Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Автор: Куртасова Мария Викторовна

педагог дополнительного образования

педагог I квалификационной категории

 

г. Севастополь

2022 год

 

 

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей - важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Дополнительное образование социально востребовано.

Специфика дополнительного образования детей в том, что оно не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.

Педагогу дополнительного образования на занятиях особенно необходимо поддерживать у детей интерес, вызывать радость, восторг, восхищение.

Сделать занятия интересными, увлекательными и запоминающимися помогает интеграция различных образовательных областей в процессе работы на занятии.

Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям детских дошкольных учреждений, а также учителям начальной школы при проведении воспитательной работы.

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируются основы нравственных позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Природная любознательность и интерес естественны для ребенка, окружающий мир природы эмоционально воздействует на него, вызывает восхищение, удивление. Поэтому так важно именно в этом возрасте дать представление о многообразии живых организмов, населяющих нашу планету, воспитывать уважение и гуманное отношение к любому живому существу, развивать наблюдательность, учить малыша видеть красоту природы, беречь ее.

Формирование экологической культуры включает в себя:

- развитие экологического сознания (системы моральных принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, их соблюдение);

- экологической грамотности (знаний в области экологии, биологии и охраны природы);

- развитие экологической деятельности (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за животными и растениями, по охране природы, экологические поступки, поведение, участие в экологических акциях).

В настоящее время экологическое воспитание является приоритетным направлением и имеет особую актуальность. Экологическое образование способствует не только развитию знаний и умений, но и воспитывает: формируются качества личности, черты характера, склонности и интересы, развиваются гуманные чувства, дети получают положительный опыт общения с природой.

Для современной системы образования характерен новый подход к организации образовательно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования, реализующийся в построении новой модели деятельности, в которой общее и дополнительное образование являются равноправными, взаимодополняющими компонентами, образуя целостный образовательный процесс, ориентированный на всестороннее гармоничное развитие личности, социализацию, удовлетворение образовательных потребностей. Дополнительные образовательные программыреализуются как самостоятельно организацией дополнительного образования, так и посредством сетевых форм реализации, что позволяет привлекать ресурсы нескольких организаций в целях развития и воспитания детей. Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяет создать единую учебно-воспитательную среду жизнедеятельности ребенка, насыщенную разнообразными ситуациями, где каждый дошкольник в соответствии со своими интересами и склонностями приобретает опыт успешной творческой деятельности.

В детском саду проводится работа по экологическому воспитанию дошкольников. Здесь возникает естественное сотрудничество и обоюдная заинтересованность в результатах обучения и воспитания детей воспитателей и педагогов дополнительного образования. Занятия в объединении дополнительного образования естественно-научной направленности способствуют формированию социально значимых умений и нравственных качеств личности, приобщают ребят к экологической культуре, оказывают комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствуя, таким образом, всестороннему развитию личности дошкольника, его индивидуальности. Ранее обучение иностранному языку развивает речь, мышление, память, общий кругозор детей, что облегчает усвоение программы детского сада.

С другой стороны, в детском дошкольном учреждении проводятся различные формы работы, на которые педагог дополнительного образования может опираться и использовать: наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями, изготовление поделок и аппликаций из природных материалов и прочее. Воспитанники подготовительных групп детского сада упражняются в определении состояния погоды. Со своей стороны, на занятиях в объединении дети не только обращают внимание на изменения погоды, закрепляют известные им понятия, но и учатся называть времена года и явления погоды по-английски.

Кроме того, детское дошкольное учреждение имеет развитую базу по развитию экологической культуры, которая может быть использована педагогом дополнительного образования. Например, в каждой группе есть уголок живых растений, на которые педагог может обращать внимание ребят как на занятии, так и в процессе живого общения, акцентируя внимание на росте, развитии, изменении, отмечая успехи ребят в уходе за растениями.

Воспитывать интерес к окружающему миру можно не только на занятии в группе. Во время прогулки с воспитателем на площадке педагог дополнительного образования может выйти к воспитанникам – такое общение особенно ценно и не занимает много времени. Дети радуются неожиданным встречам, стремятся рассказать все то, что их волнует, поделиться впечатлениями от увиденного, замеченного, обнаруженного в природе во время прогулки, показать свои энциклопедии о животных. Здесь, на площадке у педагога есть возможность реализовать принцип неразрывной связи теории с практикой: понаблюдать с ребятами за прилетевшей птицей, отметить красивую кормушку, весной рассмотреть муравьев, подкормить их крошками или конфетой, полюбоваться распустившимися цветами, деревьями, их развитием. Такие наблюдения осуществляются незаметно, незатейливо, но в результате развивают любознательность, формируют у детей потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Таким образом, работа двух организаций в данном направлении дополняет друг друга.

В работе по экологическому образованию и воспитанию необходимо использовать интегрированный подход, направленный на развитие личности дошкольника, его познавательных и творческих способностей.

Интеграция (лат. «целый») – есть объединение, воссоединение, восполнение частей в целое, их взаимопроникновение и взаимодействие.

Интеграция обучения – это переход от дифференцированного образа действительности к целому на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей.

В педагогической науке «интеграция в сфере образования» определяется как условие и средство достижения целостности мышления.

Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяя достигнуть целостного восприятия обучающимися.

Таким образом, интеграция как процесс и результат объединения знаний и способов познания действительности способствует целостному восприятию окружающего мира, что ведет к качественно новому типу знаний. При этом задача состоит не столько в том, чтобы ускорить развитие ребенка, сколько в создании условий для максимального раскрытия способностей и возрастных возможностей.

Интегрированный подход предполагает «экологизацию» различных видов деятельности детей: взаимосвязь занятий, дидактических и подвижных игр, наблюдений в природе, экскурсий, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, организации самостоятельной деятельности детей.

В результате интеграции помимо обязательных занятий в дошкольном образовательном учреждении детям и их родителям предлагаются дополнительные образовательные услуги: английский язык, изобразительная деятельность и т.д.

Среди причин в потребности интеграции различных образовательных областей можно выделить следующие:

- окружающим мир познается ребенком в единстве и многообразии, а разделы образовательной программы часто дробят его на раздельные части, не давая представления о целом явлении;

- интеграция образовательных областей способствует развитию активного познавательного потенциала ребенка, развитию его мышления, речи;

- нестандартная форма подачи материала интегрированных занятий вызывает оживление и интерес, способствует снятию напряжения и утомления;

- интеграция как форма интересной творческой работы дает возможность педагогу к самовыражению, постоянной творческой деятельности, активному поиску новых интересных форм подачи материала.

 

Отметим, что методика проведения занятий в творческих объединениях с использованием интегрированного подхода имеет свои особенности – на занятиях используются различные образовательные технологии, наиболее эффективными из которых являются:

- сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, классификация;

- проблемные вопросы, совместные открытия, эвристическая деятельность;

- различные речевые дидактические игры, активизация словарного запаса, задания типа «доскажи», «объясни», воспитание чувства уверенности в своих силах;

Для интегрированных занятий свойственна смешанная структура, позволяющая по-разному организовывать содержание и строить части занятия разными способами.

Формами проведения занятий могут быть:

- учебно-игровая деятельность: путешествия, исследования;

- наглядно-практические методы: наблюдения, элементарные опыты, экскурсии, игровые проблемные ситуации;

- игры: дидактические, подвижные, словесные;

Важно, чтоб формы проведения занятий вовлекали детей в решение проблемно-поисковых задач, активизировали их познавательные интересы, стимулировали умственную деятельность, стремление к усвоению новых знаний и способствовали развитию самоконтроля и самоорганизации. Кроме того, в процессе занятий следует опираться на имеющийся личный опыт дошкольников,занятия должны расширять и углублять имеющиеся представления, осуществлять принцип доступности, связи с повседневной жизнедеятельностью ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, использовать наглядность, производить постоянную смену деятельности.

