Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Классный час «Моя малая Родина» 4 класс.

Классный час «Моя малая Родина» 4  класс.

Разработка мероприятия.

МБОУ «СОШ №48 г.Улан-Удэ» Республики Бурятия

Пестерева Лариса Анатольевна учитель начальных классов, первая категория.

Пояснительная записка.

Цели:

1. Патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой Родины

2.Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.

3.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

6.     Расширение представления учащихся об истории  и культурных ценностях малой Родины;

 

7.     Развитие кругозора учащихся, наблюдательности, коммуникативных способностей учащихся;

8.     Воспитание культуры общения

Предварительная подготовка

1.  Посещение учащимися Этнографического музея,  музея Истории Бурятии.

2.   Выбор ведущих из числа учащихся, распределение ролей.

3.  Оформление выставки художественно-познавательной литературы о достопримечательностях г.Улан-Удэ

6.  Выпуск стенных фотогазет об экскурсиях.

Оборудование для проведения классного часа:

- мультимедийное компьютерное оборудование;

- звуковое оформление;

- выставка художественно-познавательной литературы, стенные фотогазеты.

Список литературы.

1. Гурьянов В. К. По Большой, Большой-Николаевской. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. -160с.
2. Дондуков Ц. Улан-Удэ – столица  Бурятии.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. -131 с.
3. Дондуков Ц. Ц. Улан-Удэ. Историко-краевед-ческий очерк.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. -180с.
4. Ким Н. В. Очерки истории Улан-Удэ. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 115 с.
5. Минерт Л. К. Архитектура Улан-Удэ.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. - 248 с.
6. Семина Г. М. Из истории города Улан-Удэ. Документы и фотографии. - Улан-Удэ: Инф.-изд. предприятие "Священный Байкал", 1995. -31 с.
7. Танский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ. (Верхнеудинск в 70-80-х гг. XIX в.). - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 30 с.
8. Тиваненко А.В. Удинский острог. (Первое столетие Улан-Удэ). - Улан-Удэ: Изд-во Б( II (СО РАН. 1995.- 121 с.
9. Улан - Удэ: история и современность/ Составители А.Б Иметхенов, Е.М.Егоров.- Улан -Удэ: Издательство БНЦ СО РАН , 2001. - 480.; ил. - 336с.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

1. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми .

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя!

2 . А наша Родина – это земля бурятская.

Бурятия – республика многонациональная, народ в ней хлебосольный, гостеприимный. И тому подтверждение – стихи Дамбо Жалсараева "Друзья, приезжайте!"

Ученица:

Друзья, мы приехать вас просим по-братски,

Родимый наш край посетите бурятский.

На карте найти его очень легко.

И ехать до нас уж не так далеко.

Мы там, где надев снеговые шинели

Недвижны и тихи таежные ели,

Где грозные отроги гранитных Саян,

Где в грозных ущельях синеет туман.

Наверно, друзья, вы немало слыхали

И песен, и сказок о нашем Байкале.

И как Баргузин пошевеливал вал,

И молодца в бочке спас древний Байкал.

Пусть в песнях различных об этом поется,

О том, как нам дружно всем вместе живется,

О том, что Отчизна одна нам дана –

Российская наша родная страна.

Учитель: А какая у нас прекрасная природа! Об одном уголке нашей Бурятии - Баргузинской долине - так написал поэт Николай Дамдинов.

Ученик:

Мой отчий край – долина Баргузина,

Над ней сплошной стеной стоят хребты,

Как в небе облака - бело и длинно

В степи овечьи тянутся гурты.

Мой отчий край соседствует с Байкалом,

И Баргузин всю жизнь бежит туда,

Где медленно вздымает вал за валом

Бездонная, былинная вода.

В ветвях крадется соболь, замирая,

Хребты надежно держат небосвод,

Откуда я? Я из родного края!

Кто я такой? Сын этих гор и вод!

Учитель:

В 2011 году городу Улан-Удэ - столице нашей республики -исполняется 345 лет. Знать свой город, его историю – почетная обязанность каждого гражданина. Академик Лихачев Д.С. отмечал, что краеведение учит любить не только свои родные места, учит знанию о них, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает культурный уровень.

Без любви к своему Отечеству, без знаний его истории нет нации, нет ее будущего.

Улан-Удэ – это не только история, связанная с градостроительством, но и люди, жившие и живущие в нашем городе, побывавшие в нем, оставившие память на страницах истории.

Ученик:

Улан-Удэ был основан в 1666 году в качестве опорного пункта в крае. Первым сооружением на месте будущего города являлось "ясашное зимовье", возведенное отрядом казаков из Селенгинского острога. Место было благоприятное как в стратегическом, так и в хозяйственном отношении. Позже на этом месте был возведен Удинский острог. Он был расположен на высоком, скалистом с крутыми обрывами холме на правом берегу Уды, вблизи ее впадения в реку Селенгу. Зимой 1689 года прибывший в Забайкалье посол Головин силами своих стрельцов и казаков возводит небольшую рубленую крепость – город Удинский. Позже город переименовали в Верхнеудинск.

Ученица:

В 18 веке все более возрастает роль Верхнеудинска в торговом обмене Забайкалья. С 1768 года он становится местом проведения ежегодных ярмарок. В 19 веке застройка Верхнеудинска велась планово по проектам. Схема планировки Верхнеудинска 19 века определила дальнейшее развитие структуры города и частично сохранилась до наших дней. Это прежде всего относится к площади Революции, прежде называемой Гостинодворной или в просторечье – Базарной.

Учитель:

Выдающимися, характерными памятниками архитектуры города являются здания Одигитриевского собора и Троицкой церкви.

Ученик:

Одигитриевский собор был заложен в 1741 году. Строительство затянулось более чем на 40 лет. Собор является первым каменным зданием Верхнеудинска. Во время землетрясений в 1862 и в 1885 годах собор пострадал, появились трещины в сводах и стенах. Во время первого пожара 1878 года собор также пострадал, так как жилые постройки находились очень близко от него. Только после этого вокруг здания была образована площадь. В 1909 – 1913 годах собор капитально отремонтировали. В 1935 году собор был передан краеведческому музею. В 2000 году собор снова стал действующим.

Ученица:

Троицкая церковь была построена в 1798 – 1804 годах. Церковь располагалась на кладбище на возвышенной части городской территории, восточнее рыночной площади. Стройный силуэт Троицкой церкви хорошо виден из любой точки города. В данный момент церковь действующая.

Ученик:

В 1926 году была создана комиссия по строительству Дома Советов. В 1929 – 1931 годах по проекту архитектора А.А.Оля строительство здания Дома Советов было завершено.

Здесь же недалеко от Дома Советов по улице Ленина бросается в глаза величественное здание Бурятского ордена Ленина театра Оперы и балета. Начал проект архитектор Федоров, а закончил в 1945 году В.А.Калинин. 1 мая 1952 года в театре состоялся первый концерт и с 7 ноября здесь начали давать спектакли.

Ученица:

Гости Улан-Удэ сразу обращают внимание на памятник В.И.Ленину на площади Советов. Действительно, этот памятник по художественной форме уникален. Памятник состоит из головы большого масштаба отлитой из бронзы в 7,5 м высотой и постамента, высота которого 6,3 м. Скульптуры – отец и сын Нерода. Памятник был открыт 2 ноября 1971 года.

Учитель:

В городе есть еще много сооружений, достойных внимания: Бурятский академический театр драмы имени Х.Намсараева, Русский драматический театр, Дворец культуры ЛВРЗ, Дом детского творчества по улице Бабушкина, 13-этажная гостиница "Бурятия" и другие.

 

3. Викторина

1. Какие памятники архитектуры сохранились в нашем городе с прошлых веков? (Одигитриевский собор – 17 век, Большие гостиные ряды – 19 век, Церковь Троицы – 18 век)

2. Как назывались улицы города в прошлом?

Пл.Революции – пл. Базарная,

ул.Ленина – Большая (Николаевская),

ул.Смолина – Селенгинская,

ул.Коммунистическая – Лосевская,

ул.Куйбышева – Троицкая,

ул.Кирова – Спасская,

ул. Линховоина – Соборная,

ул. Балтахинова – Мокрослободская

3. Что изображено на гербе города? (Государственный герб Республики Бурятия представляет трехцветный круг (сине-бело-желтого цвета национального флага). В верхней части круга – золотое соембо – традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). В центре круга – одинаковой ширины сине-белые полосы – волны Байкала, а также светло-зеленого и темно-зеленого фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть обрамляет голубая лента "хадак" – символ гостеприимства. Все элементы помещаются в поле четырехугольного, заостренного снизу геральдического щита),

4. Когда была проведена реконструкция площади Советов и открыт памятник В.И.Ленину? Кто автор памятника? (Памятник В.И.Ленину открыт в честь 100-летия со дня рождения в 1971 году. Авторы – отец и сын Нерода).

5. Каким орденом награжден Улан-Удэ и когда? (Орденом Трудового Красного знамени 30 июля 1984 года).

6. Первый бурятский ученый. Где ему открыт памятник? Где мемориальная доска? (Доржи Банзаров – выдающийся ученый-востоковед. Его имя носит Бурятский государственный университет. Памятник у здания университета. Мемориальная доска – на здании Дома быта у центрального рынка).

7. Театр Русской драмы получил имя Бестужева. Кто это? Где он жил в Бурятии? (Декабристы – братья Николай и Александр Бестужевы жили на поселении в с. Новоселенгинске. Имя присвоено Русскому драмтеатру).

8. Где и когда был открыт памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны? Кто автор памятника? (У кинотеатра "Октябрь". Открыт в 1970 году. Автор – Тимин А.И.).

9. Как отозвался о нашем городе А.П.Чехов? (Поездка Чехова на Сахалин, 1890 год. Он назвал Верхнеудинск "премиленьким городком").

 

4. Знаменитые люди Улан-Удэ.

Учитель: 

 Главное наше богатство – люди.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.

 

5. Заключение.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в работе.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.