«Как я избегаю конфликта с детьми»
МБОУ Лицей «Созвездие» № 131 г.о.Самара
«Как я избегаю конфликта с детьми»
Васютина Людмила Борисовна
Учитель истории и обществознания
Сегодня, эта тема является актуальной и значимой.
Я считаю, что главным во избежание конфликта должно быть общение между учителем и учеником. Общение между учителем и учеником рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние. Но так ли много знают учитель и ученик об интересах, увлечениях, личности друг - друга? К сожалению не всегда. Очень часто мы можем наблюдать, что две стороны участников образовательного процесса остаются загадкой друг для друга до тех пор, пока не раскроют и не поймут своих человеческих качеств: доброты, тепла, таланта. Общение для меня выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений меня, как учителя, и моих учеников, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.Через общение я организую поведение и деятельность учеников, оцениваю их поступки и работу, помогаю преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. На своих уроках и во внеурочной деятельности я стремлюсь к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения: доверительность, взаимопонимание, реальный психологический контакт, способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.
- Я доверяю своим ученикам (хотя и незаметно для них стараюсь контролировать и в нужный момент направлять в нужное русло).
Никогда не обращаюсь к ученикам, заранее думая, что они не смогут, или плохо выполнят то, или иное задание.
Я принимаю своих учеников такими, какие они есть, не зависимо от их внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оцениваю ученика лишь через призму его отметок, не оцениваю знания ученика в зависимости от его поведения.
Как классный руководитель я стараюсь обеспечить эмоциональный комфорт ребенку в классе. Для этого стремлюсь понять индивидуальные особенности ученика, проявляю терпение и терпимость к его недостаткам; доверяю детям; если поручаю какое-либо творческое задание, то стараюсь не навязывать своего мнения.
Но если вдруг, ученик сделал какую то ошибку, совершил непреднамеренный проступок, я не устраиваю ребенку «прилюдных» разборок. После уроков оставляю его в классе и наедине мы стараемся разобрать данную ситуацию, но правда иногда приходится обращаться за помощью к социальному педагогу. В таких ситуациях я никогда не критикую ученика, а даю оценку только негативного поступка (не ты плохой, а ты не прав!) Нельзя забывать об эмоциональной неустойчивости поведения подростков, акцентуации черт их характера, увеличение нервных заболеваний среди детей, поэтому при общении с учеником не надо усматривать в любом его поступке злой умысел по отношению к учителю.Но чтобы, ни случилось, я не даю ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, не унижаю его достоинство: он не виноват в том, например, что он растерялся, или испугался присутствия чужого человека, или если он думает чуть медленнее других – он такой, и принимать его нужно таковым. Я стараюсь поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить лучше ни каких оценок, пока он не добьется успеха. Успеха ученик может добиться не только при помощи наставника – учителя, но и при поддержке коллектива.
В любой конфликтной ситуации я стараюсь находить и предлагать разумное оптимальное решение. Я стремлюсь к тому, чтобы родители учеников были моими единомышленниками, ведь кто как не они, лучше всего знают своих детей, именно они мне помогают подсказать особенности характера и привычную манеру общения своего ребенка, а это в свою очередь облегчает мне задачу на установлении взаимосвязи и взаимопонимания между мной – учеником – родителями.