Основные приемы работы:

- Близость, доступность, понятность

- Образность, простота

- Поисковая деятельность: развитие умения думать, находить ответы путем рассуждения, обращение внимания на детали

- Задействование всех органов восприятия: слух, зрительное восприятие, тактильные ощущения, движения и имитации

- Многократное повторение, постепенное усложнение и повторение образовательного материала

- Практическая деятельность и деятельностное отношение

- Воспитательные беседы, использование контрольных вопросов, контроль усвоения знаний

- Наблюдение

- Развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного

- Комплексный подход

Близость, доступность, понятность

Использование ближайшего природного окружения: все, что окружает ребенка, близко, понятно и доступно ему, все то, что он может наблюдать и с чем сталкиваться практически каждый день. Раскрытие содержания изучаемого материала предпочтительнее строить от близкого и хорошо известного к далекому новому.

Многоразовое, но с разным содержанием, обращение к одному объекту, постепенное усложнение и повторение образовательного материала

Такой прием работы формирует у детей устойчивый познавательный интерес, позволяет вглядеться, рассмотреть, казалось бы, знакомое с новой, еще неизвестной стороны, приучает ребят к наблюдательности, развивает потребность самостоятельно наблюдать явления окружающего мира.

Образность

Детям дошкольного возраста свойственна образность мышления. В процессе занятия педагог дополнительного образования использует простой язык, образы. Как объяснить малышам величины в процессе экологического образования? Например, толщина шкуры носорога шириной с мизинчик, длина его рога иногда размером с наших ребят; длина анаконды – от стены до стены в группе, а жираф такой высокий, что может заглянуть в музыкальный зал, стоя на земле. Использование образов и внимания к деталям помогает более прочным усвоениям знаний, лучшему запоминанию материала. Например, знакомясь с водоплавающими птицами, педагог обращает внимание на приплюснутый клювик, а у хищных – на крючковатый клюв, далее задаются вопросами для чего же природа подарила им именно такую форму клювов. Путем рассуждений и вопросов педагога ребята сами находят ответы – это их личное открытие, вызывающее удивление и восторг, которое они обязательно запомнят надолго. Так воспитанники не просто узнают от педагога, но сами открывают для себя важное знание: в природе все разумно, природа любит всех одинаково, нет в природе плохих и хороших, а есть важная роль и польза каждого.

Поисковая деятельность: развитие умения думать, находить ответы путем рассуждения

Обращение внимания на детали, на особенности жизни, совсем, казалось бы, известных животных:«Почему же все-таки медведь и еж впадают в спячку, если они – животные всеядные, к тому же один большой, другой маленький». Или зачем природа подарила такие большие уши африканскому слону. Дети в процессе такой работы не просто воспринимают новые интересные знания, но становятся активными исследователями, выдвигают гипотезы, совершают удивительные открытия, восхищаются мудростью природы, разумностью устройства всего живого.

Задействование всех органов восприятия

Задействование всех органов восприятия способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повторяющееся сенсорное обследование предметов является для дошкольников одним из основных видов деятельности. Для дошкольников естественно познавать окружающий мир, ощупывая, трогая, нюхая, проводя различные манипуляции с предметами.

- слух: слова и материал, звуки голосов животных, спокойный тон и замедленный темп речи педагога;

- зрительное восприятие: наглядность (демонстрационные карточки, картинки, презентации);

- тактильные ощущения (при изучении темы «Птицы» рассматривание и ощупывание перышка, обращение внимания на его прозрачность помогает дошкольникам наглядным образом прийти к выводу о том, что полые перья позволяют птицам летать)

- движения и имитации (это не только имитация повадок животных, произносимых ими звуков, но в первую очередь показ особенностей строения: ручками показать рога лося, похожие на растопыренные ладошки, у оленя – на веточки деревьев; лапа медведя – как ладонь у папы; язык жирафа – полметра – от локтя до кончиков пальцев; показ особенностей хищных птиц (показ крючковатого клюва, прикосновение к запястью при разговоре о когтистых лапах, имитация взмахов мощных крыльев – и обязательное проговаривание о том, зачем каждый признак необходим).

