Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Интеграция педагогических технологий: «Лего- конструирование», автор Фешина Е.В. и «Путешествие по карте», автор Короткова Н.А.»

МАДОУ «Росинка», д/с№ 11 «Малахитовая шкатулка»

Свердловская область, г. Новоуральск

 

Интеграция педагогических технологий:

«Лего- конструирование», автор Фешина Е.В. и «Путешествие по карте», автор Короткова Н.А.»

 

 

Макарова Наталья Владимировна

воспитатель

 

 

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям ФГОС ДО должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития.

Эффективным средством педагогического сопровождения субъектного развития детей дошкольного возраста является взаимодействие составляющих системы образования в детском саду на основе комплексного подхода.

Комплексный подход к образованию детей дошкольного возраста направлен на:

  • сотворение эмоционального, образного, духовного, культурного мира ребенка с помощью установления взаимосвязи знаний из различных областей наук;
  • формирование оценочного, осмысленного отношения к окружающему миру; формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, науки и человечества;
  • развитие интереса к исследовательской, творческой деятельности.

Комплексный подход означает реализацию принципа интеграции в каждом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность.

Интеграция (от лат.Integratio) – это объединение, соединение, взаимопроникновение отдельных элементов в единое целое на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, благодаря чему происходит их взаимообогащение.

 Сущность интеграции педагогических технологий «Лего конструирование в детском саду» и «Путешествие по карте» заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт. Любой участник образовательной деятельности – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Для качественной реализации педагогических технологий определили подходы к организации образовательной деятельности:

1 подход - баланс между занятиями, организованными взрослыми и занятиями, инициированными самими детьми. При использовании данного подхода каждый ребенок может принять участие в планировании своего времени, имеет возможность задумать и реализовать собственные планы;

2 подход - баланс между обучением и свободной игрой. Т.е. реализация намеченных планов происходит не только в непрерывной образовательной деятельности, но и во время свободной детской деятельности, в течение всего дня пребывания дошкольника в детском саду.

Для обеспечения детям позиции полноправных субъектов деятельности, развития  умения логически мыслить и рассуждать включила в режим дня новую традицию – «Групповой сбор».

Утренний групповой сбор позволяет педагогу вместе с воспитанниками обсудить: что интересует детей, чем будем заниматься, распределить обязанности на день.

На итоговом групповом сборе участники могут поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение по поводу прожитого, презентовать продукты своей деятельности.

Планируя проведение  образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествия по карте», использую алгоритм, предложенный Надеждой Александровной Коротковой.

  • выбор пункта назначения;
  •  определение маршрута по карте;
  •  выбор транспорта;
  •  высказывание предположений о том, что необходимо взять с собой в путешествие, кто и что нам может встретиться;
  •  само путешествие, познавательно - исследовательская деятельность;
  • подведение итогов, проверка предположений.

На 1 этапе – этапе «Выбора пункта назначения для путешествия»,  в качестве материала, использую карту, которая послужила наглядно-графическим заместителем целостного «пространства мира».

Чтобы каждый ребенок ощутил свободу выбора, чувство собственной значимости использую следующие педагогические приемы:

  • события в жизни детей (путешествие с родителями, экскурсия в зоопарк и т.д.)
  • ситуации провокации (появление персонажа, разговор между двумя педагогами)
  • провокации в развивающей предметно-пространственной среде (появление нового предмета, либо исчезновение привычного предмета)
  • проблемные ситуации

Например, исчезновение в группе конструктора Лего, способствовало возникновению идеи отправиться в путешествие в Данию, на родину рождения легоконструктора. Зачастую реализация первого этапа «Путешествия по карте» проходит во время организации утреннего группового сбора.

На 2 этапе  «Определение маршрута по карте», обсуждаем совместно с детьми возможные пути, прокладываем их цветными маркерами на карте. По инициативе детей включили новый способ определения маршрута на карте – вместо стрелочек используем кирпичики лего, выкладываем кирпичиками предполагаемый путь между пунктами назначения.

