тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

15.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс-выставка фотографии «В объективе фантазии»
11.10.2018 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 100-летию окончания Первой мировой войны «Ради...
10.10.2018 г.
III Всероссийский конкурс творчества «ЛЕГО - мастерская»
10.10.2018 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая изучению правил дорожного движения (Из цикла...
10.10.2018 г.
​​​

II Всероссийский конкурс литературного творчества «Мастера волшебного пера»
09.10.2018 г.
Всероссийский смотр - конкурс уголков образовательных организаций «Место притяжения»
08.10.2018 г.
II Всероссийский конкурс «Моя семья - это семь Я!»

«История Новогодней ёлочки»

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №78

г. Комсомольска-на-Амуре

Автор: Потькалова Марина Владимировна, воспитатель

Занятие «История Новогодней ёлочки»

Тема: «История Новогодней ёлочки»

Цель: обогатить представления детей о ели, как хвойном растении Хабаровского краяи символе Новогоднего праздника.

Программные задачи:

  1. Обогатить знания детей о хвойном растении – ель.Познакомить с историей возникновения традиции украшать ель на Новогодний праздник.
  2. Развивать у детей зрительное восприятиесамостоятельность и фантазию в процессе создания ёлочки своими руками.
  3. Воспитывать у детей бережное отношение к хвойным растениям.

Предварительная работа:

  • беседы о хвойных растениях, произрастающих на Дальнем Востоке;
  • рассматривание альбома «Хвойные растения Хабаровского края»,картинок с изображением ели и пихты;
  • сравнение спилов деревьев ели и пихты;
  • наблюдения за хвойными растениями на участке детского сада.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: посылка от ёлочки с письмом и шишками.

Раздаточный: материалы для ручного труда, предназначенные для создания ёлочки.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель подзывает к себе детей: Ребята! Сегодня я утром на нашем участке детского сада сороку повстречала, она мне только посылку передала, а на ней надпись «детям от лесной жительницы» и загадка.

Интересно, от какой лесной жительницы может быть посылка? Как вы думаете, ребята? (варианты детей)

Но чтобы точно узнать от какойлесной жительницы посылка, надо нам загадку на посылке отгадать. Поможете мне её отгадать? Тогда слушайте внимательно: «Что за дерево такое: летом и зимой в рубашке одной»? (Дети отвечают: ель).

- Правильно, ребята! Это посылка от ёлочки. Интересно, что в ней может быть?! А вы хотите узнать, что в ней? Тогда давайте откроем и увидим (открывают посылку, видят в ней письмо и шишки).

 Воспитатель вытаскивает письмо и распечатывает его.

- Ребята, а вы хотите узнать, что ёлочкавам в письме написала? (дети кивают утвердительно).Тогда присаживайтесь на ковёр, а я вам прочитаю письмо.

Основная часть:

I часть (Актуализация знаний детей о ели):

Воспитатель зачитывает детям письмо: «Здравствуйте, ребята!  Я, ёлочка-красавица, живу в лесу вместе с другими деревьями, время от времени переговариваемся с ними, шутим, спорим, соревнуемся в умных вопросах. Нас, хвойных растений, больше всего в Хабаровском крае, поэтому наш лес ещё называют хвойным. А вы много знаетео нас, ёлочках?

Скоро Новый год и, очень боюсь этого праздника. Говорят, на Новый год в лесу люди вырубают молодые ёлочки и украшают ими свои дома. А высокими ёлочками ещё украшают дворцы и площади. А откуда появилась такая традиция, никто из деревьев не знает. А вы знаете?

А ведь мы, ёлочки, большую пользу приносим и очень долго растём. Надеюсь, что вы, ребята, не будете нас рубить на праздник. А я вам на Новогодний праздник шишки подарю. Лесная жительница»

Воспитатель: Вот какое интересное письмо от ёлочки и шишек в посылке много. Ребята, а давайте и правда, проверим, много ли вы знаете о елях?! Предлагаю вам разбиться на две команды и посоревноваться в ответах на вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать маленькую шишку. Согласны?