Практическая деятельность и деятельностное отношение

Для гуманного отношения к природе и ее обитателем важно не только давать детям знания, но и включать их в посильную практическую деятельность. Деятельностное отношение способствует формированию навыков по уходу за питомцами, зимующими птицами, растениями. В детском дошкольном учреждении созданы условия для постоянного общения детей с природой: забота о комнатных растениях, уголке живой природы, посильная работа на участке детского сада, разбитие цветника, полив растений, пополнение кормушки и прочее. К практической деятельности также относятся игры с природными материалами на прогулке, в процессе которых дети узнают о свойствах воды, песка, плодов, листьев. Формой природоохранных акций может быть посадка растений с родителями.

Воспитательные беседы, использование контрольных вопросов, контроль усвоения знаний

В процессе занятий педагог дополнительного образования проводит краткие воспитательные беседы, совместно делаются выводы. Например, после демонстрации видеофрагмента «Гиены» из серии «Ребятам о зверятах» можно подвести ребят к мысли о том, что ссориться нехорошо: детеныши гиен сначала дрались и кусались, но повзрослев, стали дружить и помогать друг другу; естественно, на гиен воспитанники походить не хотят – теперь у них есть не абстрактное нравоучение взрослого, а четкий и понятный по возрасту образ. Реализуя духовно-нравственное воспитание. Формируя бережное и заботливое отношение к окружающему миру, только говорить о том, чего делать нельзя, мало. Важно, чтобы дети поняли, что конкретно они сами могут сделать для сохранения природы и ее обитателей, сами могли ответить на вопрос «Что могу сделать я?». Такая форма работы способствует воспитанию сострадания и сочувствия, постепенному формированию эмоционального запрета на действия, которые могут причинить боль живому существу.

Использование контрольных вопросов помогает детям глубже понять и прочувствовать предлагаемую ситуацию, делать сознательный выбор. Например, рассматривая могучего слона, восхищаясь его красотой и силой, говорили о том какие слоны умные и какая у них хорошая память, что у них тоже есть детеныши, что многих слонов уничтожали браконьеры ради наживы, безделушек. Описывая красивые изделия из слоновой кости, педагог задает контрольный вопрос: «Кто хотел бы иметь такое красивое украшение?». И все-равно кто-то поднимает руку. Украшение красивое, но стоит ли, к примеру, эта заколка того, что ради нее убили прекрасное животное? И вот в этот момент происходит действительная внутренняя работа и личное решение – нет, тогда мне такое не надо. И ребята с педагогом приходят к выводу о том, что можно выбрать в виде украшения, например, минерал, а животные пусть живут – это наши соседи по планете. В результате таких незатейливых беседобщение становится более открытым и доверительным, дети учатся формулировать и выражать свое мнение, сами принимают решение беречь природу, ведь теперь это не абстрактная далекая теория, а близкое и понятное, эмоционально окрашенное. Связать же теорию с практикой, включить детей в практическую деятельность, объединяя экологическое сознание и поведение, помогает использование ближайшего природного окружения.

Наблюдение

Наблюдение является специально организованной деятельностью, планомерным восприятием воспитанниками объектов окружающего мира. Целью наблюдения является усвоение знаний: установление внешнего вида, свойств и качеств предметов и явлений, причин изменений в жизни растений и животных. В дошкольном учреждении проводятся циклы наблюдений за ростом и развитием растений (мини-огород на окне, наблюдение за раскрытием почек на ветке дерева в вазе), наблюдения за птицами, особенностями их внешнего облика и поведения, систематические наблюдения за погодой и сезонными явлениями, ведение календаря и изготовление рисунков, отражающих изменения в природе, наблюдения по сравнению (рыб, птиц, животных, в процессе которых дети учатся выделять их сходства и отличия). Педагог дополнительного образования может в своей деятельности опираться на указанные формы работы, расширять и дополнять их.

Развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного

Созерцание природы в процессе наблюдений, рассматривание работ пейзажистов, обращение внимания на строение животных, черты приспособленности к условиям обитания, воспитывает в детях восхищение перед удивительным чудом жизни.

В работе следует использовать материал, близкий и понятный детям, доступные возрасту формы. Экологическое образование дошкольников включает в себя следующие компоненты:

1. Детская художественная литература.

