Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Использование мультимедийных технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.

Цапина И.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова

    Новые стандарты предусматривают  существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями в обществе; большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, поэтому они предъявляют новые требования к методике преподавания предметов . Таким образом, задача сферы образования сегодня - это разработка новых технологий обучения. Она может быть решена и с помощью интеграции исследований в области педагогики, психологии и информатики.

   Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Информатизация общества - это глобальный процесс, который внёс изменения в общение людей. Она осуществляется посредством информационных технологий (телевидение, радио, пресса и другое). Несомненно, педагогические технологии  также являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией. Принципы взаимодействия в новой образовательной среде значительно изменились.

     Учащийся долгое время воспринимался в образовательных технологиях как объект обучения. Субъектами взаимодействия чаще всего выступали обучаемый - ученик и обучающий - учитель. Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса (обучающим и обучаемым), которые имели возможность осуществлять обратную связь. Традиционно вид информационной деятельности обучаемого был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения обучающим нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание самим обучаемым, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) обучаемым усвоенного материала. 

     С появлением интерактивных средств обучения (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.

     Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа (англ. - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. А новая сопровождающая компьютер техника, обладающая практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда, позволяет провести современный урок на более высоком уровне.

    Работа с мультимедийными программами и компьютерными презентациями, Интернет – ресурсами  косвенным путём развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся, а также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации, и её последующей обработки. Как показывает опыт, использование ИКТ повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Это эффективный стимул обучения учащихся.

    Оборудование и оснащение кабинета истории и обществознания  позволяет нам активно использовать мультимедийные  программы  с интерактивным интерфейсом, снабжённых видео- и аудиосопровождением. Мультимедийные программы - наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет:

- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;

- прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;

- осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;

- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);

- удовлетворять познавательный интерес к школьным предметам гуманитарного цикла.

     На уроках  истории, обществознания, экономики и права применяется , например, программная платформа «1С:Образование», которая представляет собой систему организации и поддержки образовательного процесса, а также среду для разработки мультимедийных учебных курсов. Работа с системой «1С:Образование» и установленными образовательными комплексами может осуществляться как в индивидуальном (на одном компьютере, в том числе поочередно несколькими пользователями), так и в сетевом режиме ( с одновременным доступом нескольких пользователей локальной сети  к серверным компонентам системы и образовательных комплексов).  Образовательные комплексы, построенные на базе системы «1С:Образование», интегрируются с системами поддержки единого информационного пространства школы.

     Пользовательский интерфейс и принципы работы с  образовательными комплексами серии «1С:Школа» просты и интуитивно понятны, что позволяет легко освоить работу с ними, независимо от общего уровня подготовки, любому пользователю компьютера, которому знакомы основные принципы работы в среде ОС Windows с гипертекстовыми документами, дает  возможность реализации обратной связи с учениками, оперативный доступ ко всем разделам, текстам, иллюстрациям и справочным материалам, позволяя таким образом усовершенствовать технологии обучения.

     На уроках экономики в классах социально-экономического профиля используется образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика, 9-11 кл. Практикум»,  который представляет собой средство методической поддержки преподавания курса экономики и ориентирован на повышение учебной самостоятельности и творческой активности учащихся. В каждой теме есть практикум, отдельный блок теоретического материала, к которому учащийся обращается при недостаточности знаний по данной теме. В составе учебных тем предусматриваются также отдельные подтемы «Лабораторные занятия», содержащие ситуационные материалы для самостоятельного анализа со стороны учащихся. Эти лабораторные работы построены  в виде тестовых заданий, сопровождаются гиперссылками на имеющиеся интерактивные модели. В конце курса, после всех  учебных тем, предусматривается итоговый контроль знаний.

    В профильной школе успешно используется образовательный комплекс «1С:Школа. Экономика и право, 9-11 кл.», который представляет собой элективный мультимедийный курс. Учебные темы включают в себя страницы теоретического материала, «сюжеты» (описания реальных ситуаций с комментариями юриста и экономиста) и «ситуации» (спорные вопросы, предназначенные для обсуждения в классе). Большинство страниц снабжено иллюстрациями, анимационными и видеоматериалами, а также дополнено интерактивными моделями и обучающими играми.

     Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, целесообразней применять их на таком типе урока, как урок  изучения нового материала. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы. Конечно, в современных условиях невозможно проводить каждый урок с сопровождением компьютерной техники, поэтому необходимо произвести отбор тех тем, где применение средств мультимедиа наиболее актуально и обеспеченно программой.

    Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия .  Но несомненно, компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же ИКТ позволяют осуществить важнейшие принципы обучения: принципы гуманизма,  научности, наглядности.

       

Список литературы

1. Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: http://center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».

2. Журавлёв Д. Ребёнок и компьютер. //Народное образование. - № 7.-2002.-с.113-122.

3.Корлюгова Ю.Н., Усенков Д.Ю. 1С: Школа. Экономика. Практикум.- М., 2007. – с. 7-8

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - № 7. - 2000. - с. 151.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С./. - М., 1999. - с.3-5

6. Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003. - с.2-4.