Индивидуальное занятие с ребёнком ТНР подготовительная группа «Автоматизация звука Р в словах»
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение –
детский сад компенсирующей направленности № 11 «Улыбка»
Индивидуальное занятие с ребёнком ТНР подготовительная группа
«Автоматизация звука Р в словах»
Белякова Марина Александровна
Учитель-дефектолог
Технологическая карта
ФИО педагогов и специалистов
|
Белякова М.А, учитель-дефектолог
|
Возрастная группа
|
Подготовительная группа, ТНР (6-7 лет)
|
Форма организации, количество обучающихся
|
Индивидуальная, 1 ребёнок
|
Тема мероприятия
|
«Автоматизация звука Р в словах, в слогах, в предложении».
|
Используемые технологии
|
Развивающие, игровые, здоровьесберегающие.
|
Тип индивидуального занятия
|
Закрепление
|
Цель
|
«Автоматизация звука Р в словах, слогах, в предложении».
|
Задачи
|
Обучающие задачи:
-Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за педагогом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, а также на уровне слога, слова.
-Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
-Обучать правильному согласованию предлогов: за, над, под, около.
Развивающие задачи:
- Развивать память, внимание, речь. - Развивать мелкую моторику и координацию движений. Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, самостоятельность. -Воспитывать самоконтроль за речью.
- Воспитывать стремление говорить красиво и правильно.
|
Интеграция образовательных областей
|
Речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие
|
Оборудование и материалы
|
- демонстрационный: цветок с заданиями; пчелёнок; игрушки со звуком Р (в начале, середине, в конце)
- раздаточный: схема для определения позиции звука; фишки синего, зелёного, красного цвета; мяч для проведения физкультминутки; буквы из кассы.
|
Предварительная работа
|
Предварительная работа среди педагогов:
Предварительная работа:
|
Индивидуальная работа
|
Подготовка ребёнка к проведению индивидуального занятия.
|
План мероприятия
|
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть
|
Перечень видов детской деятельности и соответствующие им формы работы
|
Коммуникативная деятельность: общение с педагогом, беседа, речевые игры и упражнения;
Игровая деятельность: игра с фасолью, игра с мелкими игрушками.
Речевая активность: ответ полный на поставленный вопрос педагога.
|
План НОД
Этапы деятельности
|
Совместная деятельность педагогов с детьми
|
Самостоятельная деятельность ребёнка
|
1. Вводная часть (дети находятся в группе)
|
||
Мотивационно-побудительный:
1.1. Приветствие, организация и установление зрительного контакта.
1.2. Сюрпризный момент Д/и «Что лежит в фасоли?»
|
Создание проблемной ситуации
-Лера, посмотри перед тобой тарелка, а внутри фасоль. Найди, что там лежит внутри.
- Посмотри, к нам сегодня прилетел пчелёныш.
-А как ты считаешь, почему у нас в гостях пчелёнок?
А на столе лежит красивый цветок с заданиями. Ты будешь открывать каждый лепесток, а в конце мы посмотрим, что у нас получилось.
|
Находит в контейнере с фасолью игрушку пчелы.
-Думает, предполагает.
(Потому что мы беседуем о насекомых)
|
2. Основная часть (ребёнок определяет, чем будем заниматься)
|
||
Введение в проблемную ситуацию
Д/и «Характеристика звука»
|
1 лепесток.
Давай нашего пчелёнка назовем каким-нибудь имененм. Я предлагаю назвать его РОМА. Назови первый звук в его имени.
-Молодец, хорошо справилась с заданием. Открывай следующий лепесток.
|
-Определяет первый звук в слове. Даёт характеристику этому звуку по схеме.
|
Д/и «Определи позицию звука».
|
2 лепесток.
-Как ты считаешь, что мы будем делать по этой схеме?
- Наш пчелёнок очень любит играть. У него очень много друзей. Посмотри, у нас на столе лежат игрушки, нужно выбрать только те, в которых ты услышишь звук Р. И определи позицию звука (в начале, середине, конце).
-Молодец! Открывай следующий лепесток.
|
Думает, предполагает, выполняет задание.
-Выбирает игрушки, определяет позицию звука.
|
Д/и «Составь схему, выложи слово?»
|
3 лепесток.
-Как ты считаешь, что мы здесь будем выполнять?
-Верно! Нам нужно выложить схему слова, а слово это имя нашего героя- РОМА.
-Сначала мы выкладываем звуковую схему, обозначая каждый звук определённым звуком, а затем ты выложишь имя с помощью букв. (Педагог проговаривает каждый звук, ребёнок даёт характеристику каждого звука).
|
Думает, предполагает, выполняет.
-Выкладывает схему из символов, букв.
|
Физкультминутка «Чистоговорки»
|
-4 лепесток.
-А сейчас мы немного отдохнем
РА-РА-РА- Рома видит комара
РО-РО-РО- Рома летит в огород.
РУ-РУ-РУ- Рома видит нору.
РЫ-РЫ-РЫ- К Роме летят комары.
-А сейчас давай потянемся на носочках, руки вверх, наклон вперёд, вниз и на место приземлись!
-Какой звук мы часто встречали?
|
Выполняем физминутку с мячом. Взрослый произносит, ребёнок повторяет.
|
Д/и «Где сидит пчела?»
|
5 лепесток.
-Наш пчелёнок очень любит летать. Я буду показывать где наш Рома, а ты говорить. Нужно правильно сказать, где летит Рома.
Рома летит НАД цветком.
Рома летит ПОД цветком.
Рома летит ОКОЛО цветка.
-Рома забыл звук и не помнит в каких словах встречается звук Р. Помоги ему.
|
Отвечает полным ответом.
- При помощи прищепок прикрепляет к букве картинки, в названии которых звук Р.
|
Д/и «Пожелание Розе»
|
6 лепесток.
-Что нарисовано в задании?
-Задание заключается в пожелании Роме со звуком Р.
Рома будь красивым.
Рома будь радостным.
Рома будь трудолюбив.
|
Ребёнок составляет по предложенной схеме предложения.
|
3. Заключительная часть
|
||
Рефлексия Д/и «О чем я дома расскажу»
|
-Посмотри, что нарисовано в середине? Ты большая молодец!
-Тебе понравилось наша игра?
-Какой звук мы с тобой отрабатывали?
-Что было трудно?
-Что больше всего запомнилось?
|
Отвечает на вопросы
|
Библиография:
-
Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115
-
Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
-
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337
-
Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 36 – 86
-
Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55