Особое внимание следует уделять прочтению художественной литературе о природе и животных. Это произведения В. Бианки, М. Пришвина, Л. Толстого, Р. Киплинга, русские анималистические сказки и пр. Важно после прочтения провести с ребятами беседу, задать вопросы, помогающие глубже понять смысл произведения

2. Аудиозаписи голосов обитателей планеты («Чей голосок»)

3. Видеофрагменты о животных, фрагменты мультфильмов

Данная форма работы близка детям, позволяет закрепить материал в интересной форме.

4. Эксперименты и опыты

Познание в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенку свойственно стремление к активной исследовательской деятельности, реализовать и развивать которую помогают простейшие эксперименты, такие как выращивание лука на подоконнике, наблюдение за тремя состояниями воды и пр. Во время прогулок, экскурсий, расширяя свой кругозор, дети учатся взаимодействовать с природой, погодно-климатическими факторами.

5. Творческая деятельность

Разнообразная деятельность реализует потенциал личности, раскрывает возможности и творческие проявления. Крое того, творческая деятельность, как например, рисование животных, птиц, насекомых, рыб является отличным способом закрепить знания или проконтролировать их усвоение. Создание коллективных творческих работ способствует эмоционально-положительному, открытому общению, укреплению дружеских отношений между детьми в группе.

6. Наглядность

В процессе работы педагоги пользуются презентациями, активно работают с демонстрационным материалом. Наглядный материал также постоянно используется в процессе дидактических игр. Такие формы как викторины, загадки, творческие задания позволяют разнообразить занятия, удерживать интерес дошкольников.

7. Игровые формы обучения

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок, незаметно для себя, приобретает знания, учится мыслить и творить, применять знания на практике, пользоваться ими в разных условиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, не замечает того, что в это время он учится. Игры и игровые элементы помогают сделать занятия интересными, увлекательными, запоминающимися, придают занятиям эмоциональную окраску, формируют устойчивый интерес к изучению материала, позволяют развивать личностные положительные качества и облегчают восприятие знаний.

Использование игры как одного из приемов обучения делает учебный процесс ближе, доступнее детям, содействуя их всестороннему развитию.

Развивающие игры являются эффективным средством экологического воспитания. Через игру дети знакомятся с окружающим миром, учатся взаимодействию с природой.

Игры подходят ко всем занятиям и видам обучения. Игры могут быть использованы при введение нового материала и его закреплении, активизации лексики.Игры помогают развивать положительные эмоции и симпатию к обитателям планеты, к природе. С помощью игр можно закреплять полученные о природе представления, тренироваться в их использовании.Могут быть использованы различные виды игр: дидактические (словесные и с карточками), подвижные, соревновательные, имитационные, игры с перевоплощением.

8. Игровые обучающие ситуации

Использование игрушек-аналогов, кукол-персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, различных вариантов игр в путешествия вызывают переживания детей, позволяют детям в игровой форме усваивать знания о природе, развивает умственную активность и самостоятельность. Детские психологи рассматривают игровую деятельность ребенка как моделирование поведения взрослых в силу невозможности включиться в реальный процесс деятельности. «Для ребенка, на этой стадии его развития еще не существует отвлеченного созерцательного познания, и потому осознание выступает прежде всего в форме действия…»1.

9. Оформление выставок, уголков достижений

В детском дошкольном образовательном учреждении распространены такие формы как оформление группы картинами с изображениями различных животных, растений, мини-макетами по темам экологической направленности («Обитатели морей», «Животные нашего леса» и пр.), оформление стендов с фотографиями, на которых дети трудятся (Панорама добрых дел, Фотоконкурсы о природе), папок-передвижек экологической направленности, выставки поделок из природного или бросового материала. Для творческого объединения дополнительного образования удачной формой работы может быть оформление стенда с достижениями учащихся, фотостендов, лепбуков, использование различных электронных образовательных технологий, создание и ведение группы в социальной сети, отражающей жизнь творческого объединения. Данные формы работы также способствуют сближению с родителями воспитанников.

