Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

Использование технологии развития критического мышления - ТРКМ как средство повышения уровня профессиональной квалификации педагогов

(мастер-класс для участников мастерской ИПО

ОО «Познавательное развитие»)

 

Качанова Елена Васильевна,

заместитель заведующего

по воспитательной и методической работе

 

 

Всё наше достоинство –

в способности мыслить.

Только мысль возносит нас,

я пространство и время,

в которых мы ничто.

Постараемся же мыслить

достойно - в этом

основа нравственности

 

Паскаль Блез

 

 

Методическая работа - важное условие повышения качества педагогического процесса. Главная цель методической работы - это повышение уровня профессиональной квалификации педагогов.

В 2002 году детский сад «Флажок» был передан из военного ведомства в муниципальную собственность. За 2002-2003 учебный год сменился почти наполовину педагогический состав; коллектив менялся ежемесячно, и говорить о педагогах-единомышленниках было бессмысленно. Приходили педагоги без стажа работы, без высшего образования и соответственно шло не повышение педагогического мастерства, а обучение азам профессии.

В последующем состав педагогов стабилизировался, с воспитателями, имеющими стаж работы и желание повышать свой профессиональный уровень, уже можно было решать сложные задачи.

Одной из сложных задач явилось освоение перспективной нетрадиционной технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Технология развития критического мышления - ТРКМ - входит в банк технологий, которые призваны активизировать учебно-воспитательный процесс.

Данная технология не привязана к предметной области - ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение материала практически целиком в рамках данной технологии, делая ее применение системным и методичным.

Технология развития критического мышления является относительно новой для России, с ней впервые педагоги познакомились около 10 лет назад. ТРКМ была разработана американскими педагогами, и именно они были первыми преподавателями, кто постарался донести ее суть до российских педагогов.

Критическое мышление - разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Специфика данной технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре.

 

 

Три фазы технологии развития критического мышления

 

1 фаза «ВЫЗОВА»

Задачи фазы:

  • актуализация имеющихся знаний, представлений;
  • пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;
  • определение направлений в изучаемой теме.

 

2 фаза «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)

Задачи фазы:

  • организация активной работы;
  • удовлетворение познавательных «запросов»;
  • формирование отношения к изучаемой проблеме.

 

3 фаза «РЕФЛЕКСИИ»

Задачй фазы:

  • соотнесение старых и новых представлений;
  • обобщение изучаемого материала;
  • определение направлений для дальнейшего изучения темы.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАЗ ТРКМ

Стадия вызова:

вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация педагогов для дальнейшей работы.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записы­вается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

Стадия осмысления (реализации):

сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии:

организация работы по изучению, дополнению изученного. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации ведется индивидуально в парах - группах.

 

Приемы технологии развития критического мышления

Таблица ЗХУ

3 – знаю, X – хочу, У - узнал

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Тонкие вопросы - простые, односложные вопросы, требующие простого ответа: Кто? Что? Когда? Верно ли?

Толстые вопросы выводят на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку: почему Вы считаете...? В чем различие…? На что похоже...?

 

Прием «Верите ли Вы?» используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.

 

Игра «Знаете ли вы, что...» - эффективный прием фазы вызова.

 

Прием «Закончи предложение» используется на стадии рефлексии, позволяет высказать свое собственное суждение и отношение к изучаемой теме.

 

Прием «взаимоопрос» - возможен на разных фазах занятия.

 

Прием «шесть шляп». Для работы используются идеи одного из извест­нейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Шесть шляп - шесть разных способов мышления.