Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, Лето долгожданное!»
19.05.2024 г.
Всероссийский конкурс патриотического рисунка «Краски моей России!»
19.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
18.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
17.05.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню России «Россия - в этом слове огонь и сила!»

интегрированный урок

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В.Брюсов Тема урока: «Цветная музыка стиха…» Цель: Формирование интереса к изучению русского языка и литературы, развитие познавательных способностей и творческого мышления школь-ников. Задачи: предметные: 1) Познакомить учащихся с понятиями звукописи, аллитерации и ассо-нанса; 2) Формировать умение анализировать стихотворный текст, навыки анализа и оценки языковых фактов; метапредметные: 1) формировать позитивную мотивацию и способствовать росту ин-тереса учащихся к учебной деятельности; 2) развивать познавательные способности и побуждать к творчеству; 3) познакомить учащихся с произведениями русской культуры: сти-хотворениями А. Тарковского, С. Есенина, картинами В. Сурико-ва; личностные: 1) патриотическое воспитание школьников через формирование у них осознания собственной принадлежности к великой русской культуре; 2) формирование потребности в самообразовании; 3) формирование умения работать в коллективе: воспитание толе-рантности к чужому мнению, навыка ведения диалога. Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (прило-жения), презентация. Ход урока № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организа-ционный момент Слайд №1 Настрой на урок. Учитель проговаривает, что на уроке учащиеся сидят по микро-группам. Выбор микро-групп осуществлен до нача-ла урока: учащимся были розданы цветные билеты. В соответствии с цветом вы-павшего билета ученик са-дится в определенную груп-пу. Рассаживание по местам в микрогруппе. Демон-страция готовности к уроку 2 Мотивация учащихся. Целепола-гание. Слайд №2 1) Слово учителя: Мы с вами живем в мире звуков. Прослушайте две аудиозаписи (звуки весенне-го леса и звуки боевых дей-ствий). Перед каждым из вас лежит лист бумаги (прило-жение №1), поделенный по-полам, и цветные мелки. По ходу слушания я прошу вас закрасить половину страни-цы тем цветом, который, как вам кажется, более подходит к первому звуковому фраг-менту, а вторую половину – цветом, ассоциирующимся со второй аудиозаписью. Слушание, раскрашива-ние. Слайд №3 Учитель предлагает уча-щимся сделать вывод: поче-му именно такие краски они выбрали. Слайд №4 Показывают свои рисун-ки друг другу в группе и поясняют выбор красок для своих работ, готовят одного выступающего от группы: определенные звуки ассоциируются у нас с определенными красками: звуки леса – с яркими, радостными, звуки боевых действий – с темными, хмурыми то-нами. Слайд №5 Учитель задает наводящий вопрос: А как вы думаете: это будет относиться и к звукам речи, звучащим словам? Учащиеся пытаются ана-лизировать звуки снача-ла в группах, а затем дают общий ответ от группы. Возможны две версии ответов: 1) звуки речи не имеют цветовых ассоциаций, так как не обладают са-мостоятельным значени-ем; 2) звуки речи и звучащие слова могут вызывать у нас цветовые ассоциа-ции, например, звук А – это что-то светлое, ра-достное; звук Ш соответ-ствует тихим, шурша-щим звукам, которые ас-социируются с ночью, а значит темными или се-рыми красками Учитель: А вам интересно, какое из мнений ближе к истине? По-пробуем разобраться. Мо-жет быть, это поможет нам научиться не только анали-зировать и обобщать языко-вые факты, но и писать свои творческие работы. 3 Экспери-мент Слайд №6 Учитель: Для начала проведем экспе-римент. Перед вами прило-жение №2. На листе белой бумаги вы видите шесть гласных звуков: Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик напи-саны названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. За-дание для всех одинаковое: напишите под буквами, в ка-кой из шести цветов, по ва-шему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад. Учащиеся подписывают цвета под звуками. Озвучивают результаты без пояснений в своей группе. Результаты с большой долей вероят-ности будут примерно следующими: А – красный И – синий О – желтый (или белый) Ы – черный Е – зеленый У – белый (или желтый, или синий). Учитель: К какому же выводу мы приходим? Слайд №7 После того, как учащиеся делают вывод, учитель об-ращает их к приложению №3 с результатами экспери-ментов по измерениям зна-чимости гласных по цвето-вым шкалам, проводимых в разных группах и с привле-чением компьютера. Учащиеся делают вывод от группы, что гласные звуки речи в нашем вос-приятии вполне опреде-ленно и в основном для всех одинаково окраше-ны, хотя мы зачастую этого и не осознаем. 4 Звуко-цветовой анализ име-ни Теперь, когда вы убедились в том, что звучащее слово имеет свой звуковой узор, попробуйте изобразить в цвете свои фамилию, имя, отчество. Учащиеся закрашивают лист в соответствии с цветовыми обозначения-ми звуков из приложе-ния №3. Оформляется импровизированная вы-ставка имен класса. 5 Звуко-цветовой анализ сти-хотворения Учитель: В поэтических произведени-ях содержательность звуков речи используется как осо-бое изобразительно-выразительное средство, помогающее теснее слить форму с содержанием, вы-разить содержание ярче, полнее. Слайд №8 Читается отрывок из стихо-творения А. Тарковского «Петровские казни». Дается задание учащимся нарисо-вать в цвете свои ощущения от прослушанного стихо-творения. Учащиеся слушают сти-хотворение, рисуют свои ощущения. Учитель: Почему именно такие краски вы выбрали для своего ри-сунка? Учащиеся говорят, что стихотворение о казни, поэтому вызывает нега-тивные эмоции, отсюда и краски: красные (в цвет крови), черные (цвет плахи, площади) Учитель: А теперь попытайтесь нари-совать картину в соответ-ствии с цвето-звуковым ана-лизом стихотворения (при-ложение №3). Повторение каких звуков замечено вами? После того, как учащиеся отмечают повторение опре-деленных звуков в стихо-творении, учитель помогает учащимся сделать вывод, что определенным образом повторяющиеся звуки – осо-бое средство выразительно-сти. Учащиеся готовят кол-лективный рисунок, за-тем показывают его всем группам. Отмечают, что в стихотворении повто-ряются гласные звуки: А, О, И - и согласные звуки: Р, Л, шипящие. 