«История города – история комбината»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением предметов
Асбестовского городского округа
Сценарий классного часа
Тема «История города – история комбината»
Исполнитель:
Бородина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2016
Пояснительная записка
Воспитательное мероприятие ( классный час) «История города – история комбината» разработано для учащихся 6 – 7 классов (возможно проведение и в 8 – 9 классах). Это викторина с элементами беседы. Данное мероприятие прошло в День Комбината в школе №4. У викторины было 10 вопросов. Сейчас их стало 11 (вопрос № 7 был внесен после городских соревнований по городскому ориентированию, в которых принимала команда 7 класса). Дополнено и оборудование - фотоальбом «Вместе выстояли, вместе победили», который члены музейного актива презентовали на областной конкурс «Лики многонационального Урала», решение учащихся об оформлении мультимедийной презентации « История города – история комбината» и размещении ее на школьном сайте.
Задачи:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и уважения к истории родного края, героическому прошлому и настоящему своего народа;
- развивать у детей потребности в интеллектуальной деятельности, познавательный интерес в области краеведения;
Оборудование: книги «Асбест, мой город и судьба» (юбилейное издание), Попова А.С. «Память сердец» (альманах), фотовыставка «Город Асбест», материалы из школьного музея: фото из музея комбината «УралАсбест» , фотоальбом «Вместе выстояли, вместе победили», рукописная книга «Ради жизни на земле», конкурсные сочинения школьников «Посвящение к юбилею», фото А.П. Ладыженского, аудиозапись Гимн города Асбеста, песен «Вставай, страна огромная,..» и «День Победы».
На мероприятии присутствуют родители, работающие на комбинате; представители комбината; школьный библиотекарь, подготовивший выставку книг. Все сидят за круглым столом.
Ведущий – классный руководитель, его помощники – заранее подготовленные дети с пересказом уральских легенд.
На доске размещены фото города Асбеста.
Данное мероприятие, несомненно, формирует УУД:
Познавательные: учить осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; строить логическое рассуждение.
Регулятивные: будут учиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач; основам прогнозирования.
Коммуникативные: учить адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; уметь задавать вопросы.
Личностные: формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, за свой город; уважения к личности; умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; готовности к выбору профессии.
Внеклассное мероприятие ( классный час) в 7 б классе , посвящённое Дню комбината «Ураласбест»
/звучит гимн города Асбеста/
Минерал есть такой на Урале-
Он в огне не горит никогда.
В честь него и Асбестом наш город назвали,
В нем живут горных дел мастера.
(Гимн города Асбеста.
Автор Владимир Сабуров)
Представление гостей, настрой на викторину. Обращение к фотовыставке.
1.Назовите исторические топонимы, связанные с именем минерал асбест:
- Уральский Асбестовый горно-обогатительный комбинат
-Г. Асбест
- Баженовское месторождение
- горный посёлок Куделька
2.Назовите лексическое значение слов
Асбест
(греч. «неугасимый, негорючий»)
Хризотил
( «золотой волос»)
3.Когда люди заметили минерал асбест?
В древности.
Из легенды: асбест – шерсть обитающего в огне животного – саламандры, ящерицы.
( Дети рассказывают уральские сказы о ящерке, о девушке с белыми чудесными волосами)
4. Назовите фамилию, имя первооткрывателя крупнейшего в мире месторождения асбеста.
Алексей Павлович Ладыженский. (фото)
(Отрывок из книги « Асбест – мой город и судьба» стр. 8)
5.Как назывался первый асбестовский прииск?
Вознесенский, так как ознакомление владельцев с прииском совпало с празднованием Вознесения господня. В 1885 году на прииске построены первые дома.
6. С помощью каких инструментов велась добыча асбеста до начала 20 века?
Лом, кувалда, лопата ( иллюстрации).
7. Кто был основателем большевистской ячейки на асбестовых приисках. Он же – создатель драматического кружка и театра «Пролетновь»?
Александр Давыдовыч Ильин.
Дети, живущие на улице Ильина, рассказывают о мемориальной доске; их рассказы дополняют участники городского экскурсионного ориентирования. Фото с экскурсионного ориентирования.
(Отрывок из книги « Асбест – мой город и судьба» стр. 16 )
8.Когда п. Асбест был присвоен статус города?
20 июня 1933 года
(Отрывок из книги « Асбест – мой город и судьба»: стр. 25)
1941 год Война
/ «Вставай, страна огромная,…»/
Показ рукописной книги «Ради жизни на земле», Асбестовской летописи (материалы школьного музея).
