Историко-краеведческая викторина для школьников по истории, культуре и географии Сибири «Знаешь ли ты свой край?»
МКУ ДО - Дом детского творчества Черепановского района
Новосибирской области
Албутова Лариса Григорьевна, методист, педагог дополнительного образования
Положение о районной краеведческой викторине для школьников по истории, культуре и географии Сибири «Знаешь ли ты свой край?»
Цель:
- Развитие интереса молодежи к изучению истории, культуры, географии Сибири.
- Популяризация форм работы с различными источниками информации.
- Создание условий для самообразования обучающихся, развитие у них интереса к истории своего края, популяризация наследия Сибири, ее прошлого и настоящего.
Задачи:
- Активизировать интерес к изучению культурного наследия своего края.
- Формировать ценностное отношение к материальному и культурному наследию края, к его достижениям в развитии современной России.
- Выявить на основании результатов олимпиады степень информированности обучающихся об истории прошлого и настоящего Сибири, умение ориентироваться в ее пространстве.
Участники:
К участию в викторине приглашаются обучающиеся 6-11 классов образовательных учреждений района в возрасте 11-18 лет, проявляющие интерес к прошлому и настоящему своей малой родины.
Работы могут быть выполнены как отдельными участниками, так и небольшими коллективами не более 3-х человек. Возрастные группы: 10-12 лет; 13-15 лет; 16-18 лет.
Сроки проведения: с 1 января по 30 марта 2017 года.
Условия проведения викторины
Все вопросы делятся на 4 номинации, каждая из которых, в свою очередь, включает блок вопросов в соответствии с тематикой номинации. К работе прилагается анкета- заявка. При выполнении работы обязательно делать сноски на использованные литературные и другие источники, список которых должен быть помещен в конце работы.
IV. Руководство Викториной
Общее руководство подготовкой и проведением Викторины осуществляет оргкомитет с правами жюри, в который входят сотрудники районного краеведческого музея, методисты МКУ ДО - Дома детского творчества Черепановского района, преподаватели истории и краеведения образовательных учреждений района.
Условия участия
Объем работы не более 15-20 страниц компьютерного текста. Допускается оформление с использованием фотокопий, схем, карт, рисунков, фотографий и т.д. Все приложения должны быть подписаны. К работе обязательно прилагается список использованной литературы и источников (автор, название работы, место и год издания, страницы).
Работы оформляются в папки-скоросшиватели c файлами.
На титульном листе работы должны быть:
– фамилия, имя, отчество (полностью) автора работы, полное наименование образовательного учреждения, населенного пункта;
– фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), должность, место работы, контактные данные.
VI. Подведение итогов Викторины
Итоги Викторины подводятся по протоколам жюри с учетом всех поступивших конкурсных материалов.
Участники, занявшие I, II, III места по трем возрастным группам награждаются дипломами по двум номинациям: коллективные и индивидуальные работы.
Участники, занявшие 4, 5, 6 места, награждаются грамотами, педагоги, подготовившие Победителей и призеров Викторины, отмечаются Грамотами и Благодарственными письмами Управления образования Администрации Черепановского района.
VII. Критерии оценки ответов на вопросы:
– точность изложения ответов на вопросы (отсутствие фактических ошибок), логичность ответа;
– полнота раскрытия темы, умение пользоваться - справочным материалом и научно- популярной литературой, интернет - ресурсами и другими источниками.
– грамотность, аккуратность оформления.
Конкурсные работы принимаются к рассмотрению по адресу: МКУ ДО- ДДТ, город Черепаново ул. Пролетарская 70, методический кабинет.
На конкурс принимаются как индивидуальные работы, так и созданные небольшим творческим коллективом.
К работе прилагается анкета-заявка. При выполнении работы обязательно делать сноски на использованные литературные и другие источники, список которых должен быть помещен в конце работы.
Номинация «Географическая»- природа, климат, реки, озера.
- На сколько километров протянулась область с запада на восток и от северной границы Кыштовского района до южной — Карасукского района?
- С какими областями, краем и республикой граничит наша область?
- Какую геометрическую фигуру напоминает наша область?
- Какую ценность для народного хозяйства хранят болота области?
- Назовите семь речек в области, названия которых начинаются на букву «Т».
- Назовите наиболее крупные озера области. Где они находятся?
- Каким можно назвать климат Новосибирской области по температурному и влажностному режиму?
- Что такое «Урманы»? какие виды растений там произрастают?
Номинация «Историографическая» - великие исследователи Сибири, знаменитые сибирские ссыльные.
- О ком идет речь? «И опять звучит его призывный голос: могучий, сочный, он берет за душу, зажигает сердца. Вот он стоит, Батька, впереди - крепкий, сильный, большая чернобородая голова в стальном шеломе крепко сидит на крутых плечах, а в больших серых глазах столько ума! Когда он примолк на короткий миг, стало совсем тихо. И вдруг он властно взмахнул рукой и крикнул: «Бей супостата!» Что вы знаете об этом человеке?
