Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Использование опорных схем на уроках литературы, театрализованные уроки литературы

Номинация: методическая копилка Министерство науки и образования Республики Бурятия. Бичурский район, МБОУ Окино-Ключёвская СОШ село Окино-Ключи Использование опорных схем на уроках литературы. (Из опыта работы) Кушнарёва Галина Лаврентьевна. Учитель русского языка и литературы 2014 Пояснительная записка Звучит звонок на урок, и учитель входит в класс. И каждый из нас, стоящих за учительским столом, решает для себя извечную проблему, как сделать урок интересным? Как добиться результата, чтобы не было скучающих, равнодушных глаз наших учеников? Мне кажется, что урок литературы таит в себе огромные возможности. Мы, преподаватели литературы, в более выгодном, а может быть, в более сложном положении…Споры об уроке литературы не смолкают, а становятся все острее и острее. Как изучать сегодня литературу? В школе книга – прежде всего инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи тем, кто завтра выйдет во взрослую жизнь. Уверена, что если говорить об уроке литературы, то у него самая высокая миссия- воспитание души. И как сказал замечательный учитель Е.Ильин : «Если книгу не открыть ключом воспитания, не сделать каждого ученика ее читателем, то нет, бесспорно, и самого образования, потому что путь к образованию лежит через воспитание».Возникает острый, неразрешимый вопрос: как сделать каждого ученика соавтором урока? Мы сегодня стоим перед фактом: выросло не читающее поколение. В наш компьютерный век книгу потеснили... По материалам опроса ясно: дети пишут, что читать лень, мало по-настоящему интересных, захватывающих книг, гораздо интереснее сесть к монитору, чем взять в руки книгу. Выход один: надо тщательно, творчески продумывать все этапы урока, все оптимальные варианты работы с книгой, с художественным текстом. Подлинно творческая личность, ориентируясь на себе подобную, верит в себя, ведет свой поиск, методом проб и ошибок пытается найти самый оправданный прием, метод изучения литературы в школе. Меня как учителя литературы давно заинтересовала методика В.Ф.Шаталова, его опорные конспекты. Затем появились публикации Ю.Меженко, его обстоятельные О.С.К. по русскому языку, методика работы с ними. Кое-какие элементы пыталась внедрить по-своему, особенно при изучении орфографии. Опорные схемы очень удобны в качестве наглядности, на этапе закрепления учебного материала. Тем более мы знаем, что дети по ведущему каналу восприятия бывают визуалы, когда у ребенка преобладает зрительная память. Этот же прием использования опорных схем перенесла на уроки литературы и уже несколько лет применяю в разных классах. Познакомилась по публикациям с технологией учителя из Воронежа О.В.Любимова, который пишет: «Без опорной схемы- конспекта я преподавания литературы не представляю. В этом вижу путь к воспитанию читательского вкуса, грамотных, «зрячих» читателей, которые захотят заглянуть в самую глубину книги, оценить ее по достоинству. А захотят- это уже немало. Нужно помнить, что эти схемы - лишь графический образ произведения, а есть еще художественная сторона книги -образы, приемы изображения жизни и то важное, над чем мы думаем, прочитав книгу. Само собой разумеется, что схемы не главный способ, прием на уроке литературы» Судя по публикациям, многие учителя – практики используют методику Любимова О.В. и сами разрабатывают и апробируют схемы- конспекты различного содержания, объема, построения. Не скрою, что отношение к этому приему неоднозначно. Идет полемика: нужно ли изучать литературу по стрелкам, сигналам, фигурам? Профессор Аркин категорически против такого приема в методике, якобы это «сушит» предмет. Я думаю, каждый из нас,практиков, свободен в выборе методики, иначе о каком творчестве может идти речь, если нас будут зажимать в рамки дозволенного? Любой из нас может следовать за кем-то, если ему это кажется интересным и оправданным, эффективным в работе или, отбросив все, идти собственной дорогой своего методического творчества: работать раскованно и творчески. Схемы, опоры на моих уроках литературы играют роль плана, системы зацепок, работающих на мышление детей. Все зависит от того, какое место О.С.К.