Рассказы о земляках:
Коровин Михаил Петрович - Герой Социалистического труда, его фото есть в музее комбината. Он участник Великой Отечественной войны. В школьном музее материал собран выпускницей школы Коковиной Н. (её дядя Коковин С. работает сейчас на комбинате). Также материал собран Саратовым М, 10 кл.
- Федотовских Федор Петрович - материал собран выпускником нашей школы Разницыным П., который сейчас учится в УрГУ им.М.Горького.
- Двоеглазов Иван Васильевич - бывший фронтовик, командир пулеметного и стрелкового взводов. В составе 6-й гвардейской мотострелковой бригады он прошел боевой путь через три фронта: Центральный, Волховский и Украинский.
(Чтение «Боевое крещение» - отрывок из книги « Память сердец» А.С. Попова.стр.95)
Поклонимся великим тем годам….
2015 год – год 70 -летия со дня Победы
Показ фотоальбома «Вместе выстояли, вместе победили»( материалы школьного музея)
/ исполняется «День Победы!»/
В центре г.Асбеста на средства трудящихся по проекту городского архитектора Г.В.Воробьева был воздвигнут Обелиск погибшим землякам. Примечательно то, что началом и концом возведения комплекса было 9 мая – день великой Победы. Рядом с Обелиском установлены мемориальные доски. На них фамилии тех, кто навсегда остался на поле боя. Среди них – близкие, однофамильцы, одним словом – наши земляки. Первое место по скорбному числу занимают Осинцевы – их не вернулось из боев на Родину более 60 человек: рядовых, сержантов и офицеров. Война прибрала мужское население России, как огонь пожирает хворост: Поповых погибло – 33 фронтовика; Мельников – 27; Костроминых и Савиных – по 26; Берсеневых – 24; Кочневых и Брусницыных – по 20; Лихачевых – 19; Боровских – 18; Чемезовых и Пономаревых – по 16; Бердышевых, Мальцевых, Валовых, Ивановых, Пановых, Рублевых, Коноваловых – по 15 бойцов. Далее идут за ними Воробьевы, Сухаревы, Пермикины, Потаповы, Разуевы, Слепухины, Елькины, Зыряновы, Исаковы… Всего 3481 асбестовец. Из всех из них погибло в ходе боевых действий - 1716, умерли от ран и болезней – 384, погибли в плену – 21, пропали без вести – 1785. Данные эти, разумеется, не догма. Около Обелиска проходят торжественные митинги в честь павших воинов, стало традицией чтить их минутой молчания.
/адрес сайта «Возвращение» www.SlavaUrala.ru; призыв принять самое активное участие в этой акции/.
Слово представителям комбината
« Комбинат сегодня»
/представители комбината рассказали об учебном комбинате, о профессиях, востребованных в нашем городе/
9.Какие правительственные награды имеет комбинат «УралАсбест»?
(Из книги « Асбест – мой город и судьба» с 164. И фото из музея комбината )
10.Сколько предприятий сегодня входит в состав комбината «УралАсбест»?
(15 предприятий. Работает около 10 тысяч человек. Это 1\8 населения Асбеста, каждый восьмой житель.)
Рассказы ребят о родителях, которые работают на комбинате; рассказы приглашенных родителей о своих профессиях.
11. Почему Уральский Асбестовый горно-обогатительный комбинат называют градообразующим предприятием?
Страничка « Это интересно»
У нашего города есть тезки?????
п. Асбест, неподалёку от г. Сысерти, родины П.П.Бажова, и г. Асбестос в Канаде.
Читает ученик свое стихотворение:
Желаем комбинату процветанья,
Успехов людям горного труда!
Горный лён сегодня актуален,
пусть будет спрос на него всегда!
Выставка книг, презентация библиотекаря школы
Ученики предлагают сделать мультимедийную презентацию «История города – история комбината» и разместить ее на школьном сайте.
Список литературы
1.Амосова Л.Ф. Асбест, жизнь и судьба: очерки краеведа. – Асбест. 2005 г.
2.Попова А.С. Память сердец: альманах. - Асбест, 2000г.
3. «Асбест, мой город и судьба»: юбилейное издание. – Екатеринбург, 2008.
4.Материалы 6 Всероссийской НПК «Детство, открытое миру: вопросы теории и практики» УрГПУ «Новые образовательные стандарты как механизм обеспечения нового качества образования».
5. Материалы школьного музейного уголка.