Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Календарно обрядовые праздники - средство воспитания духовно - нравственной личности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 «Родничок»

 

Календарно обрядовые праздники  -

средство воспитания духовно - нравственной личности

 

Чепракова Елена Гавриловна

Музыкальный руководитель

 

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.  Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, начинается с раннего детства.   Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  народные игры, в которые дети очень любят играть.  Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них  нравственно - патриотических чувств и развития духовности.
       Поэтому, определяя основные направления своей работы, я поставила одной из задач  -  знакомство и  приобщение детей к  русской народной культуре. Реализации этой задачи  способствует  введение  в образовательный процесс ДОУ одного из компонентов народной культуры – народных праздников. Формирование нравственного поведения детей  дошкольного возраста проходит  в процессе ознакомления с русскими народными праздниками и непосредственного участия в них.
        Именно   народные праздники духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.  Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности.   Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).
     Вначале был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определена цель:
      Формирование знаний о русских народных  традициях, воспитание духовно – нравственных  и  патриотических качеств личности.
    Определены и задачи:   
 1. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,  народному календарю,   к  народным играм – духовному наследию русского  народа. 
 2.  Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
 3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через    знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
 4.  Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  5. Развивать творческие способности  детей  в   разнообразных видах музыкальной деятельности.
Весь процесс воспитанияпосредством народных праздников осуществляется в детском садувтри этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).
       На этапе подготовки   анализирую литературу по данной теме, определяю  смысл  празднования, в связи, с чем возникает  замысел. Затем выявляю умения и знания детей   и  составляю  сценарий праздника, где обязательно  учитываю  задачу приобщения детей к тематике праздника.  При разработке сценария  особое внимание уделяю подбору произведений устного народного творчества, словесно -  музыкальных, драматических, игровых и танцевальных  произведений обрядово-календарного фольклора,  которые     соответствуют содержанию праздника,   являются интересными и доступными для детей. Речевой материал к празднику  подбираю в соответствии с программными требованиями по развитию речи, ориентируюсь на активный словарь детей. При этом  учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. Использую предметы народно-прикладного искусства, предметы изобразительной деятельности - картины, репродукции, художественные фотографии.   Очень важно, чтобы весь материал был посвящен единой теме.  Немаловажную роль в праздниках  играет  предварительная подготовка, в которой участвуют  дети, воспитатели, родители.
       Деятельность детей на празднике должна быть осознанной.  Поэтому детям заранее объясняю, что  это за праздник, для чего они  разучивают  песни и танцы. Рассказываю  о старинных русских обычаях и обрядах. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
     Проведение праздника.
Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
  •  
«Кузьминки» у нас обычно проходят так: вначале проводится ярмарка заготовок овощей и фруктов на зиму. Мамы и бабушки угощают всех гостей своими фирменными блюдами, а затем начинается праздник.«Кузьминки» - это праздник встречи зимы и в честь них мы устраиваем посиделки. Начинаются посиделки русской народной песней, в которой мы прощаемся с осенью, благодарим ее за осенние дары овощей и фруктов, за заготовки на зиму, затем ведущий предлагает поиграть в народные игры «Кто главный на огороде», «Пугало». После этого начинаются шуточные величания, припевания,хороводы и игры. Игры « Заюшка», «Шубу шить», «Фанты». Задания игры в «Фанты» могут быть различными: спеть русскую народную песню, станцевать танец под русские народные мелодии, прокричать какпетух, сыграть на народном музыкальном инструменте. Во всех играх родители принимают активное участие. (Игры проводятся двумя командами: команда родителей и команда детей).В конце праздника Хозяйка вносит в зал угощение – этобольшой яблочныйпирог.
На протяжении нескольких лет в детском саду проводятсяпраздники «Русской народной песни», «Русского народного танца», где родители выступают вместе со своим ребенком.К празднику «Русской народной песни» мы, вместе с детьми и родителями начинаем готовиться заранее. Родителям дается задание разучить дома с ребенком русскую народную песню, изготовить музыкальную игрушку из бросового материала для шумового оркестра и приготовить русский народный костюм для праздника. На музыкальных занятиях разучиваю с детьми русские народные песни, частушки, заклички, колыбельные песни, провожу тематические занятия «Хороводная песня», «Плясовая песня», «Песня – душа народа».Затем, вместе с детьми готовим музыкальный зал к празднику. В зале воссоздается обстановка русской избы. В углу – русская печь, деревянные лавки и столы, на полу – самокатные половики. В русской избе есть чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка прялка, расшитые полотенца…Дети и многие родители приходят на праздник в русских костюмах – сарафанах и кокошниках, у девочек заплетены косы с ярко – красными атласными лентами.Это создает особый эмоциональный настрой и у детей, и у родителей. Под русские народные наигрыши, через «золотые ворота», дети и родители входят в зал. В начале праздника выступает оркестр шумовых народных инструментов, в котором участвуют все приглашенные на праздник. Они исполняют русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во - саду ли, в огороде» и другие. Затем дети, вместе с Хозяйкой избы показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование. После этого - начинается конкурс, выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором песенками, колядками, частушками, колыбельными песнями. В исполнении семейных коллективов звучат переливы давно забытых, но вечно живых напевов старинных русских мелодий. Следует отметить, что в их репертуар включены заклички, колядки, песни народов Урала. Победителями оказываются все семейные коллективы, все получают памятные призы. А Хозяйка избы приглашает к русскому самовару. Главный и самый важный итог такого праздника – создание и сплочение детско – родительского сообщества, решающего проблему приобщения детей к истокам русской культуры, формирование новых взаимоотношений в системе:«дети – родители – педагоги».
       Подготовка к Рождеству,  у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. На занятиях  наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.  Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые создают праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается  игра - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.  При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители.  На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом:  кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике.  Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
      Таким образом, на Капустных вечерах  мы вместе с родителями солим капусту, на Святках,  с Рождества до Крещения, мы ходим поздравлять соседей колядной песней, встречаем и провожаем Масленицу,       зазываем    Весну, закликаем птиц, обращаемся к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходим по полям в Троицын день с пением песни о колоске, украшаем лентами и венками из полевых цветов русскую березку.  Все народные праздники вызывают много положительных эмоций у дошкольников.
        На праздниках  использую народные песни и хороводы, народные танцы, народную музыку, народные  игры, то есть   даю возможность соприкоснуться с историческим прошлым своего народа. Посредствам народной музыки знакомлю детей  с жизнью  русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
        Именно через народную песню способствую воспитанию взаимоотношений детей среди сверстников и отношений их со взрослыми, учу доброте, любви к ближнему. Показываю красоту природы родного края, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем, особенности быта русского народа его талант, трудолюбие, оптимизм.   Дети с удовольствием поют  русские народные песни “Земелюшка - чернозем”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”. Детям нравится инсценировать песени, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.    В своей практике широко применяю инсценирование  таких песен, как  «Где был Иванушка»,  “Как у наших у ворот”, “Пошла млада за водой”, “Ой, вставала я ранешенько».
        В танцевальной деятельности  большое внимание  уделяю русским народным  пляскам и хороводам. Используя хороводы и танцы в народных традициях.  Это, прежде всего,  танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Например «Гармонист Тимошка», в котором девушки подшучивают над гармонистом,  девочки  танцуют с платочками,  а мальчики с гармошкой или  с балалайками.      Учу детей взаимодействовать с другими людьми, воспитываю умение детей войти в социум, и все это способствует развитию нравственных качеств личности.
  Использую  все виды фольклора, произведения устного народного творчества - пословицы и поговорки, потешки  и прибаутки, заклички, частушки, загадки как в хоровом, так и в индивидуальном прочтении, так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Это  помогает развитию правильной русской  речи дошкольников.
  Ввожу   народные  игры, которые содержат в себе информацию о традициях многих поколений. Через игровые общения дети  осваивают культуру своего народа, учатся сопереживать, формируется положительное отношение к труду.  Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Без игры трудно представить себе любое занятие в детском саду, а уж праздник тем более.
 Таким образом,   народное творчество, выраженное в песнях, припевках, танцах, играх, включенное в репертуар народного праздника,  влияет не только на развитие музыкальности детей, но и на становление духовности.
 На праздниках использую народные музыкальные инструменты.   В оркестре шумовых народных инструментов  совместно участвуют и дети, и их родители.  Они исполняют русские народные мелодии.
При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы -  сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак. 
