Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка

                                       Фестиваль передового педагогического                                                                                      опыта учителей

            «Методическая копилка»

 

                                          Номинация «Методические материалы»

 

Статья  «Использование игровых форм обучения на   уроках немецкого языка»

 

Филиал МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Савельевка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:Ербулова Мария Андреевна, учитель немецкого языка первой

                                                                    квалификационной категории

                                                           филиала МОУ «Средняя

                                                                   общеобразовательная школа

                                                                             п. Горный Краснопартизанского

                                                                     района Саратовской области»

                                            в с. Савельевка

Дом.адрес: 413543

                                                               ул. Набережная, дом № 18

Краснопартизанского района

                                                      Саратовской области

                                                                 Телефон: 8 (845) 77 2-41-75

odubcova@gmail.com

 

 

 

Март 2015 год

 

Пояснительная записка

 

 

 

Цель:  достигнуть высокую эффективность урока, учитывая физиологические и психологические особенности детей

 

Задачи:

1) формирование определённых навыков;

2)развитие определённых речевых умений;

3)развитие необходимых способностей и психических функций;

4)создание психологической готовности детей к речевому общению;

5)тренировка  учащихся в выборе нужного речевого варианта;

6)обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

7)развитие внимания, памяти, логического мышления;

8) поднятие настроения, что ведет к улучшению усвоения материала;

9)снятие монотонности при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

 

Областьприменения: уроки немецкого языка, младшая и средняя ступени обучения

 

Ожидаемыерезультаты: игры оживляют урок, помогают ученикам быстро и осмысленно усваивать лексический и сложный грамматический материал.

Эмоциональный настрой, необычность приобщают к работе каждогоученика. Творческий, увлекательный процесс, которым является игра, позволяет младшим школьникам легче запоминать материал. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создаёт на уроке атмосферу радости, раскованности и непосредственности.                                                                                          

Формы и методыреализации:   музыкально – дидактические игры, настольные игры, такие как лото или домино, шарады, загадки, конкурсы, сюжетно – ролевые игры, лексические, фонетические, орфографические и грамматические игры.

 

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

 

Развиваются навыки аудирования и говорения, происходит автоматизация грамматических навыков, выявляются творческие способности, поднимается самооценка, развивается умение принимать самостоятельные решения, формируются навыки иноязычного произношения,   развивается быстрота реакции на звучащее слово, усваиваются необходимые слова и выражения, отрабатывается интонация, позволяющая развить образную, выразительную речь ребёнка.

 

 

Необходимое материально – техническое обеспечение:

компьютер, различные куклы, мягкие игрушки – зверушки, игрушечная мебель, домино, плоские фигурки животных, маски, «Волшебные шапки» и «шляпы», пальчиковые куклы, «Привидения», «Грамматические человечки» и другие герои.

 

Перечень использованной литературы:

 

1.Златогорская Р.Л.  В помощь будущему учителю немецкого языка. – М.:         Просвещение, 1978.

2. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. – М.; Просвещение, 1991

 

3. Мягкова Е.В. Игры при обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. – 1989. - №12

4. А.Артемова «Современная методика преподавания иностранного языка и её реализация в начальной школе» (“Deutschkreativ”№2, 2003, с.2 -3) .

5. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. – М; Астрель, 2006

6. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М; Просвещение, 1991.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М; 1978.

8. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/  Под ред. Е.А.Левановой – СПб.; Питер,2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательная часть

 

Каждый учитель, работающий в школе, задаётся вопросом, как сделать свои уроки более  интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы учащиеся прочно усваивали материал. Я преподаю немецкий язык и, естественно, данные вопросы меня также волновали. Проанализировав разнообразные приёмы и методы обучения, я остановилась на теме «Использование игровых форм обучения на уроках иностранного языка». Используя игровую деятельность в учебно – воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:

 -игра активизирует познавательную деятельность учащихся;

- игра создаёт на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;

-игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;

- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;

- игра повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка;

- игра не только организует процесс общения на иностранном языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации.

На своих уроках я использую речевые игры, в частности ролевые игры. Ролевые игры на уроках иностранного языка моделируют реальные ситуации общения. Ролевая игра как приём обучения повышает мотивацию к иноязычному общению, речевую активность. Ролевые игры наиболее привлекательны для детей, так как в  игре они могут проявить полностью свою фантазию. Принимая на себя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми, проявляют заложенные в них творческие возможности.

Примеры ролевых игр.

«В магазине»

 

Покупатель: «GutenTag!»                           Покупатель: «GutenMorgen!»

Продавец: «GutenTag!»Продавец: «GutenMorgen!»

Покупатель: «IchwunscheBrot»Покупатель:«Ichmochteeinen Ball»

Продавец: «Bitte/ Wasnoch?»Продавец: «Bitte,schon!»

Покупатель: «Danke.AufWiedersehen»      Покупатель: «Danke, sehr!»

Продавец: «AufWiedersehen»                     Продавец: «AufWiedersehen»

 

«Приём в лесную школу » (Дети получают ролевую карточку, где написано роль какого животного они должны играть).

 

Директор: «GutenTag!»                       Ученик: «GutenTag!»

Директор: «Wieheistdu?»                    Ученик: «Ichheisse Tiger»

Директор: «Ichfreuemich!»Ученик: «Ichmichauch!»

Директор: «Was kannst du machen?»Ученик: «Ichkanntanzen!»

Директор: «Wieschon!Wunderbar!   

Undwasmagstdu?»Ученик: «Ich mag Bonbons!»

Директор: «Herein!»