В процессе деятельности на втором этапе пришла идея решения задач математического развития. Мы стали предлагать детям следующие задания:

- выложи кирпичики в определенном ритме;

- выложи путь, используя кирпичики 2x3, 2х4 и т.д.

- выложи аккуратно.

Итак, предполагаемый пункт готов, но на чем же нам отправиться в путешествие?

На 3 этапе – этапе выбора транспортного средства дети высказывают свои предположения и проявляют инициативу в выборе  вида  транспорта, на котором можно добраться до назначенного  пункта.

Выбранный транспорт воспитанники имеют возможность сконструировать по образцу, по  схеме, по замыслу.

                                 

       по образцу                                                                           по схеме

                          

                                                              по замыслу

Перед тем как приступить к конструированию ребята выбирают себе партнера для совместной работы либо работают по одному.

Данный вид деятельности способствует развитию умения договариваться, распределять действия, не ущемляя интересы других участников, а так же развивает творческую активность.

По истечению времени, когда транспортные средства готовы, переходим к следующему 4 этапу.

Этапу высказывания предположений о том, кто и что нам может встретиться на пути, что  необходимо взять с собой в путешествие. На этом этапе воспитанники имеют возможность высказать и зарисовать свои  предположения.

Пришло время отправиться в само путешествие, узнать что-то новое и проверить свои предположения.  

На 5 этапе взрослый выступает в роли партнера и организует живую  беседу, а дети  незаметно для себя приобретают новые знания, учатся считать, ориентироваться в пространстве, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, память, внимание, воображение. Создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.

На 6 этапе «Подведение итогов», участники путешествия (дети и взрослый) делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего запомнилось во время путешествия, что они узнали нового, оправдались ли их предположения.

На данном этапе мы используем различные игры с лего на развитие логического мышления, которые очень нравятся детям. Например, игра  «Угадай, что я встретил на пути? На что похоже?».

1 вариант. Первый игрок или педагог сооружает какую-либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Второй игрок и последующие высказывают предположения на что походит.

2 вариант. Для игры нужно поделиться на пары и сесть напротив друг к друга. Первый участник  конструирует фигуру из любых деталей так, чтобы партнер ее не видел. Затем,  объясняет своему партнеру последовательность построения своей постройки. Называет цвет, размер и форму деталей, и способ их соединения. Другой участник в свою очередь,  опираясь на речевую пошаговую  инструкцию должен ее построить.  

3 вариант. Игра по принципу игры «Морской Бой». На игровом поле слева направо расположены цифры от 1-20, сверху вниз буквы в алфавитном порядке. С помощью ключа нужно расположить кубики лего на игровом поле. Если ключ разгадан верно, то получится какой то предмет.

На данном этапе совместная образовательная деятельность плавно переходит в игровую деятельность и  имеет открытый конец, что немаловажно для развития детей. Содержание усвоено ребенком тогда, когда оно придает  импульс самостоятельной деятельности детей, активизирует  их собственные «изыскания». В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. Дети зарисовывают свои постройки, придумывают разнообразные игры.

Например, после путешествия в Данию, на родину конструктора Лего, дети построили свой Леголенд.

Создали  альбом с  фотографиями построек.    Активно  включались в работу и родители, вместе с детьми соорудили постройки и пополнили Леголенд группы.

Результатом совместной образовательной деятельности становятся:

игровые лего-макеты

игры-бродилки и придумывание к ним правил

игровые лабиринты

Таким образом, дети становятся авторами. Они могут придумать какую- то историю и реализовать ее в материальный мир, сделать осязаемой.

Были организованы выставки детского творчества, посвященные различным праздничным датам, тематические выставки. С помощью поделок украшали группу и помещение детского сада.

Совместно с руководителем изо, были организованы выставки рисунков. Использовали нетрадиционный способ рисования- рисование с помощью деталей лего.

  Презентация детского творчества на итоговом групповом сборе.

Таким образом, мы можем сказать, что интеграция педагогических технологий предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых (педагогов и родителей).

В процессе интеграции происходит разностороннее развитие ребенка дошкольника: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.