Дети: Да! (Они  разбиваются самостоятельно на две команды, пересчитываются).

Воспитатель поочерёдно предлагает командам следующие вопросы:

1. Назовите как можно больше слов – определений к слову ель. Какая она? (Ответы детей: пушистая, мохнатая, колючая, пахучая, зелёная и пр.)

2. Назовите хвойные растения - родственников ели, произрастающих в Хабаровском крае (Ответ детей: пихта, кедр и др.)

3. Действительно, в наших лесах рядом растут многие хвойные растения. А чем они все похожи? (Ответ детей: у них форма строения дерева треугольная; у деревьев вместо листочков хвоя, поэтому их называют хвойные растения; цвет хвои пихты и ели внешне очень схожи).

4. Очень часто путают ель с сосной. Посмотрите на изображение пихты (демонстрациярис. 1) и скажите, чем же отличаются эти хвойные деревья? (Ответ детей: у пихты иглы длинные, мягкие и закруглённые, а у ели иглы короткие и заострённые; у пихты шишки растут вверх, а у ели вниз).

5. Скажите, есть ли у ели смола? Если есть, то для чего смола нужна самой ели? (Ответ детей: смола защищает ель от вредителей, залечивает свои раны).

6. Для чего нужна смола ели человеку? (Ответ детей: для изготовления лекарства, украшений, для очищения воздуха, для придания запаха).

7.  Что производят у нас в России из древесины ели? (Ответы детей: бумагу и картон, химические препараты, изготавливают искусственный шёлк).

8. Используется ли древесина ели для изготовления музыкальных инструментов? Если да, то каких? (Ответ детей: используется для изготовления скрипки).

9. Назовите известные вам сорта ели (Ответы детей: голубые, плакучие, европейские, белые, произрастающие в Сибири).

10. Как ещё ели используются человеком? (Ответы детей: в садоводстве, как украшение дома или территории).

(Если одна команда не отвечает на вопрос, то на него педагог предлагает ответить другой команде)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как много вы знаете о елях. Давайте подсчитаем  количество шишек  у каждой команды и узнаем какая команда больше всего их собрала, ответив правильно на вопросы. (Подсчитывание шишек и подведение итогов работы в командах).

II часть (рассказ воспитателя про ель):

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда  появилась традиция украшать ёлочку на Новый год? Тогда я вам расскажу.

Только относительно недавно ёлка стала символом Новогоднего праздника. Её всегда наряжают игрушками, под неё Дед Мороз кладёт подарки. А раньше на Руси это праздник не отмечался. У славянраньше ель считалась неприятным деревом. Её никогда не высаживали возле своего жилища, потому что считали, что ель несёт смерть для близких людей.

Народ на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. А затем Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября. Новый год стали праздновать после уборки урожая, но ёлку не наряжали.

Ставить ёлку на Новый год первыми стали в Германии. Ею украшали люди свои дома.В России же наряжали только отдельные ветви ели.

Традиция наряжать на праздник целую ель появилась в России только при Петре I. Посмотрите, вот он на фотографии! (показ фотографии царя Петра 1)

В 17 веке Пётр 1 издал указ, которым повелел Новый год праздновать по-европейски – 1 января. Этим указом всем жителям Москвы было велено так отмечать встречу Нового года: «зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома и ворота хвойными деревьямии ветвями сосновыми и можжевеловыми».

Возле домов жители ставили большие ели и украшали их, чтобы у всех людей создавалось праздничное настроение! Сам царь Пётр 1 ездил с певчимипо домам бояр с поздравлениями,  водил вокруг ёлки хоровод, плясал и пел песни. На улицах разводили костры, чтобы прибавилось света и тепла, и можно было людям любоваться красотой ели.

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. И только через столетие при Екатерине IIвозродиласьтрадиция ставить ёлкуна Новогодние празднества. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки в своих домах. А потом из столицы эта традиция начала распространяться по всей стране.

В 1954 году впервые зажглась главная елка страны, которая получила название «Кремлевская», которая искрится и сверкает каждый Новый год.

- Ребята, как вы думаете, чем могли люди украсить ель? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, раньше на Руси ещё не было таких красивых стеклянных и пластмассовых игрушек. Ель красиво наряжали тряпочками, самодельными зверюшками и куклами, различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно – примерно сто лет назад. На верхушку ели надевали шестиконечную Вифлеемскую звезду, на смену которой потом пришла красная пятиконечная.

В годы войны на ели дети вешали самодельные игрушки танков, самолётов, военных собак-санитаров, спасающих раненых. Под ёлку ставили фигурку Деда Мороза с автоматом. Дети верили, что игрушки помогут победить нашим войскам!

На смену этим игрушкам пришли игрушечные автомобилии трактора, дирижабли, снежинки с серпом и молотом,хоккеисты, а затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.В наше время очень большой выбор игрушек на ёлку. Но можно их сделать и своими руками. Как вы думаете, из чего можно сделать игрушки? (Ответы детей: из бумаги, ваты, картона, глины, пластилина, шерсти, ваты и пр.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Из всех этих материалов можно сделать игрушки на ёлку. А можно ещё сделать и из шишек самой ели.

III часть(рассматривание шишек ели и беседа о них с детьми):

Воспитатель: Нам в посылке елочка прислала много шишек. Давайте рассмотрим их. (Вместе с педагогом дети вытаскивают шишки из посылки и рассматривают их).

Вопросы к детям:

- Какой формы еловая шишка? (Ответ детей: овальной)

- Что находится под чешуйками? (Ответ детей: семена)

- Как плотно прижаты чешуйки у еловой шишки? (Ответ детей: очень плотно)

- Как вы думаете, почему чешуйки так плотно прижаты? (Ответ детей: это защита семян)

- А от кого ель защищает семена и почему? (Ответ детей: от людей, потому что они могут полакомиться семенами ели)

- А кому ещё нужны семена шишек ели? (Ответ детей: птицам животным).

- А как животные и птицы добывают семена из еловых шишек? (Дети рассуждают)

Воспитатель: Правильно, ребята. У еловой шишки чешуйки очень плотно прижаты к ней, что позволяет защищать семена. Белка, например, не может раздвинуть зубами чешуйки, чтобы съесть семя. Она раздвигает  и отделяет чешуйки лапками. Мыши, чтобы добраться до семени, обгрызают чешуйки зубами. Но легче всего – птицам! Они своим сильным клювом раздвигают чешуйки и лакомятся вкусными семенами. Поэтому семена шишек – вкусное лакомство не только для человека, но и животных и птиц.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а зачем шишки ели? (Ответ детей: чтобы появились новые ёлочки)

- Правильно, с помощью семян ель может размножаться. Семена прорастают в земле и из них появляются новые ёлочки.

- А вы знаете, сколько лет нужно, чтобы вырастить из семени взрослую ель? (Ответы детей)

- А если мы срубим ель, она будет живой? На ней шишки вырастут? А что с ней произойдёт?

Воспитатель: Ребята, действительно, чтобы выросла высокая красавица ель нужно очень много времени – больше пятидесяти лет. Поэтому не старайтесь с родителями ставить под Новый год живую ель. Она простоит у вас неделю или две, а потом вы её выкинете. А ведь столько времени ей понадобилось, чтобы вырасти и стать такой пушистой, красивой!

Лучше купить искусственную ель.Сейчас в продаже искусственных ёлочек огромное количество на любой вкус и цвет, они нисколько внешне не отличаются от живых ёлочек! И их тоже можно красиво украсить разными игрушками!

IV часть (показ возможных вариантов изготовления ёлочки)

Воспитатель: Ребята, а ещё на новый год можно изготовить небольшую ёлочку своими руками из различных материалов. Такая ёлка может стать прекрасным украшением для вашего дома и оригинальным дополнением к новогоднему подаркублизким людям.