  Большое внимание уделяю оформлению зала.  Вношу предметы декоративно-прикладного искусства.   Вышитые полотенца, украшения, керамическую и деревянную посуду.  Предметы быта:    утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, прялка,  домотканые полотенца и половики. Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию  на  долгие года.  Кроме того, широко использую и ввожу предметы быта в танцах: самовар, пиалы, платки, бусы, ложки и т.д.
     Главным показателем успешности праздника является:
 •  Эмоциональность  атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции,  вызванные  различными действиями персонажа.
 •  Использование сюрпризов.  Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
  •  Насыщенность народного праздника творческими импровизациями.  Это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 
  •  Участие в народных праздниках родителей.   Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведении русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  зала  к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год, «Масленица»,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах. Народные праздники дают возможность  объединить весь коллектив детского сада - детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ, иными словами – всех участников образовательного процесса.  
Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось. Что особенно понравилось детям, над,  чем нужно еще продолжать работать, какие новые приемы и методы использовать в работе.
 Таким образом, русский народный праздник всегда открыт для новизны, он  богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно- нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. 
   Результатами проведенной мной  работы являются:
  1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздника
(дети знают название праздника, умеют объяснить, что это за праздник и
когда он бывает,поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  1. Знание многих  обрядов и обычаев народных праздников;
  2. Интерес  к жизни народа в разное историческое время, к его истории и
    •  
патриотов своей Родины).
  1. Сформированное  представлений о культуре, природе и истории родного
 Урала.
      5.    Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6.    Умение  играть в русские народные подвижные игры, использовать
          считалки.
  7.    Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
      8.    Бережное  отношение  к предметам быта, произведениям народного
            творчества.
9.    Использование  атрибутов  русской народной культуры в
       самостоятельной деятельности.
    10.   Активное участие родителей в народных праздниках  и подготовке к
             ним.
  Для того чтобы дети использовали знания, полученные на праздниках, в самостоятельной деятельности,  в группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
• Имеются русские народные костюмы, музыкальные инструменты, атрибуты         для русских народных игр.
•  «Полочка народного декоративно – прикладного искусства.
•   Мини – музей  «Русская горница».
•   Составлена картотека: русских народных хороводных, малоподвижных,  подвижных игр.
•   В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица»   и другие.
         В своей работе по проведению народных праздников использую современные программы и технологии, базирующиеся на личностно  ориентированном подходе к ребенку:
        Программа   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, в которой определены новые ориентиры нравственно – патриотического воспитания детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. 
       Программа  «Наследие» М.Ю.Новицкой, где основной целью предлагаемых программ «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена», является восстановление преемственности в восприятии и освоении традиций отечественной культуры; формирование основ национального    самосознания и любви к Отечеству.
       Использую в работе следующие технологии:
  • М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ», которая содержит методические рекомендации к проведению работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников на занятии и в нерегламентированное время. Включает разнообразные формы, методы  и приемы деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  •    М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду».  Методическое пособие, которое посвящено актуальной современной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно – православной, крестьянской календарно – обрядовой и современной культурами.
  •    Е.А.Писарева, В.В.Уткин «Живем в «Ладу». Методическое пособие, в котором раскрыты оригинальные материалы программы духовно – патриотического воспитания детей  «Лад».
  • Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении». В пособии опубликован  опыт ознакомления дошкольников с отечественной культурой, обычаями и традициями..
  •    В.Н.Вишневская «Свет Руси». Программа духовно-патриотического воспитания детей 3-7 лет. Пособие по реализации государственной программы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
  Основные принципы, положенные в основу работы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость.  Кроме этого -  постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка во время поведения праздника.
Таким образом:  Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. 
      Вывод: Народные праздники, способствующие приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эффективным средством воспитания  нравственно – патриотических чувств  и развития духовности дошкольников.