Календарно обрядовые праздники - средство воспитания духовно - нравственной личности
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 «Родничок»
Календарно обрядовые праздники -
средство воспитания духовно - нравственной личности
Чепракова Елена Гавриловна
Музыкальный руководитель
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, начинается с раннего детства. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них нравственно - патриотических чувств и развития духовности.
Поэтому, определяя основные направления своей работы, я поставила одной из задач - знакомство и приобщение детей к русской народной культуре. Реализации этой задачи способствует введение в образовательный процесс ДОУ одного из компонентов народной культуры – народных праздников. Формирование нравственного поведения детей дошкольного возраста проходит в процессе ознакомления с русскими народными праздниками и непосредственного участия в них.
Именно народные праздники духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).
Вначале был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определена цель:
Формирование знаний о русских народных традициях, воспитание духовно – нравственных и патриотических качеств личности.
Определены и задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм – духовному наследию русского народа.
2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
4. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
5. Развивать творческие способности детей в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Весь процесс воспитанияпосредством народных праздников осуществляется в детском садувтри этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).
На этапе подготовки анализирую литературу по данной теме, определяю смысл празднования, в связи, с чем возникает замысел. Затем выявляю умения и знания детей и составляю сценарий праздника, где обязательно учитываю задачу приобщения детей к тематике праздника. При разработке сценария особое внимание уделяю подбору произведений устного народного творчества, словесно - музыкальных, драматических, игровых и танцевальных произведений обрядово-календарного фольклора, которые соответствуют содержанию праздника, являются интересными и доступными для детей. Речевой материал к празднику подбираю в соответствии с программными требованиями по развитию речи, ориентируюсь на активный словарь детей. При этом учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. Использую предметы народно-прикладного искусства, предметы изобразительной деятельности - картины, репродукции, художественные фотографии. Очень важно, чтобы весь материал был посвящен единой теме. Немаловажную роль в праздниках играет предварительная подготовка, в которой участвуют дети, воспитатели, родители.
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Поэтому детям заранее объясняю, что это за праздник, для чего они разучивают песни и танцы. Рассказываю о старинных русских обычаях и обрядах. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
Проведение праздника.
Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
«Кузьминки» у нас обычно проходят так: вначале проводится ярмарка заготовок овощей и фруктов на зиму. Мамы и бабушки угощают всех гостей своими фирменными блюдами, а затем начинается праздник.«Кузьминки» - это праздник встречи зимы и в честь них мы устраиваем посиделки. Начинаются посиделки русской народной песней, в которой мы прощаемся с осенью, благодарим ее за осенние дары овощей и фруктов, за заготовки на зиму, затем ведущий предлагает поиграть в народные игры «Кто главный на огороде», «Пугало». После этого начинаются шуточные величания, припевания,хороводы и игры. Игры « Заюшка», «Шубу шить», «Фанты». Задания игры в «Фанты» могут быть различными: спеть русскую народную песню, станцевать танец под русские народные мелодии, прокричать какпетух, сыграть на народном музыкальном инструменте. Во всех играх родители принимают активное участие. (Игры проводятся двумя командами: команда родителей и команда детей).В конце праздника Хозяйка вносит в зал угощение – этобольшой яблочныйпирог.
На протяжении нескольких лет в детском саду проводятсяпраздники «Русской народной песни», «Русского народного танца», где родители выступают вместе со своим ребенком.К празднику «Русской народной песни» мы, вместе с детьми и родителями начинаем готовиться заранее. Родителям дается задание разучить дома с ребенком русскую народную песню, изготовить музыкальную игрушку из бросового материала для шумового оркестра и приготовить русский народный костюм для праздника. На музыкальных занятиях разучиваю с детьми русские народные песни, частушки, заклички, колыбельные песни, провожу тематические занятия «Хороводная песня», «Плясовая песня», «Песня – душа народа».Затем, вместе с детьми готовим музыкальный зал к празднику. В зале воссоздается обстановка русской избы. В углу – русская печь, деревянные лавки и столы, на полу – самокатные половики. В русской избе есть чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка прялка, расшитые полотенца…Дети и многие родители приходят на праздник в русских костюмах – сарафанах и кокошниках, у девочек заплетены косы с ярко – красными атласными лентами.Это создает особый эмоциональный настрой и у детей, и у родителей. Под русские народные наигрыши, через «золотые ворота», дети и родители входят в зал. В начале праздника выступает оркестр шумовых народных инструментов, в котором участвуют все приглашенные на праздник. Они исполняют русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во - саду ли, в огороде» и другие. Затем дети, вместе с Хозяйкой избы показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование. После этого - начинается конкурс, выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором песенками, колядками, частушками, колыбельными песнями. В исполнении семейных коллективов звучат переливы давно забытых, но вечно живых напевов старинных русских мелодий. Следует отметить, что в их репертуар включены заклички, колядки, песни народов Урала. Победителями оказываются все семейные коллективы, все получают памятные призы. А Хозяйка избы приглашает к русскому самовару. Главный и самый важный итог такого праздника – создание и сплочение детско – родительского сообщества, решающего проблему приобщения детей к истокам русской культуры, формирование новых взаимоотношений в системе:«дети – родители – педагоги».
Подготовка к Рождеству, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. На занятиях наши дети знакомятся с русской духовной поэзией. Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые создают праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается игра - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители. На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом: кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
Таким образом, на Капустных вечерах мы вместе с родителями солим капусту, на Святках, с Рождества до Крещения, мы ходим поздравлять соседей колядной песней, встречаем и провожаем Масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц, обращаемся к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходим по полям в Троицын день с пением песни о колоске, украшаем лентами и венками из полевых цветов русскую березку. Все народные праздники вызывают много положительных эмоций у дошкольников.