10. Контроль усвоения знаний

Посредством различных форм контроля знаний, таких как викторины, кроссворды, загадки, творческие занятия и аппликации, различные виды игр, - уточняются, обобщаются и систематизируются знания детей о животных и растениях, явлениях природы.

Комплексный подход

Используя игровую форму обучения, педагог решает комплекс задач.Например, в начале занятия для активизации пройденной лексики, тематического материала, для активизации внимания, создания положительного настроения, введения игрового элемента могут быть использованы демонстрационные карточки и следующие виды игр:

«Кем хочешь быть сегодня на занятии», «На какую ...птицу/обитателя Африки, Южной Америки, лесов России ...похоже настроение», «Веер», «Эхо», загадки и пр.

«Поприветствуем гостей» помогает активизировать лексику предыдущих разделов: иногда могут приходить «гости» из предыдущих разделов и применить задания-игры, например «Правда-Ложь», «Какой по счету», «Кто стоит за…/перед …/ между ...» и пр.;

«Назови только парнокопытных…/ хищных ...», «Назови отличительные признаки ... водоплавающих птиц».

Также могут быть использованы знания и умения, над которыми с ребятами работают воспитатели, в результате чего дети лучше усваивают материал программы детского дошкольного учреждения:

- развитие речи и чтение: «Змейка слов», «Скажи по-другому», «Шпион» и другие.

При проведении подобных заданий педагог вводит игровые элементы. Так, при проведении игры «Шпион», юные патриоты, спасая Родину, вспоминают роды войск славной армии, гласные русского языка, понятия «страна», «столица», «родной город».

- математические: «Какой по счету?», «Назови число», решение арифметических задач: «Сколько будет?» и др.

Такие задания проводятся с постепенным усложнением.

При проведении подобных заданий вводятся игровые элементы. Например, игра «Домик. Отправляемся на чаепитие», «Волшебный мешочек» и пр.

В дошкольной образовательной организации имеются специальные наборы игрушек различной тематики, например, овощи и фрукты, животные домашние и дикие, которые могут быть использованы при работе творческого объединения дополнительного образования, причем не педагог, а именно, дети, активно пользующиеся данными игрушками, могут выступать в роли экспертов.

Таким образом, интегрированный подход позволяет осуществлять всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка: формируется единая цельная картина окружающего мира, неразрывной связи всего живого на планете, системное мышление, уважительное отношение к природе и ее обитателям. Интеграция различных видов деятельности в процессе образования и воспитания способствует развитию нравственных качеств личности, познавательных интересов, умственных способностей, становлению экологического сознания, позволяет реализовать творческие способности, содействует активному овладению знаниями и умениями.

Использованные источники

Николаева С.Н.

Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с

Николаева С.Н.
Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях / С.Н. Николаева. – Москва: Новая школа, 1993. – 64 с. – ISBN 5-7301-0010-8.

https://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-iz-opyta-raboty-na-temu-yekologicheskoe-vospitanie-detei-cherez-integraciyu-obrazovatelnyh-oblastei.html

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8359

https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=11565

https://urok.1sept.ru/articles/512567

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Образовательная деятельность: Социализация

Знакомство со средой обитания, экосистема леса и города (различия и сходства), формирование представления о влиянии деятельности человека на жизнь лесных обитателей (вырубка лесов, свалки, пожары, браконьерство).

Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто чем питается: травоядные, хищники, всеядные», «Что лишнее», «Узнай по голосу», «Выбери необходимое», «Цепочка», «Да-нет», «Что было бы если».

 

Образовательная область: Коммуникация

Расширение словарного запаса (хищник, травоядный, всеядный, детеныши), обучение рассказыванию (пересказ, придумывание загадок), развитие памяти (разучивание стихов), знакомство с художественной литературой (В. Бианки «Бешеный бельчонок»), русскими анималистическими сказками, развитие мышления (разгадывание загадок о диких животных).

 

Образовательная область: Познание

Формирование представлений о диких животных, их детенышах, воспитание уважительного бережного отношения к обитателям планеты, понимания необходимой роли каждого живого существа.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Назови животное», «Поможем лисе с лисятами», «Кого сколько», «Подбери по цвету», «Найди что покажу», «Помоги Незнайке», «Чей голосок», «Узнай по описанию».

