Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов
(мастер-класс для участников мастерской ИПО
ОО «Познавательное развитие»)
Качанова Елена Васильевна,
заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
Всё наше достоинство –
в способности мыслить.
Только мысль возносит нас,
я пространство и время,
в которых мы ничто.
Постараемся же мыслить
достойно - в этом
основа нравственности
Паскаль Блез
Методическая работа - важное условие повышения качества педагогического процесса. Главная цель методической работы - это повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.
В 2002 году детский сад «Флажок» был передан из военного ведомства в муниципальную собственность. За 2002-2003 учебный год сменился почти наполовину педагогический состав; коллектив менялся ежемесячно, и говорить о педагогах-единомышленниках было бессмысленно. Приходили педагоги без стажа работы, без высшего образования и соответственно шло не повышение педагогического мастерства, а обучение азам профессии.
В последующем состав педагогов стабилизировался, с воспитателями, имеющими стаж работы и желание повышать свой профессиональный уровень, уже можно было решать сложные задачи.
Одной из сложных задач явилось освоение перспективной нетрадиционной технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Технология развития критического мышления - ТРКМ - входит в банк технологий, которые призваны активизировать учебно-воспитательный процесс.
Данная технология не привязана к предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение материала практически целиком в рамках данной технологии, делая ее применение системным и методичным.
Технология развития критического мышления является относительно новой для России, с ней впервые педагоги познакомились около 10 лет назад. ТРКМ была разработана американскими педагогами, и именно они были первыми преподавателями, кто постарался донести ее суть до российских педагогов.
Критическое мышление - разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Специфика данной технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре.
Три фазы технологии развития критического мышления
1 фаза «ВЫЗОВА»
Задачи фазы:
- актуализация имеющихся знаний, представлений;
- пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
- определение направлений в изучаемой теме.
2 фаза «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
Задачи фазы:
- организация активной работы;
- удовлетворение познавательных «запросов»;
- формирование отношения к изучаемой проблеме.
3 фаза «РЕФЛЕКСИИ»
Задачй фазы:
- соотнесение старых и новых представлений;
- обобщение изучаемого материала;
- определение направлений для дальнейшего изучения темы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАЗ ТРКМ
Стадия вызова:
вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация педагогов для дальнейшей работы.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Стадия осмысления (реализации):
сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии:
организация работы по изучению, дополнению изученного. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации ведется индивидуально в парах - группах.
Приемы технологии развития критического мышления
Таблица ЗХУ
3 – знаю, X – хочу, У - узнал
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Тонкие вопросы - простые, односложные вопросы, требующие простого ответа: Кто? Что? Когда? Верно ли?
Толстые вопросы выводят на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку: почему Вы считаете...? В чем различие…? На что похоже...?
Прием «Верите ли Вы?» используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.
Игра «Знаете ли вы, что...» - эффективный прием фазы вызова.
Прием «Закончи предложение» используется на стадии рефлексии, позволяет высказать свое собственное суждение и отношение к изучаемой теме.
Прием «взаимоопрос» - возможен на разных фазах занятия.
Прием «шесть шляп». Для работы используются идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Шесть шляп - шесть разных способов мышления.