Информационно творческий проект «Ай, да варежка!»
МБДОУ "Детский сад №4 "Солнышко" Камские Поляны Нижнекамского Муниципального района Республики Татарстан
Информационно творческий проект «Ай, да варежка!»
Ибрагимова Венера Камиловна
Тенчинская Светлана Ильинича
воспитатели
Андрианова Тамара Сергеевна
музыкальный руководитель
Актуальность.
Каждый день вокруг нас множество привычных вещей. И кажется, что всё это было всегда, и именно в таком виде как сейчас. Это взгляд взрослых, уже имеющих какой либо опыт. Однако, если посмотреть на предметы вокруг, окажется, что каждый имеет свою историю, технологию изготовления и украшения, национальный колорит и тд. А для детей этот мир существует всегда только таким, ведь их опыт совсем мал.
Здесь задача взрослых расширять и обогащать те знания, которыми уже обладают дети.Не стоит пытаться рассказать всё и обо всём, начинать стоит с тех предметов, которые близки и понятны малышам, например - варежки.
С целью объединения усилий взрослых по расширению опыта детей, в наиболее интересной для них форме, педагогами МБДОУ «№ 4 «Солнышко» п.г.т. Камские Поляны НМР был разработан проект «Ай да варежка!» так как совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.
Условиями для успешной реализации данного совместного проекта являются:
- наличие познавательного интереса;
- взаимодействие взрослых и детей;
- добровольность и возможность выбора (предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей);
- поддержка чувства успешности (благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад);
- деятельностный подход (активное участие каждого в реализации проекта);
- соответствие методов работы возрастным особенностям детей.
Тип проекта
- По доминирующему методу: информационно-творческий
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, детский сад
- По характеру контактов: осуществляется в контакте с семьей
- По количеству участников: фронтальный.
- По продолжительности:краткосрочный (1месяц)
Цель проекта
- Формирование потребности к изучению многообразия предметного мира, окружающего детей.
Задачи проект
- Расширять представления детей о предметах одежды, их названии, многообразии, назначении, зависимости применения от погодных условий
- Вовлечь детей в исследовательскую деятельность
- Обогащение словарного запаса детей: варежки, перчатки, муфты рукавички, шубенки
- Формировать понятия: мягкий, жёсткий, пушистый, гладкий
- Систематизировать знания детей об, окружающем нас, предметном мире через взаимосвязь с другими видами деятельности;
- Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;
- Закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов.
- Формировать у детей эстетические интересы, потребности, способности и вкуса;
- Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать;
- Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своей одежде.
Методы проекта
- Изучение теоретических материалов о предмете проекта
- наблюдения
- изучение семейных архивов (наличие фото, видео материалов – моменты изготовления, ношения варежек)
- игровые
- рассматривание
- беседы
- использование примеров музыкального творчества
- использование нетрадиционных видов продуктивной деятельности
- использование художественной литературы
- проблемные ситуации
Гипотеза проекта
Мы предполагаем, что реализация данного проекта позволит:
- педагогу не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир;
- ребёнку находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью её достижения и таким образом приобретать новые знания и опыт;
- даст возможность родителям осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образы компетентного поведения в социальной действительности;
- повысить педагогическую компетентность родителей;
- повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей.
Предполагаемый результат
- Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность позволит преобразовать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).
- У дошкольников развивается познавательный интерес к истории одежды, национальным традициям.
- Все члены семьи станут непосредственными участниками образовательного процесса, обогатится педагогический опыт родителей, откроются неизвестные стороны каждого ребенка в семье, родители испытают чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка.
- Установление основанных на доверии отношений между родителями и педагогами поможет организации совместных исследований и – главное – формированию личности ребенка.
- Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей послужат источником информации и реальной помощи педагогу.
Методическое обеспечение проекта
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», Программа по ритмической пластике для детей.: Изд. 2-е, переработанное и дополненное.СПб.: 2000.
- К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан «Гармония» Программа развития музыкальности детей среднего дошкольного возраста: Москва, 1994г. На правах рукаписи
- Мертвищева Н.А. «Повышение уровня педагогической компетентности родителей» // Дошкольная педагогика. №4. 2008. с 53-55
- Коломийченко Л. «Программа социального развития» // Дошкольное воспитание. 2005. № 1-5
Презентация проекта
- Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник «Ай да, варежка», подготовленного музыкальным руководителем Т.С.Андриановой
- Организация выставки детских работ «Варежка», изготовленных детьми (из бумаги) под руководством воспитателя В.К. Ибрагимовой.
- Вручение гостям праздника сувениров в форме варежек,изготовленных детьми (из «жидкого фарфора») под руководством воспитателя В.К. Ибрагимовой.
План реализации проекта «Ай, да варежка!»
этап |
цель |
мероприятия |
участники |
срок |
Подготовка педагогов |
Сформировать теоретическую, организационную и материальную базу для реализации проекта.
|
|
Педагоги группы, музыкальный руководитель. |
Предварительно |
Целеполагание |
Сформулировать цель, заинтересовать детей и родителей в достижении результата. Мягко ввести участников проекта в игровую ситуацию. |
|
Педагоги группы, дети, родители |
1 неделя ноября |
Разработка проекта |
Формировать у детей умение составлять план по достижению цели, умение выбирать пути и средства для решения поставленной задачи. Развивать проектировочные умения участников проекта. |
|
Педагоги группы, дети |
|
Выполнение проекта |
Расширять представления детей о предметах одежды, их названии,многообразии, назначении, зависимости применения от погодных условий. Обогащение словарного запаса детей: варежки, перчатки, муфты рукавички, шубенки Формировать понятия: мягкий, жёсткий, пушистый, гладкий Вовлечь детей в исследовательскую деятельность Систематизировать знания детей об, окружающем нас, предметном мире через взаимосвязь с другими видами деятельности; Формировать у детей эстетические интересы, потребности, способностии вкуса; Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать; Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своей одежде. |
|
Педагоги группы, дети, родители, музыкальный руководитель. |
2,3,4 недели ноября
|
Подведение итогов |
Продолжать формировать умение радоваться достигнутому результату, формировать умение ставить перед собой новые задачи (для взрослых). |
|
Педагоги группы, дети, родители, музыкальный руководитель |
|