Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Классный час «Герои-защитники в работах художников»

МБОУ Лией №7 г.Саяногорск

 

Классный час

«Герои-защитники в работах художников»

 

Карелина Ирина Алексеевна

учитель начальных классов

 

 

«Герои-защитники в работах художников»
 
Цель: изучение истории Великой Отечественной войны.
Задачи:
  1. формировать представление о мужестве, героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны через восприятие изобразительного искусства.
  2.  развитие умения работать над раскрытием темы, сюжета и содержанием картины;
3) воспитывать чувство гордости за героическое прошлое участников и свидетелей ВОВ.
Область применения: классный час, урок ИЗО, музейный урок.
Возраст учащихся: 4-5 класс.
Ожидаемые результаты: развитие интереса к изучению военной истории через знакомство с содержанием произведений художников, воспитание уважения к историческому прошлому, сопричастности к его истории.
Форма проведения: урок
Методы реализации: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Тематическое содержание: знакомство с произведения изобразительного искусства: картинами, плакатами, фотографиями, рисунками и зарисовками, портретами и скульптурами на тему Великой Отечественной войны; знакомство с понятиями художник-баталист, художник-пейзажист, блокада, контрнаступление, маскировка, оборона, партизан, медсанбат, шинель, капитуляция, реквием.
Основные знания умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала: учащиеся научатся раскрывать тему, сюжет и содержание картины.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация.
Информационные источники
1. Давыдова, М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. - М.: ВАКО, 2013.
2. Неменская, Л. А.. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.. под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
 
 
I. Огрмомент
Ты, знаешь, что была война,
Когда тебя на свете не было.
И сколько помнила страна,
Такой войны на свете не было.
- Я прошу всех настроиться на серьезную тему из истории нашей страны.
II. Актуализация знаний и мотивация
- Известный художник Александр Дайнеко сказал: «Большое искусство рождается в результате больших естественных чувств, и это может быть не только радостью, но и гневом».
- Когда человек испытывает радость?
- А когда человек испытывает гнев?
III. Целеполагание
Слайд 1. Герои-защитники в работах художников
- Что вы уже знаете о Великой Отечественной войне?
- Что бы вы хотели узнать о художника военных лет?
IV. Открытие нового знания.
  1. О творческой деятельности художников в годы войны.
Слайд 2. Филатов «Фронтовой художник»
Произведения художников – это не просто картины (слайд 3), плакаты (слайд 4), рисунки и зарисовки (слайд 5), портреты (слайд 6), скульптура (слайд 7).
Сегодня это подлинные документы истории, сохранившие для нас, для потомков память о том великом и трагическом времени.
Слайд 8 Д. Фотографии художников в годы войны
Художники служили в разных родах войск. Заниматься любимым делом удавалось немногим, поэтому многие картины были написаны в послевоенные годы. В своих работах они выплескивали свою боль, ярость, переживаниям.
2. Начало войны и первый период войны в рисунках художников.
Слайд 9. Федюнин Ф.В. «22 июня 1941 (вторжение)»
Враг напал вероломно, без объявления войны. Он шел по нашей земле сжигая целые селения.
Слайд 10. С .Присекин «Лихолетье»
В первый период войны (с июня 1941 по ноябрь 1942) немецко-фашистская армия захватила инициативу и на земле, и в воздухе.
Слайд 11. А.Ткачев «Прости-прощай родимый дом»
Никто не думал, что война будет долгой и затяжной (Слайд 12. Д.Шмарин «Лето 1941-го»), но тем не менее в первые же часы войны тысячи добровольцев уходили на фронт. Каждый считал своим долгом защитить отечество от врага. (Слайд 13. Алексей Балыкин. Год 1941. На передовую.)
Слайд 14. Петр Кривоногов «Защитники Брестской крепости».
Перед вами полотно художника – баталиста Петра Александровича Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Тема героического подвига советских пограничников, которые первыми испытали на себе удар немецкой армии, звучит в картинах многих художников.
Слайд 15. К. Васильев «Прощание славянки»
Первый год войны был самым трудным. Наша армия несла тяжелые поражения, больше отступала. Солдаты шли хмурые усталые…
Слайд 16. А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
Враг рвался к Москве! С захватом столицы Гитлер надеялся завершить войну. Городская окраина с опустевшими домами под холодным стальным небом отлично передает то состояние обреченности, которое преобладало в человеческих душах. 
Слайд 17. На подступах к Москве. В. Богаткин
Но, несмотря на ряд тяжелейших поражений, Советской армии удалось сорвать план «молниеносной» войны и в результате мощного контрнаступления отбросить врага от столицы нашей Родины.
3. Блокадный Ленинград
Слайд 18. Н. И. Дормидонтов «Зарево над Ленинградом»
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной Войны.
Слайд 19. В. А. Лишев «За водой».
В картинах и иллюстрациях виден весь тот ужас, что пришлось пережить людям блокадного города. Полупустынные улицы с редкими прохожими, тёмные громады домов ещё больше подчёркивают смертельную опасность.
Слайд 20. Н. М. Быльев-Протопопов. «У Медного всадника зимой. На Неву за водой».
Уже в первый месяц войны группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке важнейших военных и гражданских объектов, а также архитектурных сооружений.
4. Оборона Севастополя
Слайд 22. А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»
Художник Александр Александрович Дейнека на одном дыхании написал картину «Оборона Севастополя». Рушатся здания его любимого города, небо в дыму пожарищ, грохочет ад войны. Моряки сошлись в рукопашной схватке. Картина передает наивысший предел человеческих сил, героическую борьбу защитников города.
IV. Практическая работа
- Я предлагаю рассмотреть репродукцию картины и ответить на вопросы:
- Какое настроение вызывает картина?
- Что вы чувствуете, глядя на эту работу художника?
- Какое состояние передает художник?
- Кого вы видите на картине?
- Подумайте, почему автор так назвал свою работу.
Слайд 23. С. В. Герасимов в картине «Мать партизана»
О стойкости и мужестве советской женщины-матери рассказал Сергей Герасимов в картине «Мать партизана». На переднем плане изображена простая русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел. Ничто не в силах сломить дух русской женщины, как и всего русского народа.
Слайд 24. М. Самсонов. «Сестрица».
Девушки из медсанбатов. Нежные и мужественные, хрупкие и бесстрашные, под огнём врага они творили чудеса, спасая раненых бойцов. Им посвящена целая серия картин под одним названием «Сестрицы».
Слайд 25. А.А. Пластов «Фашист пролетел»
Художник-пейзажист Аркадий Пластов протестует против бессмысленного и жестокого убийства. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся невдалеке. Только еле заметный улетающий истребитель говорит о том, что случилась беда – убит мальчик-пастушок.
Слайд 26. Толочко В.И. «Часовой. Детств, отменённое войной».
Дети с первых дней ощутили ужас и страх войны. На оккупированных немцами территориях они были вынуждены защищать родину. На картине мы видим мальчика в военной форме и с боевым оружием.
Слайд 27. Петр Кривоногов «Поединок».
Художник отразил эпизод страшной Курской битвы, где немецкая лучшая военная техника не смогла противостоять отваге русского солдата.
Слайд 28. П. Кривоногов «Капитуляция»
Петр Александрович Кривоногов прошел страшный и героический путь военных лет. В мае 1945-го находился в Берлине и был свидетелем капитуляции фашистской армии, что и отобразил в своей работе.
Слайд 29. П. Кривоногов «Победа»
Эта наиболее известная картина Петра Александровича была написана сразу же после войны в 1948 году.
V. Рефлексия деятельности
- В наше время находятся новые возможности изобразить события Великой Отечественной войны. Посмотрите работу художницы Ксении Симоновой – мастера песочной анимации (просмотр видеоролика Реквием на песке»).
- Почему так важно сохранять память о той войне?
VI. Подведение итога.
- Что вы нового узнали о Великой Отечественной войне?
- Что вы узнали о художниках, которые писали свои картины в годы войны и в мирное время?
- Что вам захотелось сделать после сегодняшнего мероприятия?

Смотреть работу