«Индивидуализация и дифференциация на уроках истории»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ореховская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Томской области
Тема: «Индивидуализация и дифференциация на уроках истории»
Методические материалы: методические пособия, разработки, рекомендации, сценарии, программы мероприятий, мастер-классы, материалы к ГИА и ЕГЭ, презентации, видеоуроки, в том числе: о методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла
Скоморохова Светлана Валерьевна
МБОУ Ореховская СОШ
учитель истории,
первая квалифицированная категория
Пояснительная записка
В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «... организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
В настоящее время накоплен некоторый опыт создания дифференцированных классов и школ. Дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы.
Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. Однако часто реализация дифференцированного обучения в школе осуществляется без достаточного теоретического обоснования, интуитивно.
Применяемые методы и приемы дифференциации в значительной мере копируют методологические разработки одного из авторов без анализа специфики своей школы, преподаваемого предмета, национальных и региональных особенностей и интересов учащихся.
В условиях переходного периода от единой унитарной школы к многообразию ее видов, введения ФГОС ООО — очень важно проанализировать опыт дифференцированного обучения, накопленный в преподавании различных наук.
Я хочу, на основании изученной литературы и опыта своей многолетней работы по новой методике, поделиться мыслями и знаниями, накопленными за это время.
Цель и задачи работы по дифференциации и индивидуализации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в условиях освоения им общего образования, а также усовершенствования знаний, умений и навыков, реализации учебных программ, уменьшения его абсолютного и относительного отставания (под последним понимается учение ниже своих способностей), углубления и расширения знаний, исходя из его интересов и специальных способностей.
Каждый учитель, приходя на работу, задает себе вопрос:"Для кого я работаю?".
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса для каждого педагога при его загруженности выливается во внутренний конфликт: работать для того, чтобы получить средний общий результат по качеству образования, то есть максимально подтягивать слабых учеников, или работать на развитие творческих, сильных учеников. Естественно, в идеале учитель должен успеть и то, и другое, но не всегда получается, так как есть ряд проблем общего характера: это дефицит учебного времени, снижение уровня подготовки, проблемы с долговременной памятью - прошли, изучили и быстро забыли, доступные готовые домашние задания, которые используют дети при выполнении домашней работы.
Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени сложности:
• На узнавание;
• На запоминание;
• На понимание;
• На внутритемное обобщениевключает в себя применение изученных фактов, законов, понятий в новой ситуации; логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме;
• На межтемное обобщение которое предполагает задание на выделение причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем;
• На межпредметное обобщение.
Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.
Для успешности учителя применяются психологические и педагогические критерии.
К Психологическим критериям успешности учителя относится познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Что касается педагогических критериев успешности, то к ним можно отнести учет индивидуальных особенностей ученика.
Учитель не должен спрашивать учеников — поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
• как на уроке создана установка быть внимательным;
• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
• как организована смена видов деятельности на уроке;
• учитываются ли возрастные особенности внимания школьников;
• как организована активность учащихся на уроке, а также деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Так вот общими показателями успешного обучения являются:
• Качество знаний, умений, навыков.
• Интерес к обучению, высокая мотивация достижения успеха.
• Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития, бывает что в классе создаётся конфликтная ситуация, которую педагог должен грамотно разрешить.
• Стабильность здоровья учащихся.
• Удовлетворённость учителя своей работой.
Для повышения мотивации школьников на уроках предлагаю следующие советы:
• Предоставление частичной свободы выбора.
• Отмечайте достижения ребенка.
• Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.
• Стараться, когда это возможно, интегрировать знания.
• Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
• Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
• Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни, что можно отнести к мотивации учеников.
Несомненно, на качество образования влияет и как отработано на уроке проверка домашнего задания. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка.
Могу предложить некоторые приемы:
Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания. Терминологический диктант применяю, как неотъемлемый метод проверки терминов и дат по истории.
«Блиц-опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй- третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.
«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.
«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу. Проанализировав сложившуюся ситуацию, в основу своей деятельности я стараюсь заложить принцип, что учитель – это прежде всего друг, соратник и помощник на уроке истории, готовый руководить учебным процессом, направлять и помогать.
Итак, мы видим, что образование играет большую роль в жизни, позволяя ей приобщиться к достижениям цивилизации, развить свои способности, позволяет сформировать мировоззрение человека и знания и умения, необходимые для успешной деятельности. Кроме тогоразработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
Литература:
1. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва — Воронеж, 2018.
2. Педагогическая энциклопедия. -М., 1972, т.2.
3. Промоторова Н. В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении. //Ученые записки МГПО им. В. И. Ленина, № 426. 1971.
4. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
5. Рогановский Н. Дифференцированное обучение — как его осуществить? Народное образование. 1991. № 3.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 2018.
7. Теплов Б. М. Психология: Учебник для средней школы. — М., 1954.
8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.
9. https://infourok.ru/individualizaciya-i-differenciaciya-obrazovaniya-istoriya-voprosa-psihologopedagogicheskie-podhodi-k-ih-realizacii-sovremennie-t-1756390.html