Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

 «Использование естественно – научной грамотности   на уроках биологии» (разработка конспекта урока)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Лениногорска имени героя России Д.Н. Исламова" муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан

 

 «Использование естественно – научной грамотности

  на уроках биологии» (разработка конспекта урока)

 

 

 

 Каюмова Римма Ильдусовна

учитель биологии,

 Галеева Венера Фиргатовна

учитель химии и биологии

 

 

       Цель урока: развитие у школьников умений использовать свои биологические знания  в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе, а также успешно сдать ОГЭ по биологии.
       Задачи урока: формирование умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной грамотности с помощью применения заданий на формирование различных компетенций: научное объяснение явлений,  понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов.
       Тип урока: систематизация и обобщение полученных знаний и умений, подготовка к контрольному уроку.
      Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
        Данный урок проводился проводился в форме мозгового штурма (урок- обобщение радела «Организменный уровень»,  9 «А» класс), был рассчитан на 45 минут.  Этот метод наиболее удачно подходит для  развития естественнонаучной грамотности учащихся 9 классов. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе урока ученики 9 «А» класса высказывали большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбирали наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение повысило активность всех школьников, так как в работу включались все ребята. В ходе работы дети получали возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учились коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Урок был направлен на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализовались деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Также задания мозгового штурма помогают учащимся в подготовке к сдаче ОГЭ по биологии (задание 22 – «Объяснение роли биологии в современном мире»).
       Класс разделился на 2 группы. Ребята должны были проанализировать 10 биологических задач (представленные ниже). Одни ребята выдвигали идеи и предположения – создание банк идей. Вторые занимались анализом. Соответственно, группы работали по очереди.
1 этап урока. На создание банка идей отводилось примерно 10 минут. На этом этапе происходила наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Все предложения фиксировались учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
2 этап урока. Анализ идей занял основное время урока (20-25 минут). Происходило коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Учителю потребуется немного подкорректировать, усовершенствовать.
3 этап урока. Обработка результатов (10 минут).  Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирались самые интересные и практичные.
Биологические задачи мозгового штурма
Задание № 1.На умение - выявление вопросов, которые могут быть решены с помощью методов научных исследований.
У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода. Вопрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.
Задание № 2.На умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений.
 В сентябре 1940 г. в Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в 1793 г. Семена, пролежавшие 147 лет, проросли. Вопрос: Что является причиной сохранения в течение многих лет всхожести семян.
Задание № 3 . На умение - выдвижение объяснительных гипотез.  Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не встретишь. Задание: Предположите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Задание №4. На умение - установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений.
Хищные птицы питаются мелкими птицами и птицами средних размеров, грызунами, зайцами, рыбами, лягушками, змеями, копытными животными и даже хищными, например, лисицами, рысями и другими. Если спросить, выдели ли вы когда-нибудь хищных птиц в природе, то многие из вас ответят, что «нет». Хищных птиц в природе действительно мало по сравнению с другими птицами. На Земном шаре насчитывается 9 000 различных видов птиц, из них к хищным птицам принадлежит приблизительно 270 видов, а в России всего 55 видов. Вопрос: Почему хищных птиц в природе гораздо меньше по сравнению с другими птицами? Выберите один ответ. А. У хищных птиц меньше продолжительность жизни, чем у других птиц. Б. Хищные птицы крупнее и им нужно больше пищи, чтобы прокормиться. В. На хищных птиц человек больше охотится, чем на других птиц. Г. Хищные птицы живут в более суровых природных условиях, чем другие птицы.
Задание №5. На умение - построение логических рассуждений.
К. А. Тимирязев писал: « В сущности, что бы ни произвел сельский хозяин или лесовод, - он, прежде всего, производит хлорофилл и уже через посредство хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т. д.». В опрос: Какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?
Задание №6.На умение - построение логических рассуждений, умозаключений. Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Вопрос: Почему так считает ученый. Выскажите свою точку зрения на данное утверждение.
Задание №7. На умение - оценка результатов экспериментов.
Изучением птиц занимается наука «орнитология». А одним из главных методов исследования является кольцевание птиц. Птицу отлавливают и надевают ей на лапку кольцо с указанием даты и места, где ее окольцевали. Потом птицу отпускают. Вопрос: Что можно узнать о жизни птиц с помощью кольцевания? Запишите свой ответ.
Задание № 8.На умение - построение логических рассуждений, использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях.
 У клеток есть свои органы, которые называются органоидами или органеллами. Снаружи клетки ограничены от окружающей среды плазматической мембраной. У растительных клеток поверх мембраны расположена клеточная стенка - оболочка. Жидкость, находящаяся внутри клетки, называется цитоплазмой. Она постоянно находится в движении. Митохондрии вырабатывают энергию для жизнедеятельности клетки, лизосомы помогают переваривать пищу, попавшую в клетку. На рибосомах синтезируются белки, необходимые клетке. Эндоплазматическая сеть, как линии метро, пронизывают клетку и транспортируют по ней различные вещества. Ядро - самый важный органоид. Оно управляет всеми процессами в клетке, в нём клетка хранит и передаёт своим дочерним клеткам наследственную информацию при делении. Два ученика спорят о том, что такое клетка. Один ученик говорит, что клетку можно сравнить с супом, в котором плавают разные вещества, взаимодействующие друг с другом. Другой ученик говорит, что клетку можно сравнить с городом, в котором все службы взаимосвязаны. Вопрос: Чью точку зрения вы поддерживаете и почему?
Задание № 9. На умение - построение логических рассуждений.
Для поимки своей добычи хищным птицам приходится изрядно потрудиться. Однажды было подсчитано, что примерно из 3 тысяч атак, предпринятых разными хищными птицами, закончились удачно только 200 атак. Пернатые хищники поймали добычу (мелких птиц) и смогли подкрепиться. Некоторые хищные птицы могут вообще не есть в течение пяти недель из-за отсутствия пищи. Вопрос: Чем могут отличаться от других те животные, которых удаётся поймать хищным птицам?
Задание № 10. На умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений.
 Во втором подвиге Геракла описывается его встреча с лернейской гидрой: «Как вихрь, свистела в воздухе палица; слетали головы гидры, но гидра все – таки была жива. Тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы…». Что заметил Геракл? Как он решил эту проблему? Задание: Дайте биологическое обоснование этому эпизоду мифа. Приведите примеры сходных сюжетов из народных сказок.
Какие преимущества и недостатки выявлены мною
в ходе проведения данного урока?
Преимущества: урок способствовал развитию творческого и аналитического мышления, коммуникативных навыков. Дети смогли применить предметные знания  в конкретных жизненных ситуациях. Таким образом они учатся  высказывать свои мысли, слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи. Использование метода мозгового штурма позволило продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Умение высказывать свои мысли способствовало раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.
Недостатки метода: невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Данный метод не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.
 Вывод: Таким образом, естественнонаучная грамотность - это составляющее звено в формировании функциональной грамотности. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира.