«Использование потенциала традиционных православных культур в духовно-нравственном воспитании детей на занятиях по изобразительному искусству»
Омская область, г. Омск БУ ОО ДО
«Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»
Использование потенциала традиционных православных культур
в духовно-нравственном воспитании детей на занятиях по изобразительному искусству
Дегтярева Лариса Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни [1, с. 83]. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наш предки, во что одевались, как и чем питались, как отмечали праздники. Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно-нравственным развитием отмечалась многими авторами. Высокий потенциал искусства (культуры) ученые объясняют онтологическими связями нравственного и эстетического феномена культуры[2, с. 3]. На наших занятиях по изобразительному искусству дети получают знания в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствие с предметом задачи направлены на: развитие эстетического восприятия; развитие художественных представлений и понятий о православной культуре; развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Ознакомление с традиционной православной культурой на занятиях в творческой мастерской «ЛАД» происходит через различные формы, методы приёмы, в зависимости от особенности возраста детей.
Содержания знакомства с православной культурой на занятиях предполагает два направления ее постижения:
1.Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение детьми правил поведения человека, сущности добрых дел.
2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность обучающихся на занятиях по изобразительному искусству(изображение, украшение, лепка). Знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов) — создателей объектов православной культуры[2, с.6].
Виды деятельности на занятиях: рисование с натуры и воображению, ролевая игра, чтение, обсуждение, дискуссия, экскурсия, проведение праздников, конкурсов.
Знакомя детей с темой, стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся получили яркое эстетическое впечатление и этому способствуют сказки, пословицы, поговорки, игры. Для уяснения правил поведения человека, сущности добрых дел в нашем учреждении проводятся различные проекты. Например, проект нашего детского объединения «Секреты общения» (2018 г.) был направлен на исследование влияния культуры речи на качество общения. Цель проекта: повышение уровня воспитанности и культуры речи. На этапе предпроектного исследования ребята изучали и собирали информацию по проблеме низкой культуры общения. Обязательным был поиск пословиц и поговорок про общение, значении хороших слов.В коллективе проводились игры воспитательного характера: «Подари доброе слово», «Волшебная рука».
Проектучреждения над которым работали обучающиеся творческой мастерской «Моя радость» (2019 г.) исследовал влияния радости на качество жизни человека. Цель проекта: формирование позитивного отношения к жизни. Каждое занятие проходило в форме дискуссии, где мы обсуждали вопросы: что такое радость, что радует человека в жизни, что вызывает у нас радость,качества характера, которые приносят радость. И вновь обращались к источнику народной мудрости: стихам, пословицам и поговоркам о радости. В процессе проектной деятельности дети нарисовали открытки с надписью «Я дарю тебе радость», «Я дарю тепло» и подарили пожилым людям Нежинского геронтологического центра.Обучающиеся сделали вывод: когда делаешь что-то хорошее, доброе, отдаешь, то испытываешь и сам радость.
Для развития творческого потенциала обучающихся, направленного на изучение и сохранение культурных традиций нашей страныдети познакомились с традиционной русской народной игрушкой матрёшкой.Матрешка- это образ русской красавицы, символ материнства и крепкой семьи. Перед детьми стояла задача правильно увидеть, проанализировать традиционную роспись, на основе этого создать новые собственные оригинальные изображения матрёшек.
Праздниками в русском календаре являются даты, связанные со значимыми христианскими событиями. В течение масленичной недели ребята на занятиях узнали об истории и традициях этого праздника, о том, как его отмечали на Руси наши далекие предки. Окунулись в атмосферу обычаев и игр. В итоге коллективного взаимодействия дети создали из разных материалов образ Масленицы и отведали блины.
Знакомство с православной культурой происходит и на познавательных экскурсиях в музейно-выставочном комплексе «Храни традиции» Центра духовно-нравственного воспитания «Исток». Обучающиеся творческой мастерской «ЛАД» посетили музейные занятия по темам: «Празднование Нового года и Рождества Христова», «История Рождественской открытки», «Уроки мужества и благородства», «Святые защитники Руси», «Святые земли Омской» и др. Музейные экспонаты выставок, которые постоянно обновляются, всегда вызывают живой интерес у детей.
Православные праздники и традиции изучаются и через создание Рождественских и Пасхальных открыток. Открытка должна быть одухотворена мыслями, эмоциями юного художника. Чтобы создать, правдивую и выразительную композицию на занятиях мы используем специальные информационно-справочные источники, иллюстративный материал: фотографии храмов, образцы Рождественских и Пасхальных открыток разных лет, используем знания, полученные в нашем музее.Для правильного изображения храма мы подробно по схемам изучаем его строение.
С целью ознакомления с традициями культуры питания на Руси мной была разработана краткосрочная программа «Традиция русского стола в картинках». Краткосрочная программа рассматривает вопрос правильного и здорового питания человека, который является сейчас особенно актуальным. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальной русской кухне в наши дни далеко не все знают историю возникновения постной и скоромной пищи, глубокого смысла церковных праздников, духовного и физического обновления человека во время поста.Программа комбинирует посещение музейной экспозицииИсторического парка «Россия – Моя история» и художественное творчество в детском учреждении.Интересным методом познания информации стало творческое задание по рисованию с натуры и по памяти продуктов питания в постные и скоромные дни. На итоговом занятиив Историческом парке дети составили две скатерти – самобранки на постный и скоромный стол.
Чтобы ребенок смог воспринимать информацию о православной культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. С этой целью мы с детьми приходим в храм, знакомимся с внутренним и внешнем устройством. В храме обучающиеся погружаются в атмосферу духовности и в то же время узнают исторические факты. Так в Светлую седмицу (2019г.) мы совершили экскурсию в Успенский кафедральный собор, побывали в самом храме, поднялись на колокольню. Ребята с большим интересом и восторгом звонили в колокола. Мероприятие наполнило обучающихся положительными эмоциями, обогатило представление о православной культуре.
Педагогу надо помнить, мир духовных ценностей нельзя навязать. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность[3, с.26].
Библиографический список
1.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org http://yandex.ru/images/search(Дата обращения: 05.03.2020).
2.Православная культура. Экспериментальный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portal-slovo.ru(Дата обращения: 07.03.2020).
3.Омские областные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности в современном мире»: мат. конф./ под общ.ред. Владимира (Икима), митрополита Омского и Таврического. – Омск, 2013.- 460с.