(опорные сигнальные конспекты) отводит учитель на уроке, как будет использоваться этот инструмент. Я постаралась бегло обрисовать суть данного вопроса. Готовых рецептов никто давать собирается. Мне интересна эта работа, и я уже не первый год применяю на уроках литературы разработанные мною опорные схемы. Убедилась в том, что данные схемы экономят время на уроке, позволяют вовлечь учащихся в совместную работу при изучении и новой темы, и закреплении изученного. Разработанные логические схемы являются элементами наглядности на уроках литературы. Они имеют различное содержание и выполняют различную роль: составить сюжет, уложенный в схему- конспект, композицию произведения, представить систему образов в виде схемы. Данные опорные схемы использую на различных этапах урока, в начале урока как готовую схему –конспект по основной проблеме произведения; по ходу урока, что, думаю, дает наибольшую эффективность, вместе с учащимися коллективно вырисовываем схему-конспект, заполняя на доске и в тетрадях (здесь огромен диапазон творчества ребят на уроке). Даю в конце урока начало логической схемы, учащиеся должны закончить ее дома и защитить на очередном уроке. Не раз убедилась в том, что применение опорных схем дает возможность вовлечь учащихся на равных в обсуждение проблемы, позволяет достигнуть хорошей обратной связи на уроке, оживляет урок. Становится интересно работать всем : и учителю, и учащимся .Кроме того, логические схемы позволяют компактно, целостно работать над произведением, потому что за короткий отрезок урока можно зрительно охарактеризовать изучаемое произведение, раскрывая его идею, проблему, систему образов. Считаю, такие схемы учат последовательно рассуждать, осуществляется еще одна идея моей педтехнологии: крупноблочная подача учебного материала. Наконец, логические схемы позволяют выкроить время для другой важной и нужной работы на уроке-работе над словом,стилем, выразительными средствами языка. За эти годы разработала более 30 различных опорных логических схем по изучаемым произведениям. «Опоры» порой возникают прямо на уроке, совместно с ребятами выстраиваем или систему образов, или линию жизни героя. Это всего лишь опора, дающая возможность избежать однообразия, стимулирующая познавательную деятельность, вовлекающая всех учащихся в совместную работу. Приглашаю к сотрудничеству всех, кому интересна такая методика работы. В.П.Астафьев Повесть «Людочка» Данная опорная схема «работает» в течение всего изучения поэмы, учащиеся по ходу чтения заполняют её, схема предоставляет большие возможности для самостоятельной работы и на уроке, и дома. Литература. 1. Афанищенко Л.М. «Логические схемы на уроках литературы.» «Логические схемы» Журнал « Русский язык в школах УССР».1987-1988г. 2. Любимов О.И. «Еще раз об О.С.К.». Журнал «Русский язык и и литература в школах. У.С.С.Р.» 1992 г. 3. Аркин И.И. «Словесность по стрелкам», Журнал «Русский язык и литература в школах У.С.С.Р».1991.г. Номинация: методическая копилка Министерство науки и образования Республики Бурятия Бичурский район МБОУ Окино-Ключёвская средняя общеобразовательная школа село Окино-Ключи Театрализованные уроки литературы (Из опыта работы) Кушнарёва Галина Лаврентьевна. Учитель русского языка и литературы 2014 Театрализованный урок литературы (из опыта работы) Такой урок может стать интересным, разнообразным. Урок литературы- всегда маленький спектакль, в котором играют все, даже самые «тихие»,незаметные на уроке актеры, втянутые в действие поневоле, но их мимика и выражение глаз, неподдельный интерес ко всему, что происходит на уроке, выдают их внимание и интерес к происходящему. Но это особый мир театра – это театральный урок- имитация театрального действа, когда главный режиссер- сам учитель порою не знает, как развернется действие. Долгое время существовал взгляд на литературу, как на отражение исторических событий и политических течений общества, но литература всегда решала извечный вопрос: что есть человек? Поэтому мы должны дать детям возможность самим разобраться в проблемах героев, показать, что литературные герои, даже живущие в другую эпоху, близки нам, живым людям. В этом нам поможет театральная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического действия. Чтобы провести ролевую игру на уроке, надо выбрать тему, определить действующих лиц, провести с учащимися необходимый инструктаж по той роли, которую они будут исполнять на уроке, обговорить все, что нужно для удачного исполнения своей роли: речь героя, его манера поведения, его одежда, взаимоотношения с другими персонажами. Это трудоемкая, кропотливая работа .