Использование воспитательных технологий при формировании гражданина Из опыта работы отдела национальной культуры и музыкально – эстетического творчества МБУДО «ЦДОД «Заречье»
МБУДО" Центр дополнительного образования детей "Заречье" Кировского района "г.Казани
Использование воспитательных технологий при формировании гражданина
Из опыта работы отдела национальной культуры и музыкально – эстетического творчества МБУДО «ЦДОД «Заречье»
Волкова Аида Владимировна
руководитель отдела,
Старцева Светлана Валерьевна
методист
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей 20 века. Системно – смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно – следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Исходя из таких условий, чтобы сформировать в человеке гражданское сознание, патриотические качества нужно в образовательном процессе использовать современные воспитательные технологии. Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни. При воспитании гражданина своей страны важная роль отводится патриотическому воспитанию. Дополнительное образование имеет большой воспитательный потенциал. Дети по своему желанию выбирают ту или иную направленность образования (социально-гуманитарную, художественную, туристско-краеведческую и другие). Воспитательные задачи решаются более успешно при осознанном мотивированном процессе образования. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность обучающихся в активную жизнь группы и Центра дополнительного образования «Заречье». Педагоги в процессе работы с детьми уделяют большое внимание решению следующих задач: формирование патриотического мировоззрения, развитие национального, гражданского самосознания воспитанников, создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины.
Научить ребенка выразительно читать стихотворение о героях и войне, играть роль солдата в литературно-музыкальной композиции - это самая простая работа педагога, воспитание в процессе репетиций уважения и любви к Родине, гордость за героические подвиги предков - вот истинная ценность занятий. Педагоги МБУДО ЦДОД « Заречье» отдела национальной культуры и музыкально-эстетического творчества в воспитательной работе работают по следующим направлениям:
-историко-краеведческое – изучение истории родного края;
-эстетическое направление знакомство с творчеством писателей, композиторов, художников – земляков;
-экологическое – аккуратное отношение к природе;
-предметное – изучение наук социальной направленности, посещение музеев, исторических выставок.
Много лет в своей работе педагоги используют традиционные технологии:
1. Технология организации и проведения группового воспитательного дела
2. Педагогика сотрудничества
3. Гуманно – личностная технология
4. Технология коллективного творческого воспитания
5. Технология гуманного коллективного воспитания
6. Здоровьесберегающая технология;
7. Технология проектов;
8. Технология личностно-развивающего диалога;
9. Технология педагогического разрешения конфликта;
10. Информационно-коммуникативная технология;
11. Социальное проектирование;
12. Арт-технология.
Быстро меняются запросы общества и требования, выдвигаемые к современному дополнительному образованию. Поэтому руководство отдела всегда старается планировать свою работу с учетом изменения реалий и на опережение. Заведующая отделом Волкова А.В. и методист Старцева С.В. постоянно занимаются самообразованием, изучают опыт новаторства в образовании. Трансляция знаний проходит на методических объединениях, производственных совещаниях. Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в объединениях нашего отдела является освоение педагогами, современных продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и повышает профессиональный уровень педагога. Умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Проводя собеседование с молодыми педагогами, руководитель и методист отдела часто стакиваются с незнанием педагогом составляющих воспитательных технологий. В педагогических вузах уделяется внимание формированию образовательных педагогических приемов, воспитание остается на втором плане, а это недопустимо в современном образовании. Поэтому одной из главных задач методической службы отдела является ознакомление молодого педагога с алгоритмом воспитательных технологий. Все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:
1)подготовительный этап (диагностирование);
2) целеполагание (пробуждение интереса к знаниям у ребёнка);
3) психологический настрой (вступительное слово);
4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности, проектирование, конструирование, организационно – деятельностный компонент, контрольно – управленческий компонент)
5)завершающий компонент;
6)планы на будущее.
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Говорить об эффективности проведенного мероприятия, можно только после того как содержание деятельности помогло в выполнении поставленных задач.
Педагоги объединений « Музыкальный фольклор» Залялеева А.И.,
«Радужное многоцветие» Хисамиева М.И., « Бутафория» Федорова Н.В. на занятиях часто используют Арт-технологию – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия и др. В основе Арт-технологии лежит деятельностный подход, что соответствует стандартам современного образования.
Педагоги объединений «Азбука театра» Федорова Т.В., «Поэтический микрофон» Гаврилова О.А., вокальная студия « Мечта» Вершинина Е.Н. в работе используют технологию КТВ Игоря Петровича Иванова (коллективное творческое воспитание). Целью данной методики является развитие творческой активной самостоятельной личности с гуманистической направленностью. Суть методики заключается в том, что в коллективе осуществляется не только открытая передача старшими накопленного опыта усвоение этого опыта младшими, но и формирование в процессе проведения КТД гражданской позиции, формирование чувств сопричастности к своей семье, городу Отечеству, воспитание противодействия проявлениям экстремизма. Этот эффективный метод воспитания и развитию обучающегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
В последние годы в современном образовании в процессе обучения все больше используются цифровые технологии - электронное и дистанционное обучение. Дистанционное обучение – уже не новая для большинства педагогов форма работы . Педагогам нашего центра в 2020 году (период изоляции) пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения, при этом большая часть воспитательной работы стала уходить на второй план. В короткий срок педагоги адаптировались к новым реалиям. Дистанционно для школьников можно провести различные воспитательные мероприятия в различных форматах. Остановимся на некоторых из них.
1. Конференц-связь - считается самой простой, но действенной формой организации мероприятий. Важно то, что в ходе такой работы имеется возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающимися, получения обратной связи. « Дорога жизни»- мероприятие о Блокаде Ленинграда, « Родной мой Татарстан»
2. Виртуальные экскурсии с использованием аудиогида. Тема может быть любая. Например, посещение выставки, заповедника, другой страны или города и т.д. « Посещение Мамаева кургана», « Брестская крепость», « Остров-град Свияжск».
3. Веб-квест - технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. При этом за счет групповой работы у участников развиваются коммуникативные качества, умение работать в команде.
4. Викторины или квизы. Существует множество онлайн-викторин, таких, например, как «Проверь свои знания о Великой Отечественной войне», «Угадай по цитатам автора произведения », «Что вы знаете о России?», способных заинтересовать ребенка, развивая при этом не только интеллект, но и воспитывая патриотические качества.
5. Челлендж - это интернет-жанр, в котором человек сначала выполняет какое-то задание на камеру и размещает его в сети, а далее предлагает повторить это задание другим пользователям: чтение писем для бойцов участвующих в СВО, чтение произведений приуроченных к Дню народного единства» т.д.
6. Конкурс чтецов - обучающиеся заранее выбирают понравившееся им стихотворение по заданной теме или празднику. Далее ребята учат стихи, готовят самостоятельно их выразительное чтение, к установленному сроку высылают видеозаписи своих выступлений. Традиционно данные конкурсы приурочены к памятным датам поэтов и писателей. В этом году мероприятия будут посвящены 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина , 100 лет со дня рождения Ю.В.Друниной,120 лет со дня рождения Н.А.Заболоцкого.
7. Творческие конкурсы - обучающиеся по заданию педагога, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить в общую группу обучающихся. Такая форма подходит для организации мероприятий в каникулярное время.
Анализируя опыт педагогов отдела национальной культуры и музыкально–эстетического творчества можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы. Мотивирует педагогов к освоению новых технологий, средств коммуникации, программ и платформ. В заключении хочется отметить, что воспитательная работа в объединениях дополнительного образования будет достигать поставленных целей только при сотрудничестве с родителями, педагогами, методистом и руководителем отдела.
Литература:
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2006. – 365 с.
Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды /Р.М. Лемех – М, 2005
Электронные ресурсы (Интернет – ссылки):
«Дистанционный формат как инновационная форма воспитания».
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnyy-format-kak-innovatsionnaya-forma-vospitaniya
Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/
Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Е. Ю. Никишина, А. Б. Виноградов, Н. В. Киржаева [и др.].