Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного на уроках в начальных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
ГКОУ "Шарьинская школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья Костромской области"
Использование здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного
на уроках в начальных классах для детей с ОВЗ
Богачева Марина Евгеньевна
Учитель начальных классов
Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного обеспечивают реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом.
Благодаря данной технологии достигается:
- гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
- повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- психологический комфорт в образовательном учреждении;
- является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающих технологиях В.Ф. Базарного относятся:
- режим динамической смены поз;
- упражнения на зрительную координацию;
- зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
- упражнения на мышечно-телесную координацию.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Режим динамической смены поз:
Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе - 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. «Не усади!» - заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. «Движение - это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у обучающихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения обучающихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки, а там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачу.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
Упражнения на зрительную координацию:
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В.Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажера 1,5 минуты. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
Влияние таких упражнений:
- данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
- скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
- у детей с интеллектуальной недостаточностью развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
- обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
- наружный овал - красный, внутренний - зеленый,
- крест коричнево-золотистый,
- восьмерка - ярко-голубым цветом.
Методика работы с офтальмотренажёром.
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.
Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты».
«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.