«Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА»
Разработчик: Костина И.С.
Заместитель заведующей по ВМР
Аннотация
В статье представлены современные подходы в организации работы детского сада по формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Основным в организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ является, безусловно, использование здоровьесберегающих технологий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность здоровьесберегающих технологий определяется их грамотной “встроенностью” в общую систему здоровесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
В нашем детском саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
Технологии эстетической направленности
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Ленивая гимнастика
- Гимнастика корригирующая
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Физкультурное занятие
- Обучение скалолазинию
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Коммуникативные игры
- Самомассаж
Коррекционно-развивающие технологии:
- Арт-терапия
- Технологии воздействия цветом
- Технологии музыкального воздействия
- Сказко-терапия
- Технологии коррекции поведения
- Логоритмические минутки
Одной из технологий обучения здоровому образу жизни нами осваивается технология обучения дошкольников скалолазанию. Эта технология привлекла нас не только тем, что дает возможность развивать физические качества дошкольников, но и формирует логическое мышление детей. Это новая и интересная форма занятий несет в себе огромный потенциал положительных эмоций дошкольников. Детям, начиная с раннего возраста свойственно стремление познавать окружающий мир опытным путем. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. По данным к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения деятельность по обучению детей элементам скалолазания. Скалодром для детей – это действительно один из самых эффективных способов заинтересовать ребенка спортивным образом жизни – захватывающие тренировки помогут ребенку по-настоящему увлечься и укрепить здоровье.
Скалодром - это искусственная имитация скалы на стене позволяющая повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание образовательной деятельности и совершенствовать навыки лазания.
Цель деятельности направлена на обогащение двигательного опыта детей и совершенствование физических качеств дошкольников. К особенностям организации образовательной деятельности на скалодроме относится этапность процесса развития двигательных навыков.
- 1 этап заключается в общей физической подготовке и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме.
- 2 этап – это практическая образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой образовательной деятельности), которая также проводится в определенной последовательности:
Основные принципы развития юного скалолаза вытекают из особенностей организации деятельности.
Образовательная деятельность по скалолазанию малыми подгруппами в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Образовательной деятельность проходит 2 раза в неделю длительностью 15-20 минут.
Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и справляться с трудностями (высота, сложность движений), становится более решительным. Почти все дети без исключения, любят лазать, преодолевать препятствия, соревноваться в ловкости. Занятие на скалодроме позволяет делать все то же самое, но безопасно, под присмотром педагогов.
Наш детский сад уделяет внимание именно комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе поддержки детской инициативы. Одной из форм поддержки детской инициативы и формирования валеологической компетентности дошкольников является организация проектной деятельности детей и направлена на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Планируемые результаты проектов выражены в достижении ценностного ориентира. Проекты «Окошки в мир», «Олимпиада» и др. реализовывались через разные виды детской деятельности и направлены на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Данные проекты позволяют комплексно использовать здоровьесберегающие техногии, интегрировать различные виды деятельности детей, поддержать интерес детей в течение всей деятельности, добиться положительных результатов в достиженнии ценностных ориентиров в области валеологического образования детей.
Важным в формировании навыков здровьесберегающего поведения является создание центров активности дошкольников, которые должны дать импульс самостоятельной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы центры здоровья, где детей встречают сестренки Ладушка и Кислородинка. Ладушка развивает мелкую моторику рук у дошкольников.
Кислородинка заботится о развитии правильного дыхания. Все упражнения в данном разделе разработаны на основе парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это лекарство от всех болезней. Уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад. Не имеет ограничений, можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Стрельниковскую гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями.
Таким образом, важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Список литературы:
- Антонович И.И. Спортивное скалолазание. – М., 1978.
- Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М.,1988.
- Википедия – электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Овчинникова Т. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Екатеринбург: ИРО,2013.