Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ»

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад «Дельфиненок»

р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области

 

 

 

Методическая  разработка

«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ»

 

 

                                                                                                    Выполнила:

                                     Ускова Е.А., воспитатель I квалификационной категории

 

2022 г.

 

Пояснительная записка

 

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.

Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.

Актуальность

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность

умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, воспринимает окружающее.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере

зависит от его сенсорного развития. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей начального обучения в школе связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. Истоки способностей детей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в дошкольном возрасте.

Цель:
1. Развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
2. Дать ребенку как можно больше тактильных ощущений.
Задачи:
1. Развитие детей:
развитие сенсорных анализаторов;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления;
развитие творческих способностей и креативности ребенка.


2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой:
ознакомление с цветовой палитрой;
с флорой и фауной;
с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).

3. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься:
воспитывать детскую самостоятельность и инициативу;
прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.

 

Область применения, возраст воспитанников.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям.

 Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.
Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать).

Цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику. Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.

 

Ожидаемые результаты для детей:

Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно -

математических эталонов у детей дошкольного возраста.

 Сенсорные и сенсомоторные навыки детей развиты в соответствии с

возрастной нормой.

 

Из чего сделать сенсорную коробочку?
Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной.
Это может быть:
картонная  или деревянная коробка,
пластиковый контейнер,
миска,
надувной бассейн,
таз,
поднос с бортиками.

Материал для сенсорных коробок:

Всевозможные крупы: гречка, рис, пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

Природный материал: песок, камни, перья.

Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

Предметы, с которыми можно играть: мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты ткани, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, деревянные игрушки.

Техника безопасности при занятии с сенсорными коробками.

1. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

2.Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.

3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.

4.При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

5.До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.

Вывод: использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра  давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.

 

Перечень используемой литературы

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

 

3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

5. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М.: 2002 - с. 303-310.

 

 

«Использование сенсорных коробок с детьми дошкольного возраста в ДОУ».

 

Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет – успешным или наоборот.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах дошкольной организации. И здесь у руководителей и педагогов дошкольной организации возникает вопрос: «Откуда взять материальные средства?». Но практика работы детских садов в России показывает, что не всегда то, что куплено за деньги, оказывает развивающее влияние на наших детей, а зачастую даже и наоборот. И если оглянуться хотя бы на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что многие дидактические пособия и игры были сделаны руками воспитателей, а не куплены в магазине.

В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка». Так что же такое сенсорная коробка?

Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована в домашних условиях. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы,  наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно сам песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В нашей стране в дошкольных организациях педагогическая деятельность устроена так, что многие воспитатели каждый год работают с детьми разного возраста, преимущественно с трех до семи лет, поэтому, на мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

В работе с детьми 3–7 лет я создаю сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть организую так, чтобы дети смогли организовать сюжетно-ролевые игры. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками.

Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.