Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Индивидуально-коррекционо развивающая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ст. Тацинская Тацинского района, Ростовской области

 

Индивидуально-коррекционо развивающая программа социально-гуманитарной направленности для обучающейся КУРЕНКО МАРИИ

 

Третьякова Надежда Анатольевна

педагог-психолог

 
 
Паспорт  индивидуальной коррекционно-развивающей программы 
 
Наименование ОП
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа 
Сведения об авторе
Ф.И.О. Третьякова Надежда Анатольевна
Место работы: МБОУ ДО  ДДТ
 пер. Пионерский, д. 23
Адрес: ул. Ленина д.14 ст. Тацинская, Тацинского района, Ростовской области
Телефон: 8-928-135-70-78
Должность: педагог-психолог
Участие в конкурсах авторских ОП
 
 
Направленность ОП
Социально-гуманитарная
Возраст обучающегося
12 лет
Срок реализации ОП
1 год
 
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 07.05.2013 г.) «Об образовании в РФ»
«Конвенция о правах ребенка» ратифици-рована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 года №1559-1
Приказ  Министерства  просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным программам»
Методические рекомендации по проектиро-ванию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ от18.11.2015г. № 09-3242).
Методические рекомендации по реализа-ции адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способству-ющих социально-психологической реабили-тации, профессиональному самоопределе-нию детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09)
Указ президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отноше-нии российского казачества на 2021 – 2030 годы»
Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ  от 28 сентября  2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил  СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидеми-ологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача  РФ  от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвред-ности для человека факторов среды обитания»
Год разработки и редактирование ОП
2021 год – разработка индивидуальной коррекционной программы
 
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                               
Стр.
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                      5 - 9                                        
  • сведения о ребенке
  • направленность
  • новизна
  • актуальность
  • педагогическая целесообразность
  • цели и задачи
  • отличительные особенности
  • формы реализации программы и режим занятий
  • работа с родителями
 
  1. УЧЕБНЫЙ  ПЛАН                                                                             10 - 11
  • Учебно-тематический план
  • ожидаемые результаты
 
  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ                                                                                 12 - 21
  • содержание программы
  • техническое обеспечение занятий
  • мониторинг, механизмы отслеживания выполнения программы
  • ожидаемые результаты
 
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                            21 - 22
  • используемой педагогом
 
V. ПРИЛОЖЕНИЕ                                                             22
 
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Сведения о ребенке
ФИО, год рождения ребёнка
Куренко Мария Сергеевна
15.09.2008 года
Контактная информация
 ст. Тацинская, ул. Станичная 38, тел: 89286106826
Мама: Куренко Ирина Михайловна
Папа: Куренко Сергей Николаевич
Общие сведения о ребенке
Девочка воспитывается в полной семье, имеет младшую сестру. Посещает Тацинскую СОШ № 3, 6 класс и детское объединение «Радуга» МБОУ ДО ДДТ по декоративно-прикладному творчеству.
На контакт со сверстниками и взрослыми идет охотно. Эмоционально сохранна. Обладает хорошей зрительной памятью, с интересом выполняет все задания, очень старательная. Является ребенком инвалидом.
Психологическое заключение
синдром Дауна
Восприятие цвета:  различает цвета, узнает и называет основные и производные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы:  различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: ориентируется во времени суток, определяет и называет время года.
Пространственные представления: выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (впереди, сзади).
Умеет списывать печатный текст прописными буквами. Счет до 100. Умеет писать цифры до 100, но допускает ошибки.
Читает по слогам, но плохо понимает прочитанное.  Может пересказывать тексты, после рассказа взрослого.
Рисует по замыслу.  Самостоятельно выполняет поделки.
Актуальная проблема
Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; проблемы со  зрением; проблемы с развитием речи;   трудности с умением обобщать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.). Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, нарушение понимания лексической стороны речи,  (поиск слов заменяет наглядным показом).
 
Направленность индивидуальной коррекционно-развивающей  программы - социально-гуманитарная.
С принятием закона об инклюзивном образовании возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст оптимальные условия развития для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
 
Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности работы, направленной на формирование здоровья ребенка-инвалида с синдромом Дауна.
Современные подходы к образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века, с разными возможностями здоровья.
 
