Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Использование воспитательных технологий при формировании гражданина Из опыта работы отдела национальной культуры и музыкально – эстетического творчества МБУДО «ЦДОД «Заречье»

МБУДО" Центр дополнительного образования детей "Заречье" Кировского района "г.Казани

 

Использование воспитательных технологий при формировании гражданина

Из опыта работы отдела национальной культуры и музыкально – эстетического творчества МБУДО «ЦДОД «Заречье»

 

 

Волкова Аида Владимировна

руководитель отдела, 

Старцева Светлана Валерьевна

методист

 

 

    Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей 20 века. Системно – смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно – следственная зависимость объектов и явлений интересует современного  ребенка, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.  Исходя из таких условий, чтобы сформировать в человеке гражданское сознание, патриотические качества нужно в  образовательном процессе использовать современные воспитательные технологии.   Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной  и культурной жизни. При воспитании гражданина своей страны важная роль отводится патриотическому воспитанию.  Дополнительное образование имеет большой воспитательный потенциал. Дети по своему желанию выбирают ту или иную направленность образования (социально-гуманитарную, художественную, туристско-краеведческую и другие). Воспитательные задачи решаются более успешно при осознанном мотивированном процессе образования.  Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность обучающихся в активную жизнь группы  и Центра дополнительного образования «Заречье».  Педагоги   в процессе  работы с детьми уделяют большое внимание решению следующих задач: формирование патриотического мировоззрения, развитие национального, гражданского самосознания воспитанников, создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины.
Научить ребенка выразительно читать стихотворение о  героях и войне, играть роль  солдата в литературно-музыкальной композиции - это самая простая работа педагога, воспитание в процессе репетиций   уважения и любви к Родине, гордость за героические подвиги предков - вот истинная ценность занятий.  Педагоги МБУДО ЦДОД « Заречье» отдела национальной культуры и музыкально-эстетического творчества    в воспитательной  работе работают по следующим направлениям:
-историко-краеведческое – изучение истории родного края;
-эстетическое направление  знакомство с творчеством писателей, композиторов, художников – земляков;
-экологическое – аккуратное  отношение к природе;
-предметное – изучение  наук социальной направленности, посещение музеев, исторических выставок.     
         Много лет в своей работе педагоги используют  традиционные технологии:
1. Технология организации и проведения группового воспитательного дела
2. Педагогика сотрудничества
3. Гуманно – личностная технология
4. Технология коллективного творческого воспитания
5. Технология гуманного коллективного воспитания
6. Здоровьесберегающая технология;
7. Технология проектов;
8. Технология личностно-развивающего диалога;
9. Технология педагогического разрешения конфликта;
10. Информационно-коммуникативная технология;
11. Социальное проектирование;
12. Арт-технология.
Быстро меняются запросы  общества и требования, выдвигаемые к современному дополнительному образованию. Поэтому руководство отдела  всегда старается планировать свою работу  с учетом изменения реалий и на опережение.  Заведующая отделом Волкова А.В. и методист Старцева С.В. постоянно занимаются самообразованием, изучают опыт новаторства в образовании. Трансляция знаний проходит на методических объединениях, производственных совещаниях.   Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в  объединениях нашего отдела является освоение педагогами,  современных  продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и  повышает профессиональный уровень педагога. Умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Проводя собеседование с молодыми педагогами,  руководитель и  методист отдела часто стакиваются с  незнанием педагогом  составляющих воспитательных технологий. В педагогических вузах уделяется внимание  формированию образовательных  педагогических приемов,  воспитание остается на втором  плане, а это недопустимо в современном образовании.  Поэтому одной из главных задач методической службы отдела  является  ознакомление  молодого педагога с  алгоритмом  воспитательных технологий.  Все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:
1)подготовительный этап (диагностирование);
2) целеполагание (пробуждение интереса к знаниям у ребёнка);
3) психологический настрой (вступительное слово);
4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности, проектирование, конструирование, организационно – деятельностный компонент, контрольно – управленческий компонент)
5)завершающий компонент;
6)планы на будущее.
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. Говорить об эффективности проведенного мероприятия, можно только после того как содержание деятельности помогло в выполнении поставленных задач.  
