:
И в тылу досыта не едали,
А вот нам, сиротам, помогали,
Сами знали горести потерь.
Я давно в Челябинске живу,
Только часто снится мне блокада.
Ранним детством я – из Ленинграда,
Но нашла уральскую судьбу.
Послушаем последнего участника  нашего конкурса ...
Ученик: (читает стих «Дети блокады» автор Лев Зазерский)
 
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
 
Ведущий: Война- это великий урок для всех  людей. И те произведения авторов, которые вы услышали сегодня на нашем конкурсе  позволяют нам,  людям, родившимся  в мирное время, понять насколько тяжелы были  испытания войны,  сколько горя она несёт  людям, насколько  ужасна смерть на войне.
Прошло 80 лет со времени  снятия блокады Ленинграда, но  мы должны об этом знать и помнить! Ведь пока жива память, живы и её герои.
 
Но Ленинград стоит, к победе кличет.
И все слова бессильны и пусты,
Чтобы потомкам передать величье
Его непобедимой красоты.
 
И люди шли, чтоб за него сражаться…
Тот, кто не трус, кто честен был и смел, –
Уже бессмертен. Слава ленинградцам!
Честь – их девиз. Бессмертье – их удел! А. Гитович
Внимание на слайды. Это  Пискарёвское мемориальное кладбище в Санкт- Петербурге.
"Никто не забыт, ничто не забыто!"
Ведущий: пока члены жюри совещаются, мы посмотрим  с вами небольшой фильм о блокаде Ленинграда.
 
Слово предоставляется председателю жюри.
(подведение итогов, награждение)