Актуальность программы определяется потребностью общества в интеллектуально развитых людях и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения в игре, позволяющего эффективно развивать  детей, разного уровня физического и психического развития, начиная с дошкольного возраста. Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности.
Актуальность заключается в том, что обучающиеся с синдромом Дауна, имеющие интеллектуальные нарушения испытывают значительные трудности при интеграции в социум и взаимодействии с окружающим миром и людьми.
Актуальность программы заключается  в том, что она предусматривает сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего школьного возраста.
Разработка программы вызвана необходимостью обеспечения реализации прав для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
 
Педагогическая целесообразность
Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Создается атмосфера доверия, в которой обучающийся может свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты. Важное условие реализации программы – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
   
 
Игровая деятельность влияет на все психические процессы – от простых до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры ребенок лучше запоминает и сосредотачивается на задании.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка.
 
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития обучающегося с синдромом Дауна.
 
Задачи:
обучающие:
  • содействие развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;
  • обучение жизненно важным навыкам: позитивного общения, управления собственными эмоциями, работы с информацией и продуктивного взаимодействия;
  • обучение сопровождать игровую деятельность словами и репликами;
  • обучение слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
 
развивающие:
  • развитие общей и мелкой моторики;                                                              
  • развитие восприятия слухового, зрительного, тактильного;           
  • развитие  памяти, мышления, внимания, восприятия, коммуникативных способностей;
  • развитие зрительной, слуховой памяти и увеличение объема внимания и памяти;
  • отслеживание динамики развития обучающейся;
 
воспитательные:
  • воспитание нравственных качеств личности: доброжелательности, щедрости, милосердия;
  • воспитание трудолюбия и умения довести начатое дело до конца;
  • воспитывать аккуратность при работе с краской;
  • воспитание интереса к участию в подвижных играх;
  • укрепление доверия к другим людям;
 
 
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающегося положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий обучающимся, поощрение инициативы и самостоятельности.
   Для того, чтобы ребенок быстрее и легче усвоили программный материал, кроме традиционных методов используются элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии.
   Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации,  адаптации к жизни в обществе.
 
 
Оценка эффективности  программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями.
 
Формы реализации программы:
  • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  • Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
  • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
  • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
  • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
  • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
 
Режим занятий
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.
Режим проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность занятия: 45 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:
К первой группе  относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение ребенка, дающие возможность проявить индивидуальность.
Вторая группа  игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.
К третьей группе  относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.
Четвертую группу  составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.
Пятая группа  игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.
 
 
Работа с родителями:
В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
  • повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
  • расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
  • активизации коммуникаций в семье.
 
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
 
№ п/п
Название раздела и темы
Количество часов                                 
всего  
теория  
практика    
1
Вводное занятие. Начальная диагностика
4
1
3
2
Развитие словарного запаса и общей осведомленности
3
0
3
3
Развитие крупной и мелкой моторики.
3
0
3
4
Развитие внимания
3
0
3
5
Развитие восприятия
3
0
3
6
Развитие памяти
3
0
3
7
Развитие восприятия и пространственных отношений
3
0
3
8
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
3
1
2
9
Развитие мышления
4
0
4
11
Развитие творческих способностей
2
0
2
12
Итоговая диагностика.
Итоговое занятие.
5
1
4
 
Всего
36
3
33
 
 
 
Ожидаемый результат программы.
 В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
  • адекватное восприятие учебного материала ребенком;
  • развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений;
  • ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания;
  • стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
  • оптимальная ориентация родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна
 