 

При проведении ролевых игр использую также средства наглядности

Вывешиваю картинку, на которой изображена определённая ситуация, использую мультимедийную презентацию. Учащимся предлагаю сыграть роль персонажей, изображённых на картинке, в соответствии с ситуацией, представленной на ней.                                                                                      

Уроки с применением ролевых игр и заданий проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.

На уроках немецкого языка в начальных классах я использую игрушки почти на каждом уроке. В гости может прилететь «Привидение» (бумажный мешочек). Оно «летает» по классу и задаёт разные вопросы, всем интересуется и дети ему обо всём рассказывают и подсказывают. В игре «Волшебная шляпа»,  кто надевает шляпу, «забывает» родной язык и говорит только на немецком, что бы его ни спросили. Иногда приходит в гости «Пират», который крадёт у детей со стола предметы, а потом приходится выяснять, чья это вещь т. д.

С удовольствием дети играют в лексические игры. Это, например, кроссворды, лото, поле чудес, снежный ком, морской бой. Применение их на занятиях положительно отражается на запоминании лексико – грамматического материала. Особенно нравятся детям фонетические игры, так как они основаны на театрализации стишков, а произношение звуков обыгрывается в игровых ситуациях.

Игры можно использовать на любом уроке, на любой ступени обучения, особенно в младших классах. Здесь я часто практикую игру–драматизацию, которая способствует созданию психологически комфортного климата для процесса обучения. Для игры – драматизации в классе имеются различные игрушки – это пальчиковые куклы, мягкие и пластмассовые фигурки зверюшек. Самым любимым персонажем у детей является крокодил Шнаппи и его песня «IchbinSchnappidaskleineKrokodil»

Кроме перечисленных игр я на уроках немецкого языка на начальном этапе использую такие игровые элементы деятельности как игра 

«GeizigeWarwara» - «Жадная Варвара», «DasEcho – Spiel» - игра «Эхо»,  «DieSprachederTiere» - «Язык зверей»имногодругих.

Кроме вышесказанных методов большое значение при обучении иностранному языку имеет песня.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем. Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать в себе барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

Игры положительно влияют на формирование положительных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей.

 

Игра непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у детей чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появляется чувство уверенности в своих силах.

Одним из важнейших условий обучения является формирование у детей положительного отношения к учёбе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы дети работали с увлечением, не замечая усталости. Весь дидактический материал должен служить этому.

Моим ученикам очень нравится работа с куклами. Поэтому в роли учителя  на уроке  выступают любые сказочные персонажи. У нас в «гостях» бывают такие куклы, как  Чебурашка, Мальвина, Петрушка, Буратино, упрямый Фома, крокодил Шнаппи и другие. Очень большой интерес на уроках вызывает использование пальчиковых кукол. Создавая своим появлением атмосферу кукольного театра, они являются прекрасным средством организации внимания организации внимания учащихся, повышения их интереса к уроку, активизации их речевой деятельности. Всё это способствует вовлечению в игру большого числа ребят.

Очень активно я использую игры для закрепления лексического и грамматического материала. Например, игра «Цветик – семицветик» (для закрепления прилагательных, обозначающих цвета предметов).

Оборудование: ромашка со съёмными разноцветными лепестками. Класс делится на две команды. Дети друг за другом «срывая лепестки» называют цвет (rot,gelb,grun,blau…). Если ученик ошибается, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

Для закрепления лексики использую знакомую детскую песенку, где некоторые слова заменяются на те, которые тренируются. Например, на мотив песни «В траве сидел кузнечик», отрабатываю названия животных:

Ichhabeeinen Tiger

Ichhabeeinen Tiger

Ichhabeeinen Tiger

Der Tiger ist so gross!

Я показываю одну игрушку за другой, и ребята включают в песню вместо слова «Tiger» другое название животного.  Для закрепления спряжения глаголов в 1- ом лице единственного и множественного числа использую игру «Зеркало». В классе вывешивается зеркало. Ведущий, глядя в зеркало изображает различные действия и комментирует их. Играющие выполняют те же действия, но сопровождают их комментариями от 1-го лица множественного числа. А вот некоторые игры, которые можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время. Например: «Ratemal!»  Учитель шепотом задает вопрос одному из учеников. Тот громко на него отвечает. Сидящие в классе должны отгадать, какой вопрос задал учитель. Следующая игра «DerSchneeball». Она проводится по типу «снежного кома». Её начинает учитель. Он говорит одну – две фразы, задавая ситуацию, например: «IchbereitemichaufeineReisevor. IchlegeindenKoffermeinenSportanzug».Это предложение повторяет один из учащихся и добавляет слово, подходящее по смыслу. Следующий ученик повторяет всё, что сказал предыдущий, и добавляет ещё одно слово, которое соотносится с содержанием предложения по смыслу и т.д. Ещё одна игра называется «TanteTinasitztaufdemSofaundstriсkt.» Это предложение пишут на большом листе бумаги. После этого каждый игрок придумывает предложение и пишет члены предложения, таким образом, как это сделано в первом, т.е. подлежащее под подлежащим, сказуемое под сказуемым и т. д. Важно, чтобы предложения получились забавными.

Например:

Tante Tina sitzt auf dem Sofa und strickt.

Onkel Bert hangtan der Lampe und singt.

После того как каждый следующий участник напишет предложение, он сворачивает лист бумаги таким образом, что остаётся только им написанное предложение. Когда все участники игры напишут предложения, лист бумаги разворачивают и читают смешные, порой нелепые предложения.

 

Количество игр безгранично, как безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей

В данной работе я попыталась подтвердить примерами своё убеждение в том, что процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным и утомительным. Игры помогают сделать изучение иностранного языка  увлекательным, способствуют развитию познавательного интереса и мыслительной творческой активности учащихся.