«Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г.Казань
«Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей»
Морозова Галина Николаевна
заведующая техническим отделом,
методист 1 квалификационной категории,
кандидат педагогических наук
Название материала: «Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей».
Раздел: Методические материалы.
Вид методической продукции: презентация.
Конкурсные материалы участвовали в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Современные методики» ЧОУ современный модульный центр «Развитие» в 2021 году; http://orangegiraf.ru/
Слайд 1. Тема: Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей.
Слайд 2. В соответствии с Дорожной картой регионального модельного центра ДОД РТ в рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в июне 2017 года временным творческим коллективом ЦВР Авиастроительного района г. Казань под руководством директора В. В. Бугровой был разработан проект «Шаг в будущее - Киләчәккә адым». Успешная защита инновационного проекта позволила коллективу центра выиграть Грант МО и Н РТ в размере 1млн. руб. на создание инженерной лаборатории на базе технического отдела и оснащение ее высокотехнологичным оборудованием, а также ЦВР получить статус «Муниципального опорного центра ДОД».
Слайд 3.Создание инженерной лаборатории создало предпосылки для интеграции дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей в образовательном пространстве ЦВР.
Слайд 4. При создании лаборатории была определена цель - обеспечение комплекса условий для развития одаренных в области инженерии и естественных наук обучающихся на основе современных образовательных технологий и ресурсов.
Слайд 5. Для достижения поставленной цели сформулированы и решаются следующие задачи:
- разработка и апробация дополнительных конвергентно ориентированных программ нового поколения с применением технологий Soft skills и Hard skills;
- создание и расширение базы электронных методических и дидактических комплексов, ориентированных на инновационные подходы к организации научно-технического образования;
- внедрение педагогических технологий, позволяющих получать качественно новые образовательные результаты, соответствующие современным вызовам;
- создание сетевого пространства, в котором обучающийся приобретет успешный опыт интеллектуальной и творческой деятельности, необходимый для его дальнейшего развития и профессионального самоопределения.
На слайдах 6,7 представлено высокотехнологичное оборудование инженерной лаборатории.
Приобретение современного высокотехнологического оборудования потребовало от педагогов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ. В каждой из них был выделен образовательный модуль, предусматривающий использование этого оборудования на занятиях в инженерной лаборатории.
Слайд 8. В частности, в программах «Ракетомоделирование» (возраст обучающихся 10-14 лет) и «Космические конструкторы» (возраст обучающихся 7-9 лет)педагога Г.А. Серякина был выделен модуль под названием «Изготовление корпусов и деталей автоматики ракет, деталей механизмов с использованием фрезерных станков с ЧПУ, 3D-принтеров; техническое 3D –моделирование с использованием вычислительных мощностей инженерной лаборатории.
Слайд 9. В дополнительной программе «Биотехнологии и визуальная биология» - модуль «Использование автоматизированных систем саморегулирования в опытах по выращиванию растений в «Умных теплицах» Wi-Fi (возраст обучающихся 8-14 лет); моделирование и проведение биологических экспериментов с использованием компьютерной техники и 3D-моделирования»; модуль «Видеомонтаж и компьютерная обработка медиа материалов для презентации результатов проектной деятельности инженерной лаборатории» в программе «Медиасъемка» (возраст обучающихся 9-15 лет) разработаны педагогом К.А. Зариповой.
Слайд 10. Модуль «Использование интерактивных средств при обучении астрономии и космонавтике» по программам «Юный астроном» (возраст обучающихся 7-12 лет), «Космические разведчики» (возраст обучающихся 9-16 лет) и образовательный модуль «Конструирование и программирование с использованием робототехнического ресурсного набора LEGO-конструктора» по робототехнике (возраст обучающихся 9-16 лет), разработаны педагогом А.И.Григорьевой.
Слайд 11. Обновление содержания дополнительного образования детей, в свою очередь, потребовало от педагогов творческого поиска новых путей, связанных с интеграцией различных областей знаний, новых нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса.
В образовательном пространстве взаимодействия педагогов лаборатории, обучающихся и их родителей, реализуются вида интеграции: «внутренняя» и «внешняя». Предметом «внутренней интеграции», происходящей внутри образовательной организации, являются вышеперечисленные модули дополнительных общеобразовательных программ, нацеленных на конвергентный подход к изучению проблемы: «Природа, человек, техника, небо, космос». Предметом «внешней интеграции» являются сетевые взаимодействия с социальными партнерами ЦВР: Организация космических разведчиков; 35 лицей - образовательный центр «Галактика»; РСЦ «Скауты Татарстана»; Казанский научно-исследовательский технический университет - КАИ, Казанский федеральный университет; Институт медико-биологических проблем РАН; Центр молодежного инновационного творчества «Авиатор»; Научное шоу «Реальная астрономия»; Астрономическая обсерватория имени В. П. Энгельгардта.