Учебно-тематический план
Месяц
 
Темы занятий
Кол-во часов
Сентябрь
  • Вводное занятие
  • Психодиагностика памяти и внимания
  • Психодиагностика личностных особенностей
  • Психодиагностика интеллектуальной сферы
1
1
1
1
Октябрь
  • Страна «Психология»
  • Словарик эмоций
  • Развитие словарного запаса и общей осведомленности
  • Развитие внимания
1
1
1
1
Ноябрь
  • Развитие восприятия
  • Развитие памяти
  • Развитие восприятия и пространственных соотношений
  • Развитие наглядно-образного мышления
1
1
1
1
Декабрь
  • Тревога. Элементы тренинга уверенности в себе
  • Испуг «Страшная пещера»
  • Спокойствие
  • Отреагирование негативных эмоций, релаксация
1
1
1
1
Январь
  • Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков
  • Развитие интеллектуальных способностей
  • Волшебные средства понимания
  • Мои друзья
1
1
1
1
Февраль
  • Развитие творческих способностей ребенка
  • Психогимнастика и психотерапевтические методы
  • Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций
  • Обучение навыкам самоконтроля
1
1
1
1
Март
  • Про разные вредности
  • Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога
  • Страна «Я».  Мое тело
  • Я и моя семья
1
1
1
1
Апрель
  • Доброта- злость
  •  Лень-трудолюбие
  • Общественный этикет
  • Психодиагностика творческих способностей
1
1
1
1
Май
  • Психодиагностика памяти и внимания
  • Психодиагностика личностных особенностей
  • Психодиагностика интеллектуальной сферы
  • Итоговое занятие
1
1
1
1
ВСЕГО
 
36
 
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие
Теория. Разъяснение инструкций.
Практика. Методика «Лесенка»
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Повторяй за мной
«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»;
«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.», «Графический диктант».
 «Классификация», «Четвертый лишний».
«Запомни картинки».
«Тест переплетенных линий».
 
РАЗДЕЛ 2. Развитие словарного запаса и общей осведомленности
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
Практика Дидактическая игра «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Необходимо назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», уточняется, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания исправляет его ошибки.
Словесная игра «Угадай по описанию».
Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывает, затем загадывает свой предмет.
 
РАЗДЕЛ 3. Развитие крупной и мелкой моторики
Практика. Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики «Повторяй за мной», «Найди по плану», «Графический диктант и др. Упражнения для навыков каллиграфического письма.
 
РАЗДЕЛ 4. Развитие внимания
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
Практика 1.Словесная игра «Угадай по описанию».
Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.
2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».
Раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.
3. Игра «Делай по заданию».
Педагог называет различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Ребенок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Дополнительно развиваются (далее – Д.Р.) – память, воображение, мышление.
 
1. Игра «Делай по заданию».
Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.
2. Дидактическая игра «Найди отличия».
Даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.
3. Настольная игра «Лабиринты».
Дается карточка с изображением лабиринта. Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое. (Д.Р. – мышление).
 
1. Настольная игра «Лабиринты».
2. Игра «Делай по заданию».
Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).
3. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.
Д.Р. – мышление, память, воображение.
 
РАЗДЕЛ 5. Развитие восприятия
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
Практика
1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».
Раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.
2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».
В тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
3. Слушаем музыку.
Ребенок прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывает о своих впечатлениях. Можно зарисовать.
(Д.Р. – логическое мышление, воображение, креативность, речь)
 
1. Приметы времен года.
Ребенок рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.
2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».
У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.
(Д.Р. – воображение, память, связная речь, мышление)
 
РАЗДЕЛ 6. Развитие памяти
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
Практика
1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».
Ребенку последовательно показывают карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки необходимо зарисовывать в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
2. Игра «Кто больше запомнит».
Педагог называет любое слово. Ребенок повторяет названное слово и произносит любое свое. Педагог повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т.д.
3. Игра «Двигательная память».
Педагог в течение 15 секунд показывает танцевальные движения. Затем ребенок повторяет их как можно точнее.
(Д.Р. – внимание)
 
1. Словесная игра «Цвета».
Педагог предлагает ребенку назвать пять предметов одного цвета за одну минуту.
2. Игра «Рисуем по памяти узоры».
На листе бумаги нарисован узор.  Ребенок две минуты смотрит на этот узор. После этого рисунок убирается, и его необходимо воспроизвести по памяти в тетради.
3. Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.
(Д.Р. – внимание, воображение, мелкая моторика рук, речь)
 
1. Воспроизведение рассказа.
Дается карточка с коротким текстом. Ребенок знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем пересказывает свой текст.
(Д.Р. – внимание, речь)
 
РАЗДЕЛ 7. Развитие восприятия пространственных соотношений
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
 
Практика 1. Игра «Большой – маленький».
Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяет, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Ребенку дается карточка с заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять
карточки и задания к ним.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
Ребенок выполняет команды педагога: встать слева от (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды все время меняются.
 