         Педагоги  объединений « Музыкальный фольклор» Залялеева А.И.,
«Радужное многоцветие» Хисамиева М.И., « Бутафория» Федорова Н.В.   на занятиях часто используют Арт-технологию – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия и др. В основе Арт-технологии  лежит деятельностный  подход, что  соответствует стандартам  современного образования.
         Педагоги объединений «Азбука театра» Федорова Т.В., «Поэтический микрофон» Гаврилова О.А., вокальная студия « Мечта» Вершинина Е.Н. в работе используют технологию КТВ Игоря Петровича Иванова (коллективное творческое воспитание). Целью данной методики является  развитие творческой  активной самостоятельной  личности с гуманистической направленностью. Суть методики заключается в том, что в коллективе осуществляется не только открытая передача старшими накопленного опыта усвоение этого опыта младшими, но и формирование в процессе проведения КТД гражданской позиции, формирование чувств сопричастности к своей семье, городу Отечеству, воспитание противодействия проявлениям экстремизма. Этот эффективный метод воспитания и развитию обучающегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.  Позитивная активность  детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
В последние годы в современном образовании в процессе обучения все больше используются цифровые технологии - электронное и дистанционное обучение.  Дистанционное обучение – уже не новая для большинства педагогов форма работы . Педагогам нашего центра  в 2020 году (период изоляции) пришлось экстренно перестраиваться на новые для себя форматы обучения, при этом большая часть воспитательной работы  стала уходить на второй план. В короткий срок педагоги адаптировались к новым реалиям. Дистанционно для школьников можно провести различные воспитательные мероприятия в различных форматах. Остановимся на некоторых из них.
1. Конференц-связь - считается самой простой, но действенной формой организации мероприятий.    Важно то, что в ходе такой работы имеется возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающимися, получения обратной связи. « Дорога жизни»- мероприятие о Блокаде Ленинграда, « Родной  мой Татарстан»
2. Виртуальные экскурсии с использованием аудиогида. Тема может быть любая. Например, посещение выставки, заповедника, другой страны или города и т.д. « Посещение Мамаева кургана», « Брестская крепость», « Остров-град  Свияжск».
3. Веб-квест - технология представляет проблемные задания-проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета. При этом за счет групповой работы у участников развиваются коммуникативные качества, умение работать в команде.
4. Викторины или квизы. Существует множество онлайн-викторин, таких, например, как «Проверь свои знания о Великой Отечественной войне», «Угадай по  цитатам   автора произведения », «Что вы знаете о России?», способных заинтересовать ребенка, развивая при этом  не только интеллект, но и воспитывая патриотические качества.
5. Челлендж - это интернет-жанр, в котором человек сначала выполняет какое-то задание на камеру и размещает его в сети, а далее предлагает повторить это задание другим пользователям:  чтение писем для бойцов участвующих в СВО, чтение произведений приуроченных к Дню народного единства»  т.д.
6. Конкурс чтецов - обучающиеся заранее выбирают понравившееся им стихотворение по заданной теме или празднику. Далее ребята учат стихи, готовят самостоятельно их выразительное чтение, к установленному  сроку высылают видеозаписи своих выступлений. Традиционно данные конкурсы приурочены к памятным датам поэтов и писателей. В этом году  мероприятия будут посвящены  225 лет со дня рождения А.С.Пушкина , 100 лет со дня рождения Ю.В.Друниной,120 лет со дня рождения Н.А.Заболоцкого.
7. Творческие конкурсы - обучающиеся по заданию педагога, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить  в общую группу  обучающихся.  Такая форма подходит для организации мероприятий в каникулярное время.
Анализируя опыт педагогов   отдела национальной культуры и музыкально–эстетического творчества можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы. Мотивирует педагогов к освоению новых технологий, средств коммуникации, программ и платформ.                      В заключении хочется отметить, что  воспитательная работа в объединениях дополнительного образования будет  достигать поставленных целей только при   сотрудничестве  с родителями, педагогами, методистом и руководителем отдела.
Литература:
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2006. – 365 с.
Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды /Р.М. Лемех – М, 2005
 
         Электронные ресурсы (Интернет – ссылки):
«Дистанционный формат как инновационная форма воспитания».
Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/  
Практические подходы к ведению воспитательно-патриотической работы с обучающимися в режиме дистанционного обучения (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России») / Е. Ю. Никишина, А. Б. Виноградов, Н. В. Киржаева [и др.].