Поэтому такие уроки провожу на заключительных этапах изучения большой темы, да и не каждая тема может подойти к театрализации. Для таких уроков нужна тщательная подготовка, как уже было сказано выше. В начале изучения темы предупреждаю учащихся, что будет такой урок, отсюда следует вывод, что текст нужно обязательно прочитать! А что нужно словеснику? Ведь чтобы убедительно сыграть свою роль, просто необходимо знать текст. В последние годы иногда практикую уроки- суды над героями. Распределив роли, проведя инструктаж, сама «ухожу» в тень, отдаю урок полностью детям, и что особенно отрадно на таких импровизациях, что никогда нет никаких заготовок: учащиеся самостоятельно готовят свои вопросы свидетелям, свои речи на суде, показания суду. Ролевая игра на уроках литературы позволяет изменить подходы к изучению творчества писателя, отступить от штампа, окунуться в другую эпоху, овладеть диалогом, даже просто удивиться и заново понять героя. А один из принципов диалоговой педтехнологии - удивляй! В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, образное мышление, творческое воображение, эстетические чувства, формируют вкус учащихся. От учителя требуется мобилизация всех его душевных сил, творческих способностей, чтобы заинтересовать своих воспитанников, чтобы они с желанием шли на такие уроки. Самый важный заключительный этап ролевого урока- выход из него, ради которого совершается это действие- рефлексия увиденного. Заканчивая такой необычный урок, например, по роману с Ф.Достоевского «Преступление и наказание» детям даю задания: 1.написать краткий отзыв на урок (примеры ниже); 2.чья игра понравилась больше и почему? 3.согласны вы или нет с решением суда? 4.ваши советы отдельным исполнителям и другие задания Эти небольшие работы ребят в устной или письменной форме бывают очень интересны… Урок-суд над помещиками из поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Тема урока: обобщающее значение образов помещиков (итоговый игровой урок). Цель урока: обучать учащихся навыкам интерпретации художественного текста, навыкам ролевой литературной игры, развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде друг с другом, умение перевоплощаться в героя, развивать устную монологическую речь учащихся Оформление урока: имитация мебели как в зале уездного суда: судейский стол, скамья подсудимых, столики для защитника и прокурора, на доске слова на плакатах : «Боже, как грустна наша Россия…»(А.С.Пушкин), « Произведения Гоголя-крик ужаса и стыда»(А.И.Герцен), «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь»(Н.В.Гоголь). Ход урока. 1.Вступление учителя «Перенесемся из нашего 21 века в начало 19 века, в то время, о котором писал великий Гоголь. Мы находимся в зале уездного суда Н-ского уезда, где слушается дело местных помещиков. Секретарь суда: встать! Суд идет! 2.Судья приглашает в зал заседания помещиков Н-ского уезда: Манилова, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина и Коробочку, которая опоздала на заседание и приходит последней. Далее судья приглашает каждого помещика предстать перед судом и ответить на вопросы, которые задают подсудимым помещикам поочередно сторона обвинения и сторона защиты. (вопросы учащиеся-исполнители ролей защитника и обвинителя готовят самостоятельно, опираясь на прочитанные главы поэмы),причем сторона защиты старается «выгородить» каждого помещика, подбирая такие вопросы, чтобы показать положительное в каждом из них, а сторона обвинения - наоборот, подбирает отрицательный, негативный материал о каждом из них) /проводится самостоятельная ,творческая работа учащихся на данном этапе урока-суда, так как вопросы каждому обвиняемому можно придумать, хорошо зная текст поэмы./ Далее судья приглашает к ответу соседних помещиков: Марфу Петровну Простакову Никанора Ивановича Терентьева Ивана Ивановича Охлопьева, которые дают показания об этих помещиках, отвечая на вопросы обвинителя и защитника. В завершении урока выступают обе стороны: сторона защиты призывает проявить благоразумие и не судить господ помещиков, так как мы живем в крепостной России, где существует крепостное право и где не возбраняется владеть душами крепостных. Далее выступает обвинитель: «Уважаемые господа судьи! Перед вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, которые не соответствуют почетному званию Дворянин! Русский Дворянин! Наоборот! Мы наблюдаем совершенную утрату человеческого в этих людях: один пошлее и отвратительнее другого. В Манилове есть хоть что-то человеческое. У Коробочки нет даже намека на какую- то духовную жизнь, для нее главное -купи-продай! А какой отвратительный человеческий тип предстает перед нами в лице господина Ноздрева!! Наглец! Пьяница! Картежник! Скандалист! Для Собакевича главное набить свой желудок, а уж потом думать о прочих вещах. И наконец, перед нами предстает помещик Плюшкин! Плюшкин находится на грани человеческого распада, он духовно оскудел из-за своей жадности и потерял свой человеческий облик. Секретарь: встать! Суд удаляется на совещание! Итог урока :суд приговаривает помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, кроме этого, решено отправить помещиков на исправительные работы сроком на 5 лет. Урок заканчивается тем, что учащиеся пишут отзыв об увиденном. Суд над Раскольниковым (Итоговый ролевой урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Цель урока: активизировать познавательную активность учащихся, апробировать диалоговую педагогическую технологию в процессе изучения литературного произведения, развивать навыки интерпретации художественного текста, формировать нравственные чувства учащихся. Ход урока: 1.Предварительная подготовка к уроку-суду над героем: обсуждение порядка ведения судебного заседания, определение по согласованию всех участников судебного процесса, распределение ролей: судьи и его присяжных поверенных, прокурора, адвоката, подсудимого Раскольникова, свидетелей по слушаемому делу: Сони Мармеладовой, Дуни, Настасьи, Разумихина, Лужина,Коха, студента, дворника. 2.Основная часть урока- это диалоги А) Судья начинает судебный процесс, кратко сообщая суть дела. Б) Слово передает прокурору и адвокату, которые вызывают нужных им свидетелей. Задавая им вопросы, самостоятельно подготовленные, вступают в диалог с каждым из них: Прокурор…………с……………Раскольниковым с Лужиным с Кохом с студентом Адвокат ……………..с……………Раскольниковым . ………………с……………Соней Мармеладовой ……………….с……………Дуней Раскольниковой ……………….с……………Разумихиным ………………с……………Настасьей В ходе слушания дела вмешивается судья, который также задает вопросы и Раскольникову, и всем свидетелям. 3.Заключительная часть урока. На уроке работали эксперты (свободные учащиеся, которые оценивали, как ученики исполняли свои роли). Заслушав всех свидетелей, дается последнее слово обвиняемому Раскольникову. Далее выступает с обвинительной речью прокурор, который доказывает в своей речи виновность героя: «На убийство его толкнула ложная и ошибочная теория двух разрядов людей. Эта теория выдает его ненасытную тщеславную гордость, ибо себя он относит или хотел отнести к высшему людскому разряду. Эта теория уже сама есть преступление….(каждый ученик, играющий роль прокурора, может на свое усмотрение составить свою обвинительную речь). Слово берет адвокат, который пытается оправдать Раскольникова, приводя в своей речи убедительные факты из жизни героя: страшная нищета и голод, одиночество и болезнь, брак Дуни, как жертва и многое – многое другое. Суд удаляется на совещание и выносит приговор Раскольникову: виновен, осужден на15 лет строгого режима с лишением всех гражданских прав, ибо никому не дано распоряжаться человеческой жизнью. В завершении урока выступают эксперты со своими оценками за исполнение ролей на уроке-суде. Рефлексия. Слово учителю, который подводит итоги изучения романа Достоевского «Преступление и наказание» Приемы технологии здоровьесбережения при проведении театрализованных уроков литературы.( пояснение к уроку). Данный урок является иллюстрацией того, как можно провести итоговый урок по изучению серьезного литературного произведения в 10 классе с использованием здоровьесберегающих приемов на уроке. Во-первых, используется принцип добровольности при распределении ролей на данный урок, то есть дети добровольно, без нажима со стороны учителя выбирают себе понравившуюся роль на урок-суд, учащиеся испытывают неподдельный интерес: посмотреть вживую, как проходит суд, тем более ,что роли будут исполнять одноклассники, а не взрослые. Вся подготовка этого необычного по форме театрализованного урока помогает учащимся настроиться на положительное восприятие содержания такого урока. Этот урок вызывает у учащихся положительные эмоции: вместо однообразных по форме уроков- совершенно не похожий,неординарный ,запоминающийся урок. Во-вторых, в процессе урока использовался один из самых активных методов обучения- ролевая игра, которая позволила осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. В-третьих, по технологии здоровьесбережения на этом уроке развивались творческие способности учащихся: играя свою роль, каждый ученик должен был перенестись из 21 века в век 19 и сыграть убедительно своего героя. В-четвертых, в ходе урока-суда учащиеся развивали свои коммуникативные способности, общаясь друг с другом в ходе заседания. Кроме всего выше сказанного, урок предусматривал гуманистическую цель, провозглашал идею человеколюбия и сострадания, ценности человеческой жизни. В-пятых, на уроке использовались различные виды учебной деятельности: вопросно-ответный диалог, слушание, рассказ свидетеля, монологи- развивалась устная аргументированная речь учащихся. Все выше названное позволяет мне как учителю считать данный урок здоровьесберегающим и результативным. Кушнарева Галина Лаврентьевна. МБОУ Окино-Ключевская СОШ