  1. Игра «Большой – маленький»
Ребенок рассматривает различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяют, какие из них большие, какие маленькие.
То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
2. Игра «Сравни предмет».
Ребенку дается карточка с индивидуальным заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже.
Можно менять карточки и задания к ним.
3.Подвижная игра «Стань по заданию».
Ребенок выполняют команды ведущего: встать слева от (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Ведущим может быть и ребенок. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
(Д.Р. – наблюдательность, память, коммуникативные способности)
1. Игра «Большой – маленький».
Другие варианты.
2. Дидактическая игра «Составь картинку».
Ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Надо узнать изображение и составить цельную картинку.
Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.
3. Подвижная игра «Стань по заданию».
4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».
У ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.
Педагог диктует задание: « Нарисуй в центре листа большой желтый круг и закрась его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрась его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрась его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».
Задания могут быть любые, но обязательно должен быть образец для проверки.
(Д.Р. – внимание, память, воображение, знание геометрических фигур)
 
РАЗДЕЛ 8. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы
Теория. Что такое эмоции и их значение в жизни человека. Способы выражения эмоций. Эмоции положительные и отрицательные.
Практика.
Диагностика эмоциональных состояний. Игры и упражнения на познание и управление эмоциями. Элементы психотерапии.
 
РАЗДЕЛ 9. Развитие мышления
Теория Дидактическое задание «История в картинках».
При первом проведении игры ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
Практика
1. Дидактическая игра «Классификация предметов».
Ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3), овощей (3), фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.
Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т.д.
2. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».
Задание: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага и т.п.).
(Д.Р. – память, внимание, восприятие, воображение, речь, умение работать сообща, волевые качества).
 
1. Дидактическое задание «История в картинках».
Если успешно ребенок справился в первый раз, даются более сложные задания – 5 - 8 картинок
 
2. Словесная игра «Бывает – не бывает».
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Ситуации:
 
Кошка варит кашу.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Собака хочет есть.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
 
  1. «Танграм».
(Д.Р. – память, внимание, восприятие, знание геометрических фигур)
 
1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».
Ребенку дается серия картинок, из которых три можно объединить в группу, а четвертая – лишняя. Ребенок должен убрать «лишнюю» и объяснить, почему он так сделал.
2. Дидактическое задание «История в картинках».
3. «Танграм».
 
1. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».
Ребенок получает карточки с изображением фигур в 8 клетках поля. 9-ую фигуру он должен найти сам, из предложенных, внизу.
2. Дидактическое задание «Нелепицы».
Дается картинка с изображением нелепиц. Ребенок называет их и объясняет.
(Д.Р. – внимание, восприятие, память, умение работать сообща)
 
1. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».
2. Словесная игра «Бывает – не бывает».
3. «Танграм».

РАЗДЕЛ 10. Развитие творческих способностей ребенка
Теория. Разъяснение инструкций и правил выполнения упражнений.
Практика.
1. Вопросы ребенку для размышления:
Какое животное больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А вечером?
Днем на улице светло. А ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груша, слива, яблоко.…Это что?
Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Что такое Москва, Калуга, Хабаровск?
Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
Маленькая овечка – это?
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Для чего нужны автомобилю тормоза?
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Что общего между белкой и кошкой?
Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
Что такое футбол, плавание, теннис?
Какие ты знаешь виды транспорта (минимум – 3)?
Чем отличается старый человек от молодого (мин. –3 признака)?
Для чего люди занимаются спортом?
Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Для чего на конверте необходимо наклеивать марки?
2. Игра «Определи понятия».
Задание: « Представь себе человека, который не знает значения ни одного из представленных вам слов. Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Набор слов: - автобус, кнопка, газета;
- автомобиль, гвоздь, письмо.
 
