Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной  и технической направленностей»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г.Казань

 

«Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной  и технической направленностей»

 

Морозова Галина Николаевна

заведующая техническим отделом,

методист 1 квалификационной категории,

кандидат педагогических наук

 

Название материала: «Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной  и технической направленностей».
Раздел: Методические материалы.
Вид методической продукции: презентация.
Конкурсные материалы участвовали в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Современные методики» ЧОУ современный модульный центр «Развитие» в 2021 году; http://orangegiraf.ru/ 
 
         Слайд  1. Тема: Инженерная лаборатория как фактор интеграции дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной  и технической направленностей.
         Слайд 2. В соответствии с Дорожной картой  регионального модельного центра ДОД РТ в рамках реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в июне  2017 года временным творческим коллективом ЦВР Авиастроительного района г. Казань под руководством  директора В. В. Бугровой был разработан проект «Шаг в будущее - Киләчәккә адым». Успешная защита инновационного проекта позволила коллективу центра выиграть Грант МО и Н РТ в размере 1млн. руб.  на создание инженерной лаборатории на базе технического отдела и оснащение ее высокотехнологичным оборудованием, а также ЦВР получить статус «Муниципального опорного центра ДОД».
Слайд 3.Создание инженерной лаборатории создало предпосылки для интеграции дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей в образовательном пространстве ЦВР.
 Слайд 4. При создании лаборатории была определена  цель - обеспечение комплекса условий для развития одаренных в области инженерии и естественных наук обучающихся на основе современных образовательных технологий и ресурсов.
Слайд 5. Для достижения поставленной цели сформулированы и решаются следующие задачи:
-   разработка и апробация дополнительных конвергентно ориентированных программ нового поколения с применением технологий  Soft skills и Hard skills;
- создание и расширение базы электронных методических и дидактических комплексов, ориентированных на инновационные  подходы к организации научно-технического образования;
-  внедрение педагогических технологий, позволяющих получать качественно новые образовательные результаты, соответствующие современным вызовам;
-  создание сетевого пространства, в котором обучающийся приобретет успешный опыт интеллектуальной и творческой деятельности, необходимый для его дальнейшего развития и профессионального самоопределения.
         На слайдах 6,7 представлено высокотехнологичное оборудование инженерной лаборатории.
         Приобретение современного высокотехнологического оборудования потребовало  от педагогов обновления содержания дополнительных  общеобразовательных программ. В каждой из них был выделен образовательный модуль, предусматривающий использование этого оборудования на занятиях в инженерной лаборатории.
         Слайд 8. В частности, в  программах «Ракетомоделирование» (возраст обучающихся 10-14 лет) и «Космические конструкторы» (возраст обучающихся 7-9 лет)педагога Г.А. Серякина был выделен модуль под названием «Изготовление корпусов и деталей автоматики ракет, деталей механизмов с использованием фрезерных станков с ЧПУ, 3D-принтеров; техническое 3D –моделирование с использованием вычислительных мощностей инженерной лаборатории.
         Слайд 9. В  дополнительной программе «Биотехнологии и визуальная биология» - модуль «Использование автоматизированных систем саморегулирования в опытах по выращиванию растений в «Умных теплицах» Wi-Fi (возраст обучающихся 8-14 лет);  моделирование и проведение биологических экспериментов с использованием компьютерной техники и 3D-моделирования»;  модуль «Видеомонтаж и компьютерная обработка медиа материалов для презентации результатов проектной деятельности инженерной лаборатории» в программе «Медиасъемка» (возраст обучающихся 9-15 лет) разработаны педагогом К.А. Зариповой.
         Слайд 10. Модуль «Использование интерактивных средств при обучении астрономии и космонавтике»  по программам «Юный астроном» (возраст обучающихся 7-12 лет), «Космические разведчики» (возраст обучающихся 9-16 лет)    и образовательный модуль «Конструирование и программирование с использованием робототехнического ресурсного набора LEGO-конструктора» по робототехнике (возраст обучающихся 9-16 лет),  разработаны педагогом А.И.Григорьевой.       
         Слайд 11. Обновление содержания дополнительного образования детей, в свою очередь,  потребовало от педагогов творческого поиска новых путей, связанных с интеграцией различных областей знаний, новых нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса.
         В образовательном пространстве взаимодействия педагогов лаборатории,  обучающихся и их родителей, реализуются вида интеграции: «внутренняя» и «внешняя». Предметом «внутренней интеграции», происходящей внутри образовательной организации, являются вышеперечисленные модули дополнительных общеобразовательных  программ, нацеленных на конвергентный подход к изучению проблемы: «Природа, человек, техника, небо, космос». Предметом «внешней интеграции» являются сетевые взаимодействия с социальными партнерами ЦВР: Организация космических разведчиков; 35 лицей - образовательный центр «Галактика»; РСЦ «Скауты Татарстана»; Казанский научно-исследовательский технический университет - КАИ, Казанский  федеральный университет; Институт медико-биологических проблем РАН; Центр молодежного инновационного творчества «Авиатор»; Научное шоу «Реальная астрономия»; Астрономическая обсерватория имени В. П. Энгельгардта.