На праздниках использую народные песни и хороводы, народные танцы, народную музыку, народные игры, то есть даю возможность соприкоснуться с историческим прошлым своего народа. Посредствам народной музыки знакомлю детей с жизнью русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Именно через народную песню способствую воспитанию взаимоотношений детей среди сверстников и отношений их со взрослыми, учу доброте, любви к ближнему. Показываю красоту природы родного края, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем, особенности быта русского народа его талант, трудолюбие, оптимизм. Дети с удовольствием поют русские народные песни “Земелюшка - чернозем”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”. Детям нравится инсценировать песени, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни. В своей практике широко применяю инсценирование таких песен, как «Где был Иванушка», “Как у наших у ворот”, “Пошла млада за водой”, “Ой, вставала я ранешенько».
В танцевальной деятельности большое внимание уделяю русским народным пляскам и хороводам. Используя хороводы и танцы в народных традициях. Это, прежде всего, танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Например «Гармонист Тимошка», в котором девушки подшучивают над гармонистом, девочки танцуют с платочками, а мальчики с гармошкой или с балалайками. Учу детей взаимодействовать с другими людьми, воспитываю умение детей войти в социум, и все это способствует развитию нравственных качеств личности.
Использую все виды фольклора, произведения устного народного творчества - пословицы и поговорки, потешки и прибаутки, заклички, частушки, загадки как в хоровом, так и в индивидуальном прочтении, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Это помогает развитию правильной русской речи дошкольников.
Ввожу народные игры, которые содержат в себе информацию о традициях многих поколений. Через игровые общения дети осваивают культуру своего народа, учатся сопереживать, формируется положительное отношение к труду. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Без игры трудно представить себе любое занятие в детском саду, а уж праздник тем более.
Таким образом, народное творчество, выраженное в песнях, припевках, танцах, играх, включенное в репертуар народного праздника, влияет не только на развитие музыкальности детей, но и на становление духовности.
На праздниках использую народные музыкальные инструменты. В оркестре шумовых народных инструментов совместно участвуют и дети, и их родители. Они исполняют русские народные мелодии.
При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы - сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак.
Большое внимание уделяю оформлению зала. Вношу предметы декоративно-прикладного искусства. Вышитые полотенца, украшения, керамическую и деревянную посуду. Предметы быта: утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, прялка, домотканые полотенца и половики. Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию на долгие года. Кроме того, широко использую и ввожу предметы быта в танцах: самовар, пиалы, платки, бусы, ложки и т.д.
Главным показателем успешности праздника является:
• Эмоциональность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, вызванные различными действиями персонажа.
• Использование сюрпризов. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
• Насыщенность народного праздника творческими импровизациями. Это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
• Участие в народных праздниках родителей. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении зала к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год, «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Народные праздники дают возможность объединить весь коллектив детского сада - детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ, иными словами – всех участников образовательного процесса.
Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось. Что особенно понравилось детям, над, чем нужно еще продолжать работать, какие новые приемы и методы использовать в работе.
Таким образом, русский народный праздник всегда открыт для новизны, он богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно- нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.
Результатами проведенной мной работы являются:
-
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздника
(дети знают название праздника, умеют объяснить, что это за праздник и
когда он бывает,поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
-
Знание многих обрядов и обычаев народных праздников;
-
Интерес к жизни народа в разное историческое время, к его истории и
-
патриотов своей Родины).
-
Сформированное представлений о культуре, природе и истории родного
Урала.
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Умение играть в русские народные подвижные игры, использовать
считалки.
7. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
8. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного
творчества.
9. Использование атрибутов русской народной культуры в
самостоятельной деятельности.
10. Активное участие родителей в народных праздниках и подготовке к
ним.
Для того чтобы дети использовали знания, полученные на праздниках, в самостоятельной деятельности, в группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
• Имеются русские народные костюмы, музыкальные инструменты, атрибуты для русских народных игр.
• «Полочка народного декоративно – прикладного искусства.
• Мини – музей «Русская горница».
• Составлена картотека: русских народных хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
• В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие.
В своей работе по проведению народных праздников использую современные программы и технологии, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, в которой определены новые ориентиры нравственно – патриотического воспитания детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Программа «Наследие» М.Ю.Новицкой, где основной целью предлагаемых программ «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена», является восстановление преемственности в восприятии и освоении традиций отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству.
Использую в работе следующие технологии:
-
М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ», которая содержит методические рекомендации к проведению работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников на занятии и в нерегламентированное время. Включает разнообразные формы, методы и приемы деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
-
М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду». Методическое пособие, которое посвящено актуальной современной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно – православной, крестьянской календарно – обрядовой и современной культурами.
-
Е.А.Писарева, В.В.Уткин «Живем в «Ладу». Методическое пособие, в котором раскрыты оригинальные материалы программы духовно – патриотического воспитания детей «Лад».
-
Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении». В пособии опубликован опыт ознакомления дошкольников с отечественной культурой, обычаями и традициями..
-
В.Н.Вишневская «Свет Руси». Программа духовно-патриотического воспитания детей 3-7 лет. Пособие по реализации государственной программы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Основные принципы, положенные в основу работы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость. Кроме этого - постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка во время поведения праздника.
Таким образом: Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Вывод: Народные праздники, способствующие приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эффективным средством воспитания нравственно – патриотических чувств и развития духовности дошкольников.