3. Игра «Найди лишнее слово».
Зачитывается ряд слов, ребенок должен определить лишнее.
Наборы слов:
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
храбрый, злой, смелый, отважный;
яблоко, слива, огурец, груша;
молоко, творог, сметана, хлеб;
час, минута, лето, секунда;
ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
платье, свитер, шапка, рубашка;
мыло, метла, зубная паста, шампунь;
береза, дуб, земляника, сосна;
книга, телевизор, радио, магнитофон.
 
4. Физкультпауза (2 - 4 минуты).
Выполнение танцевальных движений под музыку.
 
5. Игра «Говори наоборот».
Педагог говорит слово – ребенок говорит противоположное.
Слова: веселый – грустный;
быстрый – медленный;
красивый – безобразный;
пустой – полный;
худой – толстый;
умный – глупый;
 
6. Игра «Назови слова».
Ребенок должен назвать 5 слов, обозначающих:
деревья;
спорт;
животные;
транспорт;
овощи;
фрукты.
7. Игра «Нелепицы».
Ребенок получает картинку с нелепицами. Называет как можно больше.
8. Подведение итогов.
 
РАЗДЕЛ 11.  Итоговая диагностика.
Теория. Разъяснение инструкций.
Практика.
Рейтинг личностного роста методика «Лесенка»
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Методика «Последовательность событий»;
Методика «Повторяй за мной»;
«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»;
«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.», «Графический диктант».
«Мисочки», «Классификация», «Четвертый лишний».
«Запомни картинки».
Проводится с целью отследить динамику развития обучающегося в различных сферах деятельности и сделать сравнительный анализ на конец учебного года.
 
При подборе диагностических методик соблюдались следующие условия:
- методики  просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;
- методики  краткие по времени, не утомительны для ребенка;
-методики  занимательны и интересные, по возможности с игровыми элементами.
         Эти методики разработаны современными учеными и психологами, а также модифицированы и авторские методики.

 
Техническое обеспечение занятий: ноутбук, тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие.
 
 Мониторинг, диагностические материалы, механизмы отслеживания выполнения программы.
 
Раздел
Название методики
Назначение методики
 
РАЗДЕЛ 1
Входная диагностика (организационный период)
Изучение личностных особенностей ребенка и самооценки
 
Методика «Лесенка»
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Изучение интересов и потребностей ребенка
Получение первичной информации о ребенке
Изучение нравственных ценностей
Получение информации о качествах и поступках ребенка ,через его самохарактеристику.
Получение информации о характере ребенка
 
Повторяй за мной
Исследование общей и мелкой моторики
 
«Узнавание реалистических изображений»,
Восприятие
 
«Узнавание перечеркнутых изображений»;
 
Пространственная ориентировка
 
«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.», «Графический диктант».
 
Мышление
«Классификация», «Четвертый лишний»
 
Память
«Запомни картинки»
 
Внимание
«Тест переплетенных линий»
 
 
РАЗДЕЛ 2
Текущая диагностика (основной период)
Эмоциональное самочувствие ребенка
Мишень настроения
 
Эмоциональная цветопись
 
Градусник
Получение информации о настроение ребенка
Изучение эмоционального самочувствия ребенка
Выявление эмоциональных состояний ребенка
РАЗДЕЛ 3
Итоговая диагностика (заключительный период)
Вот и настало время подвести итоги
Рейтинг личностного роста
 
Определение развития собственной личности.
 
Эмоциональные и личностные особенности
 
методика «Лесенка»
Рисуночный тест
Получение информации о том, понравились ли ребенку занятия по программе.
Мышление и речь;
 
«Несуществующее животное»
Оценка психосоциальной зрелости и отношение ребенка к обучению в школе
Исследование общей и мелкой моторики
Методика «Последовательность событий»
 
Восприятие
методика «Повторяй за мной»;
 
Пространственная ориентировка
 
«Узнавание реалистических изображений», «Узнавание перечеркнутых изображений»
 
Мышление
 
«Складывание разрезных картинок», «Найти в помещении правый верхний угол и т.д.», «Графический диктант».
 