 

Образовательная область: ФЭМП

Формирование сенсорных эталонов (форма, величина, цвет)

Дидактические игры: «Назови самое низкое / высокое животное», «Кто больше», «Кто какого цвета», «Трафареты», «На что похоже», «Больше-меньше».

 

Образовательная область: Художественное творчество

Учить изображать животных посредством рисования, лепки, аппликации, передавать форму, особенности строения, рассматривание картин с изображением животных.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Цель экологического образования:

Формирование экологической культуры, под которой понимаетсясовокупность экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Основные задачи экологического образования дошкольников:

- Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

- Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

- Совершенствование воспитательно-образовательной работы через интеграцию всех видов деятельности.

- Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

- Пропаганда экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Пути реализации задач экологического образования

- экологизация предметно – развивающей среды;

- применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;

- экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Форма проведения

Форма проведения должна:

- вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

- стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза,сравнения, обобщения и классификации);

- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это могут быть:

- учебно-игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;

- наглядно-практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

- игры: дидактические, словесные, подвижные.

Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, должны быть доступны ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.

При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать:

- содержание базисных программ ДОУ;

- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

- выразительность и эмоциональность речи педагога;

- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;

- обязательное использование наглядности;

- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;

- включение моментов самоконтроля и самооценки;

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

Основные приемы работы

- Близость, доступность, понятность

- Образность, простота

- Поисковая деятельность: развитие умения думать, находить ответы путем рассуждения, обращение внимания на детали

- Задействование всех органов восприятия: слух, зрительное восприятие, тактильные ощущения, движения и имитации

- Многократное повторение, постепенное усложнение и повторение образовательного материала

- Практическая деятельность и деятельностное отношение

- Воспитательные беседы, использование контрольных вопросов, контроль усвоения знаний

- Наблюдение

- Развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного

- Комплексный подход

Формы работы. Компоненты

  1. Детская художественная литература, сказки.
  2. Аудиозаписи голосов обитателей планеты («Чей голосок»)
  3. Видеофрагменты о животных, фрагменты мультфильмов
  4. Эксперименты и опыты
  5. Творческая деятельность
  6.  
  7. Игровые формы обучения

Различные виды игр: дидактические (словесные и с карточками), подвижные, соревновательные, имитационные, игры с перевоплощением.

  1. Игровые обучающие ситуации: с куклами-игрушками, с куклами-литературными персонажами, различные игры в путешествия
  2. Оформление выставок, уголков достижений
  3. Контроль усвоения знаний: викторины, кроссворды, загадки, творческие занятия и аппликации, различные виды игр.

 

БЛОК А. ПРИЕМЫ НА ЗАНЯТИИ

- Детская литература

Сказки и художественная литература о природе и животных, экологические сказки

- Видеофрагменты и мультфильмы по теме, социальные ролики на экологические темы

- Аудиозаписи голосов животных, птиц и пр., природы

- Изучение традиций других народов, исстари живущих в гармонии с природой, знакомство с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле.

- Эксперименты и Опыты

- Практическая деятельность в природе:

а. На прогулке игры с природными материалами — знакомство с их свойствами (песок, вода, листья, плоды)

б. Мини-огород на окне (уход за растениями и наблюдения за их ростом и развитием)

в. Природоохранные акции (экологический десант): субботники, посадка деревьев с родителями

- Экскурсии, прогулки в природу;

- Конкурс стихотворения о природе

- Экологические праздники и развлечения

БЛОК Б. ИГРЫ

Использование различных видов игр:

- развивающие дидактические игры (словесные и с карточками)

- соревновательные

- подвижные (в том числе с мячом)

- имитационные (игры с перевоплощением)

- игры-превращения

* Игровые обучающие ситуации

БЛОК В. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

- Творческая мастерская в группе

Здесь дети в свободное время могут отобразить свои впечатления, эмоции в рисунках, изготавливать поделки, используя бросовый и природный материал.

- Творческое задание по желанию

- Изготовление книг, лепбуков и пр.