- О ком идет речь? «Этот полный сил 37-летний человек, разведыватель новых дорог и стран, географус и архитектор, словом, человек нового времени, решил написать труд о седой старине. Говорилось в нем не только о прошлом и настоящем, но и о будущем... Уж подлинно золотым ключом в некую сокровищницу Востока был этот чертеж земли сибирской» Что вы знаете об этом человеке и о его труде?
- Врач из Данцига, естествоиспытатель и лингвист, приглашенный в Россию Петром 1, первым отправился в семилетнее (1720-1727г) путешествие по Сибири, торопившийся узнать о сибирских землях «нечто на уровне европейских стран». О ком идет речь? Что вы знаете о нем и его трудах по изучению Сибири?
- Что вы знаете о 1 и 2 Камчатской или Сибирской экспедициях? Какое они имели значение?
- Что вы знаете об экспедиции Ерофея Хабарова? Какое она имела значение? Какие географические объекты связаны с его именем?
- Кого из исследователей Сибири знаменитый русский поэт Г.Р. Державин назвал «Русским Колумбом?»
- Он выступил против церковной реформы патриарха Никона, был сослан в Сибирь. Имел прозвище «Огнепальный». О ком идет речь?
- Сосланный в Сибирь при Екатерине II на 10-летнее пребывание в Илимский острог, лишенный орденов и дворянства за книгу, написанную во время путешествия по России. Кто это?
- Знаменитый народоволец, спас из тюрьмы видного деятеля народничества Чернова, переправил его за границу, безуспешно пытался спасти из сибирской тюрьмы Чернышевского; неоднократно арестовывался, в том числе и в Иркутске, каждый раз сбегал из тюрьмы. За границей сблизился с Марксом, первый перевел на русский язык его «Капитал». В 1887г. схвачен в Петербурге, провел в Шлиссельбургской тюрьме 18 лет.
Номинация «Историческая» - наиболее важные события из истории области.
- В каких районах области обнаружены стоянки древних людей эпохи неолита, ранней и поздней бронзы, позднего железа?
- из каких племен и народностей сформировались новые племена под названием «сибирские татары?»
- Назовите первые поселения на территории области, возникшие в 15 веке.
- Участники какого бунта и когда основали заимку (село) Гилево в Черепановском районе.
- Когда Сузунские и Алтайские заводы Акинфия Демидова были взяты в казну и в чье распоряжение они поступили?
- Когда и где на территории нашей области построили первые крупные металлургические предприятия мануфактурного типа - медеплавильный завод и монетный двор? Назовите достоинство монет и что на них изображено?
- Назовите количество селений и форпостов, возникших на территории области
в 18 веке.
8. Через какие селения Черепановского района проходил Сибирский тракт?
- Сколько и какие поселения возникли на территории области в 19 веке?
- Что произошло с селом Большое Кривощеково при строительстве железнодорожного моста?
- Когда и где были похоронены борцы за советскую власть, павшие от рук банд Каппеля и Колчака? Кто из видных большевиков похоронен в этой могиле?
- Когда в Новосибирске были сформированы полки 22 гвардейской Сибирской Добровольческой стрелковой дивизии? Назовите длину ее боевого пути и количество бойцов, награжденных орденами и медалями.
- Сколько воинов города и области в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза? Кто из новосибирцев сбил 59 фашистских самолетов?
- С какого года существует Новосибирский театр Оперы и балета? Какой оперой он открыл свой первый сезон?
- В каком году был открыт областной драматический театр? Когда в нашем городе была oткpыra Консерватория, первая в Сибири?
Номинация «Творческая» - работа с понятиями, составление кроссворда.
Ребята, вы знаете, что в истории нашего родного края есть много специфических, характерных только для Сибири понятий. Предлагаем вам найти объяснение таким словам, как: ясак, гулящие люди, аманат, мягкая рухлядь, шерть.
Предлагаем вам составить самостоятельно кроссворд с использованием этих и других, характерных для Сибири терминов.
Положение подготовила методист по туристско-краеведческой направленности ДДТ Л.Г.Албутова.
Литература для использования при подготовке ответов:
- «Сибирский тракт»- книга для школьников об истории Сибири. Новосибирск- 2008г.
- «Сибирь»- сборник документов и художественных произведений о Сибири.
Новосибирск-1981г.
- Учебное пособие «История Сибири» для 6-11 классов.
- Дмитрий Резун «Первое, первые, первыми»- журнал «Сибирская горница» №3-
1999г.
- Н. А. Миненко «История НСО» - Новосибирск- 1975г.
- Л. Г. Олех «История Сибири» Новосибирск- 2005г.
- Л.Мартынов «Повести о сибирском воеводстве»
- Интернет-ресурсы.