Слайд 12. Так, в рамках сетевого взаимодействия с Организацией космических разведчиков для обучающихся инженерной лаборатории проводятся консультации специалистов в формате лабораторий Открытого космического университета, «Инструктор рассказывает», экскурсии, выездные экспедиции, симуляции.
Слайд 13. В частности, обучающимся была предоставлена возможность участвовать в Симуляциях космических полётов на Луну и Марс, осваивать основы теоретической и практической подготовки космонавтов.
Слайд 14. В рамках сетевого взаимодействия с Центром Аэрокосмического образования РТ, «Лицеем № 35» -образовательным центром «Галактика» организована подготовка обучающихся к чемпионату «Молодые профессионалы» (WS Russia Junior 14+) по компетенции «Инженерия космических систем».
Слайд 15. В рамках сетевого взаимодействия с институтом медико-биологических проблем РАН и институтом физики КФУ осуществляется подготовка и проведение экспериментов биологической направленности в процессе реализации интегрированного проекта «Оранжерея microLADA - 2» для участия в научно-практических конференциях.
Слайд 16. Основной технологией обучения в инженерной лаборатории выбрана технология нового типа в формате образовательного события. Для наглядности обоснование интегративных возможностей данной технологии представлено в виде облака тегов:
- в ходе реализации образовательного события используется технология проектного обучения;
- образовательное событие способствует интеграции ДООП;
- образовательное событие формирует эффективное пространство совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей;
- образовательное событие позволяет систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;
- образовательное событие способствует повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а учащегося - к обучению;
- образовательное событие развивает творческое отношение к собственной деятельности, дает возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;
- образовательное событие способствует успешной социализации личности.
Слайд 17. Образовательные события имеют самые разные форматы и уровни. Это могут быть конкурсы и игры, квесты и проекты, выставки и соревнования, чемпионаты и олимпиады, научно-практические конференции и научные чтения, симуляции космических полетов и экспедиции, лагеря и слеты различных уровней от городского до международного.
Слайд 18. На слайде схематично представлена организация деятельности обучающихся при подготовке к образовательным событиям. Это регулярные занятия и сборы по расписанию объединений в формате лабораторий Открытого космического университета. Учебный материал программ выстроен в соответствии с технологией «скаутский метод». Это обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых экипажах, в условиях, приближенных к реальной жизни, с применением технологий Hard Skills («твердые навыки»), способствующей формированию технически грамотных, трудолюбивых детей и подростков; и технологией Soft Skills («мягкие, гибкие навыки»), позволяющей вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой. За рамками расписания в свободное от основных дополнительных занятий время деятельность обучающихся организуется по трем направлениям: образовательное, туристическое и творческое.
Слайд 19. В процессе реализации дополнительных конвергентно ориентированных программ на базе инженерной лаборатории освоены и осваиваются такие новые конкурсные площадки, как:
- IX Международные специализированные выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018); «Машиностроение. Металлообработка, Сварка»;
- Международные юношеские научные чтения им. Сергея Павловича Королёва;
- I Международный фестиваль космодизайна в г.Троицк Проект «Дизайнерская коллекция украшений», выполненный Самигуллиной Дианой с использованием высокотехнологичного оборудования (3-D принтера и фрезерного станка с ЧПУ) под куроводством педагогов А.И. Григорьевой и Г.А.Серякина, занял 1 место. Коллекция состоит из 2-х частей: елочные украшения с изображениями астрономических символов планет и бижутерия для девочки по космической тематике;
-Всероссийская олимпиада научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие- 2018,2019,2020»;
-Всероссийская «Олимпиада кружкового движения НТИ. Junior;
-Всероссийский молодежный конкурс исследовательских работ и инженерных проектов «Космос», организованный госкорпорацией Роскосмос;
-Всероссийская проектная Онлайн – школа «КосмоПроекты»;
- Региональный Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia Junior 14+) по компетенции «Инженерия космических систем»;
-Республиканские этапы Всероссийских конкурсов «Юность России», «Созвездие» «Десятая муза», «24 bit»;
-Городской конкурс проектов по электронике «Знаток»;
- Городской конкурс видеороликов «Позитивный объектив» и другие.
Слайд 20. Эффективность реализации Гранта за три года (2017-2020г.г.) наглядно подтверждается растущей динамикой количества охвата детей ЦВР научно-техническим творчеством. Диаграммами представлена динамика количества победителей и призеров на мероприятиях городского, республиканского, всероссийского и международного уровней. По сравнению с 2016/2017 учебным годом, количество призеров образовательных событий всероссийского уровня составило только 2 чел., на международном уровне - 0. В основном, - это победители и призеры на мероприятиях городского и республиканского уровней. Начиная с 2017-2018 учебного года («стартап» инженерной лаборатории), прослеживается тенденция роста победителей и призеров образовательных событий более высоких уровней сложности - всероссийского и международного.
Слайд 21. Спасибо за внимание!