Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Классный час "Как помочь птицам зимой"

МБОУ ООШ №6 г.Гусиноозерска Селенгинского района Республики Бурятия

Классный час для учащихся 1 класса

«Как помочь птицам зимой».

Кл. Руководитель: Егорова Татьяна Николаевна

Целии задачи:

Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, научить проявлять заботу к ним. Расширить знания детей о птицах, проживающих в нашей местности. Формировать экологическое представление детей об окружающем мире. Закрепить, обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.  

Оборудование:

1. Фонограмма с голосами птиц.

2. Рисунки, поделки, сочинения детей о помощи зимующим птицам (оформление доски).

3. Готовые кормушки, сделанные детьми и родителями.

4. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овес, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.

5. Презентация “Как зимой помочь птицам?”

Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц своей местности, подбирать корм для птиц и изготавливать  простые к  кормушки.

 I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

В любое время года ты чаруешь глаз то пестрыми красками леса или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый расивый  уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы.

(Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц).

У: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

У : Какое время года за окном?

У: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лед прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых . Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Ученик 1

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Ученик 2.

Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

III. Введение в тему.

Ведущий: А разве мы с вами можем помочь птицам зимой?

- Каких птиц, зимующих в нашей местности вы знаете?

Загадки (Отгадки на экране)

1.Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курица).

2.Синяя косынка, 
Темненькая спинка, 
Маленькая птичка, 
Звать ее... (синичка). 

 3.Серый маленький комочек 
- Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей, 
Ждет тебя наш ...(воробей) 

 - Догадались о ком пойдет речь на уроке? Какая птица из предложенных загадок лишняя, почему?

 (Появляются дети в масках воробья, синички)

 Воробей. Зимой Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека, потому что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.

На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос!

Синица. : Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удаётся подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Прослушивание аудиозаписи отрывка из произведения В. Чаплиной “Лесная кормушка”:

Слава ходил в лес всегда одной и той же дорожкой. У него здесь были свои друзья, и он сразу после школы… приходил их кормить. Кормушку для птиц Слава смастерил сам. Сделал её очень просто: взял от ящика донышко, укрепил в развилке дерева, а чтобы еду не засыпало снегом, устроил из фанеры крышу. Хорошая получилась для птиц столовая...

Первыми появлялись всегда синицы. Стоило Славе посвистеть, как они уже тут как тут. Следом прилетал поползень... Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку семечки. Выхватывал их прямо из рук мальчика и стремительно улетал с добычей. Затем запихивал семечки в расщелину дерева или в щёлку коры и опять спешил к Славе. Такая доверчивость Славе нравилась: уж очень было приятно чувствовать на своей руке птицу. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами... Синицы больше всего любили сало. Они сразу слетались к нему, но клевали всегда по очереди, так же по очереди брали они и семечки. Зато свиристели и снегири опускались к разложенным для них гроздьям рябины стайкой. Снегири клевали рябину не спеша, семена съедали, а мякоть выбрасывали, не то, что хохлатые свиристели: те глотали ягоды торопливо, целиком, потом сразу срывались с дерева и улетали.

...Наступил февраль с его вьюгами, метелями, морозами. Слава знал, что в этом месяце птицам приходится особенно трудно. Давно обклевали они те семена, что оставались с осени на деревьях и на кустах. Да и с земли, покрытой глубоким снегом, трудно достать еду. Голодно в этом месяце птицам, а голодной птице морозный день — это смерть. Вот почему Слава даже в непогоду шёл кормить своих питомцев.

Но однажды с самого утра была такая вьюга, что нечего было и думать идти в лес. Вьюжило весь день, и лишь к вечеру стихло. Ночь была ясная, звёздная, а утром термометр показывал минус 36 градусов… В доме было тепло и уютно. “Вот здорово, что мороз!” — подумал Слава… и вдруг вспомнил: вчера вьюга, сегодня мороз, а как же там они... птицы? Он здесь в тепле, сытый, а они... Слава взял лыжи, пакет с кормом и решительно вышел из дома.

Будто вымерло всё живое в лесу... Попрятались птицы от леденящего ветра и холода. Только деревья трещат от мороза. Спешит, спешит Слава, и чем ближе, тем беспокойней у него на душе. Вот и… кормушка... Но не встретили птицы своего друга. С трудом шевеля непослушными от мороза губами, стал сзывать их Слава свистом. Долго, очень долго никто не отзывался на свист мальчика, потом прилетела одна синичка... другая... ещё две. Они были какие-то взъерошенные, сразу бросились к салу и стали его жадно клевать... Слава ждал поползня, но его любимец всё не появлялся. Уже не было сил больше ждать, от мороза перехватывало дыхание. Окоченевшими руками он высыпал в кормушку остатки корма, повернулся, чтобы идти к дому, и... что это? В стороне от дерева, будто сорванный листочек, распласталось на снегу что-то маленькое, бурое... Это был поползень. Слава бросился к нему, поднял, прижал к себе, старался согреть дыханием неподвижное тельце. Неужели погиб? И вдруг он почувствовал, как поползень чуть трепыхнулся. Жив! Скорей, скорей домой! Скорей к спасительному теплу!..

У: Что узнали из рассказа о птицах? Что сделал Слава? Что вы можете сказать о мальчике ?

- А это, что за птица? (появляется ученик в маске снегиря).

Снегирь. С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья чёрные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее - грудка у неё не алая, а тёмно-серая. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля.

4.- Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется …….. клестом.

5. Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

   -  Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – черный, а ворона – серая.

6).   Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый  галстучек вокруг шеи.(галка)

7. Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя, демонстрация презентации .

У. Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.

 У. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубьдомовый воробейсерая воронагалка.

Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем.Воробьи держатся ближе остальных птиц к жилью людей. Воронызимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряют гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.

V. Физкультминутка.

Учитель называет птицу, если птица перелётная - ученики хлопают в ладоши, если птица зимующая - ученики приседают.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа.

 У: Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?

Д. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Продолжение демонстрации презентации  .

УКакие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку?  

Дети представляют свои кормушки, сделанные с родителями. Объясняют как их изготавливали.

У: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым

урожаем, спасенным птицами, от вредителей вашего огорода (достается корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

 У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать?  Любой ли корм можно давать птицам?  

 У:  Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха и тепло её под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные? Посмотрите сценку.

Сценка «Дятел и клёст»

Д: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?

К:  да нет, дятел, это я радуюсь!

Д: Нашёл время радоваться…

К: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!

Д: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!

К: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Ведущий: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?

(потому что им есть что кушать)

Ведущий: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть.

VII. Рефлексия.

 - Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. ( выбирают картинки  зимующих птиц).

- Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.( Выбирают из предложенных предметов корм, который можно положить в кормушку).

 У:Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

-Ребята! Будьте друзьями птиц !Охраняйте их гнезда, устраивайте скворечники, кормушки! Пусть птицы своим пением украшают наши поля, леса! Ведь не зря именно птица является символом счастливой прекрасной мирной жизни!

У. Оцените свои достижения. (Ученики показывают смайлик).

VIII. Итог.

У.   Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке? Послушайте задачу в стихах и постарайтесь её решить:

Кормушку для птиц 
Мы к зиме смастерили, 
Семечек, зерён в неё положили. 
Гости себя не заставили ждать, - 
Стали мы птиц на кормушке считать: 
Два свиристеля, четыре синицы, 
Три снегиря да один воробей. 
Сколько всех птиц? 
Отвечайте скорей.

(Ответы детей)

СМОТРЕТЬ РАБОТУ