         Слайд 12. Так, в рамках сетевого взаимодействия с Организацией космических разведчиков для обучающихся инженерной лаборатории проводятся консультации специалистов в формате лабораторий Открытого космического университета, «Инструктор рассказывает», экскурсии, выездные экспедиции, симуляции.
         Слайд 13. В частности, обучающимся  была предоставлена возможность    участвовать  в Симуляциях космических полётов на Луну и  Марс, осваивать основы теоретической и практической подготовки космонавтов.
         Слайд 14. В рамках сетевого взаимодействия с Центром Аэрокосмического образования РТ, «Лицеем № 35» -образовательным центром «Галактика» организована подготовка обучающихся к чемпионату «Молодые профессионалы» (WS Russia Junior 14+) по компетенции «Инженерия космических систем».
         Слайд 15. В рамках сетевого взаимодействия с институтом медико-биологических проблем РАН и институтом физики КФУ осуществляется подготовка и проведение экспериментов биологической направленности в процессе реализации интегрированного проекта «Оранжерея microLADA - 2» для участия в научно-практических конференциях.
         Слайд 16. Основной технологией обучения в инженерной лаборатории выбрана технология нового типа в формате образовательного события. Для наглядности обоснование интегративных возможностей данной технологии представлено в виде облака тегов:
- в ходе реализации образовательного события используется технология проектного обучения;
- образовательное событие способствует интеграции ДООП;
- образовательное событие формирует эффективное пространство совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей;
- образовательное событие позволяет систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира;
- образовательное событие способствует повышению мотивации педагога к педагогической деятельности, а учащегося - к обучению;
- образовательное событие развивает творческое отношение к собственной деятельности, дает возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения;
- образовательное событие способствует успешной социализации личности.
         Слайд 17. Образовательные  события имеют самые разные форматы и уровни. Это  могут быть конкурсы и  игры, квесты и проекты, выставки и  соревнования, чемпионаты и олимпиады, научно-практические конференции и научные чтения, симуляции космических полетов и  экспедиции, лагеря и слеты различных уровней от городского до международного.
         Слайд 18. На  слайде схематично представлена организация деятельности обучающихся при подготовке к образовательным событиям. Это регулярные занятия и сборы по расписанию объединений  в формате лабораторий Открытого космического университета. Учебный  материал  программ выстроен в соответствии с технологией «скаутский метод». Это обучение в малых группах по 4-6 человек, так называемых экипажах, в условиях, приближенных к реальной жизни, с применением технологий Hard Skills («твердые навыки»), способствующей формированию технически грамотных, трудолюбивых детей и подростков;  и технологией Soft Skills («мягкие, гибкие навыки»), позволяющей вырабатывать умение работать в команде, чувство ответственности, устойчивость к неудачам, удовлетворенность работой. За рамками расписания в свободное от основных дополнительных занятий время деятельность обучающихся  организуется по трем направлениям: образовательное, туристическое и творческое.
         Слайд 19. В процессе  реализации  дополнительных конвергентно ориентированных программ на базе  инженерной лаборатории освоены  и осваиваются такие новые конкурсные площадки, как:
         - IX Международные специализированные выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2018); «Машиностроение. Металлообработка, Сварка»;
         - Международные юношеские научные чтения им. Сергея Павловича Королёва;
- I Международный фестиваль космодизайна в г.Троицк Проект «Дизайнерская коллекция украшений», выполненный Самигуллиной Дианой  с использованием высокотехнологичного оборудования  (3-D принтера и фрезерного станка с ЧПУ)    под куроводством педагогов А.И. Григорьевой и Г.А.Серякина, занял 1 место. Коллекция состоит из  2-х частей: елочные украшения с изображениями астрономических символов планет и бижутерия для девочки по космической тематике;
         -Всероссийская олимпиада научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие- 2018,2019,2020»;
         -Всероссийская «Олимпиада кружкового движения НТИ. Junior;
         -Всероссийский молодежный  конкурс исследовательских работ и инженерных проектов «Космос», организованный госкорпорацией Роскосмос;
         -Всероссийская проектная Онлайн – школа «КосмоПроекты»;
         -  Региональный Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia Junior 14+)  по компетенции «Инженерия космических систем»;
-Республиканские этапы Всероссийских конкурсов «Юность России», «Созвездие» «Десятая муза», «24 bit»;
         -Городской конкурс проектов по электронике «Знаток»;
         - Городской конкурс видеороликов «Позитивный объектив»  и другие.
         Слайд 20. Эффективность реализации Гранта за три года (2017-2020г.г.) наглядно подтверждается растущей динамикой количества охвата детей ЦВР научно-техническим творчеством. Диаграммами представлена динамика количества  победителей и призеров на мероприятиях городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.  По сравнению  с 2016/2017 учебным годом, количество призеров образовательных событий  всероссийского уровня составило только 2 чел., на международном уровне - 0. В основном,  - это победители и призеры  на мероприятиях городского и республиканского уровней. Начиная с 2017-2018  учебного года («стартап» инженерной лаборатории), прослеживается тенденция роста победителей и призеров образовательных событий более высоких  уровней сложности -  всероссийского и международного.
         Слайд 21. Спасибо за внимание!