Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Использование метода проектов в практике работы дошкольных учреждений»

МАДОУ "ДС №282 г. Челябинска"

 

«Использование метода проектов в практике работы дошкольных

учреждений»

 

Составитель: Грибанова Е.С. Старший воспитатель 

 

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Проект должен соответствовать требованиям:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется        

          исследовательский поиск;

  • проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых;
  • проект включает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), эмоциональный настрой, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков овладения знаковой системы, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы осуществления проекта:

  1. Постановка цели (формирование проблемы)
  2. Планирование деятельности
  • выбор деятельности
  • выбор материала
  • выбор места
  • выбор способа деятельности
  1. Реализация плана
  2. Презентация проекта
  3. Анализ

Планировать тематический проект – значит вместе с детьми обсудить, выбрать и принять решение о том, что станет общей темой на ближайшее время (в течение 1-2 недель).

Главная задача педагога – помочь начать процесс инициирования, обсуждения и аргументирования тем и содержания. Не просто «хочу», а «хочу, потому что мне интересно…, …узнать, … могу научить других».

Дальнейшее планирование темы включает обсуждение и запись всех идей детей. «Что можно сделать для того, чтобы у нас получился проект «Детский сад»?

На первом этапе важно мотивировать действия детей.

Например: В начале года в группу пришли новые дети, возникают частые обиды, конфликты. Рассказ воспитателя: чтобы не было беспорядка на дорогах, люди придумали правила дорожного движения (демонстрация книги). Все взрослые живут по одним законам, которые прописаны в Конституции (демонстрация книги). Зная законы и выполняя правила, все живут в мире и дружбе.

  • Как вы думаете, что поможет нам в группе жить дружно? (придумать правила, создать книгу).
  • Какой бы вы хотели видеть нашу книгу? (идеи детей).
  • Из чего мы будем делать нашу книгу? (идеи детей)
  • Какой нам понадобится материал? (карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, клей, кисти и т. д.).
  • Каким способом мы сможем скрепить страницы? (идеи детей)
  • Давайте выберем такой, чтобы книга получилась красивой
  • Что можно сделать в центре литературы?
  • А какие идеи у вас есть для центра математики?
  • А где мы можем нарисовать картинки к книге?

Задача педагога: стимулировать активность детей. Все идеи детей педагог записывает на большом листе печатными буквами или знаковыми символами и обязательно подписывает имя автора.

 

В ходе такой работы дети научатся:

  • Инициировать интересные дела и действия в рамках конкретной темы.
  • Будет сформировано представление о разнообразных возможностях – интересы, дела, способы познания могут быть различными у разных людей (детей).
  • Представление о том, каким может быть общий результат – каждый предложил что-то свое, и получился общий интересный план.
  • Возможность предстать перед другими детьми инициатором интересных дел, найти друзей и партнеров на этой основе.
  • Умение работать с разными источниками информации (справочники, энциклопедии, родители).
  • Умение принимать решения.

Тематический проект сохраняется как основа, содержание совместной работы столько дней, сколько у детей сохраняется к нему интерес, и столько, сколько педагоги готовы поддерживать и развивать этот интерес.

Тематический проект может включать и идеи педагога. Сначала идеи детей, затем педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, руководителя ИЗО, музыкального руководителя – тех, кто непосредственно работает с этими детьми) и родителей.

Идеи детей и взрослых можно записать разными цветами (красным и синим). В этом случае их можно сразу опознать и проанализировать.

Такой план разрабатывается в самом начале проекта. Лист с планом лучше разместить там, где проходит групповой сбор (круг общения). К нему можно периодически обращаться для того, чтобы уточнить, все ли запланированные интересные дела выполнены.

Когда в группе есть общий план темы на большой период времени, дети могут выбрать и спланировать интересную деятельность на текущий день. Дети договариваются о том, кто и что будет делать. Заполняют индивидуальные планы.

Во время утреннего сбора педагог рассказывает детям о том, какие учебные и игровые материалы подготовлены в центрах активности, но не называет конкретных действий. Ребенок самостоятельно учится придумывать, принимать решение, планировать. Учится ответственности за свой выбор.

В ситуации, когда ребенок принимает решение о том, в какой центр он планирует пойти, что он хочет там сделать, чему хочет научиться, с кем он планирует работать вместе, задача педагога – помочь ему проговорить свой план. Когда ребенок проговаривает свой выбор и свой план, он утверждается в своих силах и смыслах. Когда дети слышат чей-то план, они понимают, что они управляют ситуацией, своим учением, своей деятельностью. У детей формируется представление о текущей ситуации, о перспективе, то есть – понимание того, что происходит и будет происходить.

При реализации планов дети учатся работать самостоятельно или сотрудничать. Они решают работать в команде сверстников или приглашают в свою команду взрослых. У такого тематического проекта обязательно будет ярко и разнообразно представлен итог – написанные слова, книжки-самоделки, картины, постройки и т.д.

Презентация проекта   может быть организована на итоговом сборе, где происходит и анализ деятельности, направленный на обсуждение того, что запланировали, что получилось в результате. Можно пригласить на презентацию детей из других групп, родителей. Дети в роли авторов книги, экскурсоводов, архитекторов, художников и т.д. знакомят всех с результатами своей деятельности