Память
 
«Мисочки», «Классификация», «Четвертый лишний»
 
Внимание
«Запомни картинки».
 
 
«Тест переплетенных линий».
 
 
 
 
 
 
 Ожидаемые результаты:
 
  • повысится мотивация к школьному обучению;
  • сформируются устойчивые познавательные, эмоциональные и социальные мотивы;
  • вырастет уровень и темп восприятия;
  • увеличиться объем и концентрация внимания (объем – 7- 8 предметов,
устойчивость – 45 минут, концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей при высокой плотности штриховки);
  • увеличиться объем оперативной памяти (зрительная образная: объем – 7-8 предметов, слуховая образная: объем – 7 звуков, слуховая вербальная: объем – 7-8  слов, тактильная: объем – 7 предметов);
  • разовьется творческое воображение (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов);
  • разовьется  наглядно-образное мышление и зачатки словесно-логического мышления;
  • в личностной сфере разовьется умение оценивать себя, выделяя в своем поведении  различные личностные качества. Проявление элементов рефлексии.
 
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Белопольская, И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ И.Л.Белопольская –М.: Когито-центр, 1994.
3. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка [Текст]/ А.И.Захаров. – М., 1989.
5. Изард, К.Е. Эмоции человека [Текст]/ К.Е.Изард. – М., 1980.
Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева. – Ярославль, Академия развития, 1996.
8. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь [Текст]/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М: Генезис, 2002.
9. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]/ Г.Л.Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
10. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р.В.Овчарова. – М.: Сфера, 1996
11.Чистякова, Г.И. Психогимнастика [Текст]/ Г.И.Чистякова. – М., 1990
  • Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой
  • Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»
 
 
  1. Приложение
 
АНКЕТА для родителей
 
Уважаемые родители!
Просим Вас внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы.
Анкетирование проводится с целью повышения эффективности работы с семьей.
Ф.И.О. мамы, возраст………………………………………………………………
папы, возраст……………………………………………………………………….
Имя ребенка, возраст……………………………………………………………….
Есть ли еще дети в семье?………………………возраст………………………….
Образование мамы………………………………………………………………….
Образование папы………………………………………………………………..…
Занимаемая должность……………………………………………………………..
Читаете ли вы книги, журналы на тему воспитания детей?
ДА ИНОГДА НЕТ
 
Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
ДА ИНОГДА НЕТ
 
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья………………………………………………………………………………….
Социальная среда…………………………………………………………………….
Детский сад…………………………………………………………………………..
Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить:
ДА НЕТ НЕЗНАЮ
Приходится ли Вам наказывать ребенка?
ЧАСТО ИНОГДА НЕТ
Какие меры поощрения Вы используете?……………………………………….....
…………………………………………………………………………………………
Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
ДА……………………………………………………………………………………..
НЕТ……………………………………………………………………………………
НЕ СОВСЕМ…………………………………………………………………………
Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку, чем и как занимается с ним………………………………………………………………...
Каким бы Вы хотели видеть будущего ребенка?………………………………….

Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно воспитания Вашего ребенка в детском саду?……………………………………………………………..
Какие сведения о своем ребенке Вы хотели бы указать дополнительно?……….
…………………………………………………………………………………………
 
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!
 
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
 
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
 
Оценка результатов
– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов
– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов
– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов
– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла
– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0-1 балл
– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем
45 сек
 
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
 

Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»
Методика «Узнай, кто это». Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис. 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится        10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
 
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий   
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
 
Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку, можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14
 
Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8 - 9 баллов – высокий
4 - 7 баллов – средний.
2 - 3 балла – низкий.
0 - 1 балл – очень низкий.
 
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8 - 9 баллов – высокий.
4 - 7 баллов – средний.
2 - 3 балла – низкий.
0 - 1 балл – очень низкий.
 
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы.
В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
 
Методика 5. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис.
5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
 
 «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Педагог-психолог в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Педагог-психолог сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.