Хотите изготовить ёлочку своими руками? (согласие детей).

Я подобрала для вас варианты небольших новогодних ёлочек, в основе которых лежит конусная форма из плотной бумаги. Эти ёлочки вы сможете  самостоятельно сделать из различных материалов.

Конусную форму мы с вами уже не один раз клеили, а кто забыл, то схема подготовки конуса перед вами. Детям демонстрируется схема подготовки конусной основы.

Воспитатель предлагает детям рассмотретьвозможные варианты изготовления ёлочек:

1. Ёлочка из пряжи или шпагата – её изготовить достаточно легко. Вам надо только намотать шерстяную пряжу или шпагат на предварительно смазанный клеем конус, а затем украсить бусинами и снежинками.

Наматывать шпагат можно снизу вверх или в любом направлении. Украсите их на свой вкус и у вас получатся вот такие красивые ёлочки.

2. Можно сделать кофейнуюёлочку (она показана на рис. 7)или ёлочку из макарон. В этом случае вместо шпагата мы будем использовать кофейные зёрна или макароны. Также накладываем их на клеевую основу конуса и украшаем ёлочку по своему желанию.

3. Можно также обклеить конус комочками смятой бумаги, или ватными тампонами, можно ёлочной мишурой или просто на конус наклеить украшения

4. Можно конус также обклеить кружками бумаги. Технология изготовления такой ёлочки показана на рисунке 14. Когда будете закреплять кружочки к конусу, то подворачивайте их свободный край немного к верху.

5. Можно сделать ленточную ёлочку, обклеив конус снизу до верхабумажными лентами. Можно таким способом изготовить плоскостную ёлочку или открытку с ёлочкой.

6. А можно взять несколько конусов, наклеить на них гофрированную бумагу, сделайте на ней бахрому и приклеить к конусу.Затем склеить конус с конусом и украситьёлочку на свой вкус.

7. Можно сделать ёлочку из пластилина.

В этом случае вам надо будет сделать конус из пластилина, затем стекой сделать надрезы и загнуть их кверху и затем украсить ёлочку по своему вкусу.

Вы видите, что все ёлочки разные и красивые. Они также могут украсить ваш дом наравне с живой ёлочкой. Хотите сделать такую ёлочку?Тогда выбирайте для себя материал: шерсть, шпагат, ватные тампоны, гофрированную бумагу, кофейные зёрна, макароны, пуговицы, мишуру. Всё перед вами и приступайте.

V часть (самостоятельная работа детей по изготовлению и украшению ёлочек).Дети проходят к столам, на которых расположены материалы для ручного труда, и изготавливают ёлочку по своему желанию.

VI часть (анализ поделок детей).

- Ребята, какие у вас красивые ёлочки получились и у всех они разные, интересно украшены. Какие у вас умелые руки! Ёлочки ваши – настоящие красавицы! Этими ёлочками вы украсите свои дома, а ёлочки в лесу останутся живыми.

Ребята, а как вы думаете, а ёлочки в лесу хотят на Новый год быть красивыми? (согласие детей) А чем же они себя украшают? (Ответы детей: снегом, шишками).

Воспитатель: Конечно, ёлочки-красавицы тоже будут нарядными в лесу на Новый год и будут радовать нас своим красивым нарядом!

Подведение итога занятия:

Воспитатель: Ребята! Вы сегодня показали, как много вы знаете о ёлочке. А что было для вас сегодня самым интересным на занятии? Что вам больше всего запомнилось? А чему вы научились? А чем бы вам хотелось поделиться вечером с родителями?

А давайте вечером напишем ответ нашей ёлочке о традиции наряжать ель в Новый год и передадим его вместе с сорокой, когда пойдём на прогулку. Пусть ёлочка тоже узнает, почему мы празднуем Новый год вместе с зелёной елью. А вместе с письмом мы вложим в посылку фотографии наших поделок, чтобы ёлочка не переживала, мы её рубить на Новый год не будем.

На этом наше занятие окончено.