Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Интегрированный урок (история и география)»

МБОУ СОШ №25 Воронежской области, г. Воронежа

Безрядина Светлана Николаевна, учитель географии

«Интегрированный урок (история и география)»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 9 КЛАССЕ (география и история)

ТЕМА: « Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно?!»

ЦЕЛЬ: доказать правомерность появления города на берегах Невы.

Хотя А.С.Пушкин считал появление Санкт-Петербурга закономерно, но, так ли это на самом деле?

ЗАДАЧИ:  Опираясь на пройденный материал на уроках географии и истории

проанализировать все факторы (природные, исторические) и тенденции появления города на берегах Невы;

выяснить что способствовало и препятствовало появлению города;

 учить обобщать и делать выводы;

формировать умение применять полученные знания на уроках разных дисциплин; 

формировать навыки отбора материала

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформировать четкий ответ «ГОРОДУ - БЫТЬ!» на основании размышлений и сопоставлении знаний, фактов, полученных ранее на уроках географии и истории.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЙ КОМПЛЕКС:

- физическая карта Ленинградской области

–контурные карты

- «Древнейшая карта устья Невы 1630-1640г.г.»

-в/фильмы: мультипликационный ролик о пути из «Варяг в греки», фрагменты о  петербургских наводнениях

-на доске выводы (пока прикрыты): 1.Природные условия 2.Географическое положение 3. История 4. Политика

- презентация

ФОРМА УРОКА: урок-размышление. Подготовительный этап к уроку: 1. заранее дать задание подобрать высказывания о городе, отрывки из литературы о суровой природе этого края; 2. доклад о влиянии природных условий на жизнь людей; Основные вопросы урока: 1. Что такое город. 2. Природные условия Невских земель. 3. Исторические условия. 4. Порубежный край.

ХОД УРОКА:

На доске тема: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно! ?»..

1Оргмомент (готовность, что на столе, как работаем)

 2.Вступительное слово учителя. Звучит отрывок из «Медного всадника» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася, бедный челн По ней стремился одиноко, По мшистым топким берегам Чернели избы здесь и там- Приют убогого чухонца. И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: «От сель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…»(стихи сопровождаются презентацией)

3.Изучение нового материала. (по ходу объяснения ребята заполняют карты; индивидуальные)

ГП (по карте) рассказ учителя

-берег р.Невы

-выход в Балтийское море

-связь с Европой

Вывод : в целом выгодное географическое положение.

Природа:

-климат (объяснение по слайду в сравнении с Воронежем температурный режим, осадки)  вывод очень влажный.

-к тому же существует большая опасность наводнений на Неве (демонстрация видео о наводнениях  на Неве)

- об атмосферных явлениях и их влиянии на жизнь, быт и здоровье людей.

В этом крае возможны туман, дымка, гололед, изморозь, гроза,град. Близкая к 100% относительная влажность воздуха в туманах способствует коррозии металлов, старению лако-красочных покрытий. Туманы опасны для здоровья людей т.к. в них содержатся выхлопные газы и вредные примеси. СПб занимает одно из 1-х мест в стране по заболеванию органов дыхания. Много бед приносит гололед и изморозь. Обледенение проводов, высотных сооружений, конструкций, образование ледяной корки на дорогах могут вывести из строя промышленные объекты, а так же вызвать травматизм людей. Дымка, туман, метель, осадки ухудшают видимость на дорогах, затрудняют морскую, речную навигацию, осложняют работу в порту, движение на автострадах. Бывают здесь и грозы, выпадает град, который приносит большие неприятности сельскому хозяйству.

Вывод о природе С-Петербурга.

Раздел «История»

Учитель: Славяне с древнейших времен проживали на этой территории. Археологические исследования свидетельствуют о появлении здесь славян в VI в., когда появляются племена кривичей, а затем в VIII  веке плена ильменских словен. Здесь же начиналась славянская часть древнего пути из «Варяг в греки». Демонстрируется ролик о пути. Затем идет работа с контурной картой, на которую наносится путь от моря до моря.

В XII – XIII веках на эти территории начинают претендовать сначала Ливонский орден, а затем покорившая ее Швеция. При Иване Грозном значительная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород  были утрачены в результате Ливонской войны. Русские восприняли это как утрату исконных земель, которые надо вернуть. Вопрос учащимся: Какая территория была утрачена в период Смуты? (восточная часть Карельского перешейка отошла к Швеции, которая получила наименование Ингерманландия).

С 1642 года административным центром Ингерманландии становится город Ниеншанц, который был основана в устье Невы (указывается на карте, сравнить с нынешним положением Санкт-Петербурга).

Обсуждаются с классом изученные события Северной войны. Что привело к завоеванию территории устья Невы? (1602 год взятие крепости Нотебург (Орешек) и в 1603 году крепости Ниеншанц).

Когда был основан город Санкт-Петербург?

Была ли эта территория новой для русского населения? (подвести к записи в карточку о том, что это были исконные русские земли).

Политика.

Учитель проводит обсуждение о причинах переноса столицы в Санкт-Петербург?

Давайте вспомним детство Петра I. С какими событиями связана его жизнь в Москве? (стрелецкие бунты, узурпация власти Софьей Алексеевной, погромы и убийства его родственников по матери).

Доверял ли царь московским боярам? (нет)

Подвести к выводу о том, что перенос столицы был волей царя, желанием разрушить старую политическую элиту.

Рассматривается план Петербурга петровским времен. Учитель говорит, что Петр строил город по европейскому образцу, желая не только подражать, но и показать близость России к Европе, тем самым наладить дипломатические контакты. Как Вы считаете, выгодно ли было для развития страны налаживать торговлю? (Да, записать в карточку).

Но какую угрозу создает нахождение столицы у границы государства? Когда Санкт –Петербург пострадал от своего положения? (ученики говорят о событиях Великой Отечественной войны, блокаде). Положительно ли это для основания города? Подвести к выводу о негативности этого фактора.

Сняла ли победа в Северной войне угрозу нападения полностью? (Да)

4. Обобщение:

Учитель: Мы с Вами рассмотрели разные факторы, влиявшие на появление города. Давайте проверим заполнение индивидуальных карточек. Ученики в презентации видят критерии оценивания, а затем проверяют верность заполнения индивидуальных карточек.

5. Домашнее задание: Найдите информацию о городах, которые также появились вопреки природным условиям, но стали крупными городскими центрами.

6. Вывод: Так что же мы должны поставить в конце фразы  Пушкина? Сформулируйте правильный ответ с точки зрения истории и географии.

Учитель: Природа как биосферная сила была против, но природа человека позволила основать здесь город, который стал жемчужиной и украшением нашей культуры.