Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
17.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню России «Россия - в этом слове огонь и сила!»
16.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Моя Россия, какая она?»

«Использование приёмов мнемотехники, картинок, игровых компонентов в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

МБУДО Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества города Данкова Липецкой области

 

«Использование приёмов мнемотехники, картинок, игровых компонентов в развитии связной речи детей дошкольного возраста» 

 

Шуваева Вера Петровна

педагог дополнительного образования

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких  слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

 

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Целью моей работы по развитию у детей связной речи является становление коммуникативной компетентности ребенка.

Именно поэтому наряду с традиционными приемами и принципами очень важно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае более эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе: формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром;
  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составу числа;
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков;
  • при воспитании навыков самообслуживания;
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  2. Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
  3. Соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  1. Обучающие - содержат познавательный материал;
  2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть  хорошо знакомы и понятны детям.

                               Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.
Этап №2  -  Перекодирование информации.
Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Воспроизведение мнемотаблицы.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

                               КАК РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е.  информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем  мнемотаблица убирается  и дети воспроизводят её графически по памяти.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МНЕМОТЕХНИКА ОТ ДРУГИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что мнемотехника эффективна, как средство развития уровня связной речи.  Все, что требуется для работы, это листок бумаги,  фломастер и немного фантазии. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.