6 Итог урока Слайд №9 Учитель показывает компь-ютерную версию цвето-звукового анализа стихо-творения и репродукцию картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», просит сопоставить картины и сде-лать вывод. Слайд №10 Слайд №11 Учащиеся замечают, что цветовое решение на двух изображениях сходно. Трудно пове-рить, но поэт не только словами вызывает то же горькое и трагическое чувство, что и художник образами, но и звуками, которые ассоциируются у нас с определенным настроением. Кроме то-го, мы убедились, что определенным образом повторяющиеся звуки – особые средства вырази-тельности. Слайд №12 Учитель: Такие средства выразитель-ности называются звукопи-сью, аллитерацией и ассо-нансом. Запишите в своих тетрадях названия этих средств, потому что вы по-лучите на дом задание найти их определения в словаре литературоведческих терми-нов. Учащиеся записывают термины в тетрадь. 7 Домашнее задание Слайд №13 Попробуйте проанализиро-вать стихотворение С. Есе-нина «Отговорила роща зо-лотая…» с помощью цвето-звукового анализа. Как цве-том показано настроение по-эта? Совпадает ли ваше вос-приятие стихотворения с цветовой ассоциацией? Найти в словаре литерату-роведческих терминов опре-деления звукописи, аллите-рации и ассонанса Учащиеся записывают задание в дневники 8 Рефлексия Слайд №14 Учитель: А теперь подведем итог уро-ка с использованием освоен-ной сегодня методики цвето-вого анализа. У каждого из вас на столе лежит лепесток неизвестного цветка. Ваша задача – раскрасить свой лепесток тем цветом, кото-рым вы бы могли оценить свое настроение на уроке и степень интереса к изучен-ному материалу. После раскрашивания ле-пестков на доске вокруг сердцевины, которую рас-крашивает учитель, «соби-рается» общий цветок – наглядный итог урока. Учитель: И в заключении, глядя на наш цветок, давайте приду-маем ему название, зная уже об определенных цветовых закономерностях звуков. Учащиеся раскрашивают свои лепестки, затем прикрепляют их к серд-цевине, раскрашенной учителем. Придумывают название цветку, которое опреде-ляется путем открытого голосования за предло-женные варианты. Список литературы и электронных ресурсов: 1. А.П.Журавлев. ЗВУК И СМЫСЛ: Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов - Издание 2-е, исправленное и допол-ненное.- МОСКВА "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1991. 2. А. П. Журавлёв «Диалог с компьютером» - «Молодая гвардия», 1987 год. 3. edugalaxy.intel.ru 4. http://zvukocvet.ru/about/o-zvukocvetovom-analize.html ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ЗВУКИ ВЕСЕННЕГО ЛЕСА ЗВУКИ ВОЙНЫ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 красный черный синий желтый зеленый белый Е О Ы У И А ПРИЛОЖЕНИЕ №3 А – густо красный Я – ярко-красный О – светло-желтый или белый Е – зеленый Е – желто-зеленый Э – зеленоватый И – синий Й – синеватый У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно-коричневый, черный Р – темно-красный МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ А. Тарковский. «Петровские казни» Передо мною плаха На площади встает, Червонная рубаха Забыться не дает. По лугу волю славить С косой идет косарь. Идет Москву кровавить Московский государь. О ЗВУКОЦВЕТОВОМ АНАЛИЗЕ "Я взвесил звук, измерил и расчислил В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык…" (А. Журавлев) 1. "Звук + цвет"? Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки ви-дел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в кото-ром так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий: тайну их скажу я в свой черед… Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий линг-вист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представ-ляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги. Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые зву-коцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А воз-можно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На эти вопросы давались раз-ные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. 2. Общие положения теории Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия. Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту об-ласть наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экс-периментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллек-том, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное ре-шение, а когда каверзно подталкивают нас в тупик? Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее? Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полу-ченного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Тех-ника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т.п. Многие такие эксперименты с тысячами информантов показали, что в по-давляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере глас-ные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называ-ют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получа-ется, что она солнечная. Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорны-ми для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соот-ветствия именно главным цветам оказались наиболее четкими? Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия глав-ных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наибо-лее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий, зелёный. Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками си-него цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо распола-гается между жёлтой О и зелёной Е. Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая, желто-зеленая. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают са-мые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная. Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звуко-буква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать. Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреп-лены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах по-казывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллектив-ным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экс-периментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой опреде-лённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цветовые оттенки предметов, но это не значит, что окраски предме-тов не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласо-ванно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознает. Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: Звукобуква Цветовая ассоциация А густо-красный, темно-красный Я ярко-красный, алый О светло-жёлтый, белый Е зеленый Ё желто-зеленый И синий Й синий, оттенки синего У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю голубой, оттенки циан Ы темный, темно-коричневый, чёрный Э серая, не ясная буква, исключена из анализа 3. Реализация теории в поэтических текстах Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том слу-чае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, крас-ных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо си-него будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зеленого - нагне-танием Е, Ё и т.д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических под-счётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов по-этического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообра-зием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессив-но-образному смыслу произведений. Судите сами. У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от кар-тины В. Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тём-ные, мрачные У, Ы, не так ли? Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действи-тельно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на ма-шинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь. В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Так как Ё, Я, Ю, Й свя-зываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встреча-ются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количе-ство разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэто-му количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовыва-ется к И. Подсчитывается также количество всех букв (величина N). Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотво-рения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного текста. Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистиче-скими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотно-стей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются. Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s=0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я. Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с пре-вышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тём-ные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы. Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. Александр Блок Гамаюн, птица вещая На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только пора-жаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков. Виктор Михайлович Васнецов, «Гамаюн», 1897 г. Виктор Михайлович Васнецов, «Гамаюн», 1897 г. Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответ-ствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов. Звукоцвет в поэзии: Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет О+Ё/2 А+Я Е+Ё/2 И+Й/2 У+Ю Ы Александр Блок Гамаюн, птица вещая -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 темно-красный, тем-ный сине-зеленый Сергей Есенин Отговорила роща золотая 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 жёлтый, зелёный Выткался на озере алый свет зари -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный, тёмный сине-зелёный Воздух прозрачный и синий -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий Зеленая прическа -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29 зеленый, тёмный сине-зеленый Арсений Тарковский Перед листопадом 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный Синицы -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий Сирени вы, сирени 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зеленый Дождь 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный, сине-зеленый Петровские казни -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый Пускай простит меня Винсент Ван Гог 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёл-тый, тёмно-синий Андрей Вознесенский Васильки Шагала -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый Пожар в архитектурном институте 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий Сирень «Москва-Варшава» -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зеленый Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности зву-коцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его сти-хотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается яв-ное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с сине-вой гамма звукоцветовых соответствий. 4. Вместо заключения Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Ну, а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэти-ческой речи. По материалам книги А. Журавлёва «Диалог с компьютером». «Молодая гвардия», 1987 год.