«Использование метода проектов в практике работы дошкольных учреждений»
МАДОУ "ДС №282 г. Челябинска"
«Использование метода проектов в практике работы дошкольных
учреждений»
Составитель: Грибанова Е.С. Старший воспитатель
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Проект должен соответствовать требованиям:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых;
- проект включает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), эмоциональный настрой, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков овладения знаковой системы, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы осуществления проекта:
- Постановка цели (формирование проблемы)
- Планирование деятельности
- выбор деятельности
- выбор материала
- выбор места
- выбор способа деятельности
- Реализация плана
- Презентация проекта
- Анализ
Планировать тематический проект – значит вместе с детьми обсудить, выбрать и принять решение о том, что станет общей темой на ближайшее время (в течение 1-2 недель).
Главная задача педагога – помочь начать процесс инициирования, обсуждения и аргументирования тем и содержания. Не просто «хочу», а «хочу, потому что мне интересно…, …узнать, … могу научить других».
Дальнейшее планирование темы включает обсуждение и запись всех идей детей. «Что можно сделать для того, чтобы у нас получился проект «Детский сад»?
На первом этапе важно мотивировать действия детей.
Например: В начале года в группу пришли новые дети, возникают частые обиды, конфликты. Рассказ воспитателя: чтобы не было беспорядка на дорогах, люди придумали правила дорожного движения (демонстрация книги). Все взрослые живут по одним законам, которые прописаны в Конституции (демонстрация книги). Зная законы и выполняя правила, все живут в мире и дружбе.
- Как вы думаете, что поможет нам в группе жить дружно? (придумать правила, создать книгу).
- Какой бы вы хотели видеть нашу книгу? (идеи детей).
- Из чего мы будем делать нашу книгу? (идеи детей)
- Какой нам понадобится материал? (карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, клей, кисти и т. д.).
- Каким способом мы сможем скрепить страницы? (идеи детей)
- Давайте выберем такой, чтобы книга получилась красивой
- Что можно сделать в центре литературы?
- А какие идеи у вас есть для центра математики?
- А где мы можем нарисовать картинки к книге?
Задача педагога: стимулировать активность детей. Все идеи детей педагог записывает на большом листе печатными буквами или знаковыми символами и обязательно подписывает имя автора.
В ходе такой работы дети научатся:
- Инициировать интересные дела и действия в рамках конкретной темы.
- Будет сформировано представление о разнообразных возможностях – интересы, дела, способы познания могут быть различными у разных людей (детей).
- Представление о том, каким может быть общий результат – каждый предложил что-то свое, и получился общий интересный план.
- Возможность предстать перед другими детьми инициатором интересных дел, найти друзей и партнеров на этой основе.
- Умение работать с разными источниками информации (справочники, энциклопедии, родители).
- Умение принимать решения.
Тематический проект сохраняется как основа, содержание совместной работы столько дней, сколько у детей сохраняется к нему интерес, и столько, сколько педагоги готовы поддерживать и развивать этот интерес.
Тематический проект может включать и идеи педагога. Сначала идеи детей, затем педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, руководителя ИЗО, музыкального руководителя – тех, кто непосредственно работает с этими детьми) и родителей.
Идеи детей и взрослых можно записать разными цветами (красным и синим). В этом случае их можно сразу опознать и проанализировать.
Такой план разрабатывается в самом начале проекта. Лист с планом лучше разместить там, где проходит групповой сбор (круг общения). К нему можно периодически обращаться для того, чтобы уточнить, все ли запланированные интересные дела выполнены.
Когда в группе есть общий план темы на большой период времени, дети могут выбрать и спланировать интересную деятельность на текущий день. Дети договариваются о том, кто и что будет делать. Заполняют индивидуальные планы.
Во время утреннего сбора педагог рассказывает детям о том, какие учебные и игровые материалы подготовлены в центрах активности, но не называет конкретных действий. Ребенок самостоятельно учится придумывать, принимать решение, планировать. Учится ответственности за свой выбор.
В ситуации, когда ребенок принимает решение о том, в какой центр он планирует пойти, что он хочет там сделать, чему хочет научиться, с кем он планирует работать вместе, задача педагога – помочь ему проговорить свой план. Когда ребенок проговаривает свой выбор и свой план, он утверждается в своих силах и смыслах. Когда дети слышат чей-то план, они понимают, что они управляют ситуацией, своим учением, своей деятельностью. У детей формируется представление о текущей ситуации, о перспективе, то есть – понимание того, что происходит и будет происходить.
При реализации планов дети учатся работать самостоятельно или сотрудничать. Они решают работать в команде сверстников или приглашают в свою команду взрослых. У такого тематического проекта обязательно будет ярко и разнообразно представлен итог – написанные слова, книжки-самоделки, картины, постройки и т.д.
Презентация проекта может быть организована на итоговом сборе, где происходит и анализ деятельности, направленный на обсуждение того, что запланировали, что получилось в результате. Можно пригласить на презентацию детей из других групп, родителей. Дети в роли авторов книги, экскурсоводов, архитекторов, художников и т.д. знакомят всех с результатами своей деятельности