- Составление альбомов и книг из рисунков по итогам темы (можно вручить в конце года как результат достижений)

БЛОК Г. ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППЫ

- «Панорама добрых дел» - стенд, оформленный фотографиями, на которых ребята трудятся

- Оформление группы картинками (с животными, растениями)

- Оформление стендов экологической направленности

- Мини-макеты «Животные нашего леса», «Животные жарких стран», мини-музей «Царство Нептуна»;

- Фотоконкурс «Мир вокруг нас»

- Выставка поделок из бросового материала

БЛОК Г. НАБЛЮДЕНИЯ, ЦИКЛЫ НАБЛЮДЕНИЙ

- наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе

- наблюдения за погодой систематически: рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода.

- наблюдение за ростом растений:

мини-огород на окне, луковица в банке для проращивания, наблюдение за распусканием почек, проращение семян

- календарь наблюдений за птицами

особенности поведения птиц, многообразие зимующих птиц, особенности их внешнего облика.

- наблюдения по сравнению: насекомых с птицами, рыбами, растениями. Дети находят сходства и различия между этими объектами природы.

- рисунки — вид календаря, отражающие последовательность изменений /роста, развития через промежутки времени.

БЛОК Е. РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Обучение в объединении дополнительного образования имеет свои особенности: оно осуществляется на добровольной основе и не является обязательным, однако именно родители являются заказчиками образоватеьных услуг. Для удовлетворенности родителей деятельностью объединения, а также созданию единой воспитательной среды могут быть использованы следующие формы работы:

- Наглядная информация:

оформление тематических выставок

размещение в группах грамот и наград обединения за участие в различных конкурсах

фото-стенды, отражающие жизнь творческого объединения

папки-передвижки

- Общение посредством Viber

- Родительские собрания

На родительском собрании удачной формой работы для освещения деятельности объединения может быть демонстрация презентаций: фотоотчеты о проведенных мероприятиях, воспитательной работе, творческих выставках, достижениях.

Педагог может дать следующие рекомендации:

А) обратить внимание родителей, что они всегда являются примером для своих детей, предложить сознательно воспитывать экологическую кульутру в повседневной деятельности, рекомендовать педагогическую литературу (например, Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях»).

Б) чтение сказок и художественной литературы, совместный просмотр видеоматериалов с детьми

В) рекомендовать литературу к прочтению, образовательные каналы к совместному просмотру по развитию экологической культуры (Animal Planet, Discovery, видеосюжеты из серии "Ребятам о зверятах" и пр.).

- Консультации, беседы, анкетирование

- Раздаточный материал для родителей

Можно предложить внимаю родителей раздаточный материал и разъяснить варианты его использования: как совместная дополнительная форма работы, как форма закрепления и контроля по пройденному материалу.

- Привлечение родителей к проведению занятий

Самое обычное занятие может стать успешной формой работы по сплочению всех участников, созданию теплой атмосферы, если пригласить несколько родителей провести отельные элементы занятия в качестве сказочных персонажей. Так, родители, самостоятелньо выбрав героя для перевоплощения, могут провести одно из заданий. Эта форма удобна, так как не требует особой подготовки, отдельных встреч для репетиций, при этом позволяя родителям стать соучастниками процесса, наглядно увидеть, как проводятся занятия, чему научился их ребенок.

- Совместная творческая деятельность

В процессе работы педагог может давать различные творческие задания по желанию, которые дети могут выполнять как самостоятельно, так и с родителями, вовлекая их в совместную творческую деятельность: нарисовать или слепить из пластилина, изготовить из природного материала какого-либо обитателя планеты и пр.

- Оформление тематических выставок

Задача: привлечь родителей к участию в выставках, вызвать совместные положительные эмоции, вовлечь в жизнь творческого объединения. Родители вместе с детьми собирают поделки из природного и бросового материала, рисунки, фотографии. Дети также могут приносить на выставки различный заинтересовавший их материал, например, найденные на отдыхе или в поездках природные материалы.

Результатом работы с родителями становится совместная работа и сотрудничество, удовлетворенность родителей деятельностью педагога.