Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
20.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
17.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню России «Россия - в этом слове огонь и сила!»
16.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Моя Россия, какая она?»

«Использование потенциала традиционных православных культур в духовно-нравственном воспитании детей на занятиях по изобразительному искусству»

Омская область, г. Омск БУ ОО ДО 

«Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»

 

Использование потенциала традиционных православных культур

в духовно-нравственном воспитании детей на занятиях по изобразительному искусству

 

Дегтярева Лариса Анатольевна,

педагог дополнительного образования

 

 

Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни [1, с. 83]. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наш предки, во что одевались, как и чем питались, как отмечали праздники. Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно-нравственным развитием отмечалась многими авторами. Высокий потенциал искусства (культуры) ученые объясняют онтологическими связями нравственного и эстетического феномена культуры[2, с. 3]. На наших занятиях по изобразительному искусству дети получают знания в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствие с предметом задачи направлены на: развитие эстетического восприятия; развитие художественных представлений и понятий о православной культуре; развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Ознакомление с традиционной православной культурой на занятиях в творческой мастерской «ЛАД» происходит через различные формы, методы приёмы, в зависимости от особенности возраста детей.

Содержания знакомства с православной культурой на занятиях предполагает два направления ее постижения:

1.Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение детьми правил поведения человека, сущности добрых дел.

2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность обучающихся на занятиях по изобразительному искусству(изображение, украшение, лепка). Знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов) — создателей объектов православной культуры[2, с.6].

Виды деятельности на занятиях: рисование с натуры и воображению, ролевая игра, чтение, обсуждение, дискуссия, экскурсия, проведение праздников, конкурсов.

Знакомя детей с темой, стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся получили яркое эстетическое впечатление и этому способствуют сказки, пословицы, поговорки, игры. Для уяснения правил поведения человека, сущности добрых дел в нашем учреждении проводятся различные проекты. Например, проект нашего детского объединения «Секреты общения» (2018 г.) был направлен на исследование влияния культуры речи на качество общения. Цель проекта: повышение уровня воспитанности и культуры речи. На этапе предпроектного исследования ребята изучали и собирали информацию по проблеме низкой культуры общения. Обязательным был поиск пословиц и поговорок про общение, значении хороших слов.В коллективе проводились игры воспитательного характера: «Подари доброе слово», «Волшебная рука».

Проектучреждения над которым работали обучающиеся творческой мастерской «Моя радость» (2019 г.) исследовал влияния радости на качество жизни человека. Цель проекта: формирование позитивного отношения к жизни. Каждое занятие проходило в форме дискуссии, где мы обсуждали вопросы: что такое радость, что радует человека в жизни, что вызывает у нас радость,качества характера, которые приносят радость. И вновь обращались к источнику народной мудрости: стихам, пословицам и поговоркам о радости. В процессе проектной деятельности дети нарисовали открытки с надписью «Я дарю тебе радость», «Я дарю тепло» и подарили пожилым людям Нежинского геронтологического центра.Обучающиеся сделали вывод: когда делаешь что-то хорошее, доброе, отдаешь, то испытываешь и сам радость.

Для развития творческого потенциала обучающихся, направленного на изучение и сохранение культурных традиций нашей страныдети познакомились с традиционной русской народной игрушкой матрёшкой.Матрешка- это образ русской красавицы, символ материнства и крепкой семьи. Перед детьми стояла задача правильно увидеть, проанализировать традиционную роспись, на основе этого создать новые собственные оригинальные изображения матрёшек.

Праздниками в русском календаре являются даты, связанные со значимыми христианскими событиями. В течение масленичной недели ребята на занятиях узнали об истории и традициях этого праздника, о том, как его отмечали на Руси наши далекие предки. Окунулись в атмосферу обычаев и игр. В итоге коллективного взаимодействия дети создали из разных материалов образ Масленицы и отведали блины.

Знакомство с православной культурой происходит и на познавательных экскурсиях в музейно-выставочном комплексе «Храни традиции» Центра духовно-нравственного воспитания «Исток». Обучающиеся творческой мастерской «ЛАД» посетили музейные занятия по темам: «Празднование Нового года и Рождества Христова», «История Рождественской открытки», «Уроки мужества и благородства»,  «Святые защитники Руси», «Святые земли Омской» и др. Музейные экспонаты выставок, которые постоянно обновляются, всегда вызывают живой интерес у детей.

Православные праздники и традиции изучаются и через создание Рождественских и Пасхальных открыток. Открытка должна быть одухотворена мыслями, эмоциями юного художника. Чтобы создать, правдивую и выразительную композицию на занятиях мы используем специальные информационно-справочные источники, иллюстративный материал: фотографии храмов,  образцы Рождественских и Пасхальных открыток разных лет, используем знания, полученные в нашем музее.Для правильного изображения храма мы подробно по схемам изучаем его строение.

С целью ознакомления с традициями культуры питания на Руси мной была разработана краткосрочная программа «Традиция русского стола в картинках». Краткосрочная программа рассматривает вопрос правильного и здорового питания человека, который является сейчас особенно актуальным. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальной русской кухне в наши дни далеко не все знают историю возникновения постной и скоромной пищи, глубокого смысла церковных праздников, духовного и физического обновления человека во время поста.Программа комбинирует посещение музейной экспозицииИсторического парка «Россия – Моя история» и художественное творчество в детском учреждении.Интересным методом познания информации стало творческое задание по рисованию с натуры и по памяти продуктов питания в постные и скоромные дни. На итоговом занятиив Историческом парке дети составили две скатерти – самобранки на постный и скоромный стол.

Чтобы ребенок смог воспринимать информацию о православной культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. С этой целью мы с детьми приходим в храм, знакомимся с внутренним и внешнем устройством. В храме обучающиеся погружаются в атмосферу духовности и в то же время узнают исторические факты. Так в Светлую седмицу (2019г.) мы совершили экскурсию в Успенский кафедральный собор, побывали в самом храме, поднялись на колокольню. Ребята с большим интересом и восторгом звонили в колокола. Мероприятие наполнило обучающихся положительными эмоциями, обогатило представление о православной культуре.

Педагогу надо помнить, мир духовных ценностей нельзя навязать. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность[3, с.26].

 

Библиографический список

 

1.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org http://yandex.ru/images/search(Дата обращения: 05.03.2020).

2.Православная культура. Экспериментальный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portal-slovo.ru(Дата обращения: 07.03.2020).

3.Омские областные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности в современном мире»: мат. конф./ под общ.ред. Владимира (Икима), митрополита Омского и Таврического. – Омск, 2013.- 460с.