ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
МБДОУ «ДСКВ № 57» МО г. Братск
ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Автор: Н.С. Бушуева
Актуальность работы по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» очевидна. Как говорил Ральф У. Эмерсон «Везде, где есть жизнь, есть и опасность».
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежедневно от внешних причин погибает около двух тысяч детей. Лидируют в этом списке – несчастные случаи. Академик Российской академии наук, директор научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера Минздрава России Алексей Баиндурашвили сообщал, что чаще всего в стационар поступают дети с бытовыми травмами (38%), уличными (37%), реже – со школьными (11%) и полученными во время занятий организованным спортом (7%). Транспортные травмы при этом составляют всего 1,2% от общего числа травм, однако чаще всего приводят к смертности и инвалидности у детей и подростков в силу тяжести полученных повреждений. Большинство ситуаций, при которых дети получают травмы можно предотвратить. Более того, сегодня существуют правила, благодаря которым можно сохранить жизнь и здоровье детей. Этим правилам мы должны научить детей и показать важность родителям.
Как начать эту серьёзную работу с детьми младшего дошкольного возраста? Тема «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» обширна, мы начали свою работу с профилактики бытового травматизма.
Формирование умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода –этот раздел очень сложный и требует длительности и будет продолжаться на протяжении всего дошкольного возраста.
В соответствии с парциальной образовательной программой для детей дошкольного возраста Лыковой Ирины Александровны «Мир без опасности» мы определили цель и задачи нашей работы.
Цель: создать условия для формирования навыков осторожного поведения в потенциально опасных ситуациях дома, в детском саду, в общественных местах (около окон, дверей, на балконе и т.д.).
Задачи:
1.Дать детям доступное возрасту представление о возможных опасностях как угрозах жизни и здоровью в разных жизненных ситуациях (дома, детском саду, улице, транспорте).
2.Продолжать знакомить с базовыми правилами безопасного поведения по отношению к телу и здоровью-своему и других людей.
3.Содействовать формированию начальных представлений о безопасном поведении в быту, знакомить с возможными опасностями и правилами безопасного обращения с острыми, колющими, горячими, воспламеняемыми, хрупкими предметами и материалами, бытовыми электроприборами (утюг, фен, чайник и т.д.).
Непосредственная работа с дошкольниками -особый вид деятельности воспитателя в формировании навыков осторожного поведения в потенциально опасных ситуациях дома, в детском саду, в общественных местах.
Начиная знакомить малыша с правилами безопасности, рекомендуется учесть следующее:
-обучающий материал должен соответствовать возрасту и интересам ребёнка;
-правила должны подаваться в доступной форме;
-обучение нужно проводить по принципу «от простого к сложному».
Игровая деятельность — это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил безопасного поведения. Игры направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях: дома, на улице, в природе и на дороге.
Существует несколько видов игр:
- Настольно-предметные
- Настольно-печатные
- Подвижные
- Игры-тренинги
- Сюжетно-ролевые
- Дидактические
- Развивающие
- Обучающие
- Театрализованные
- Игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные).
Нашу работу в младшем возрасте мы организовали через проведение ряда дидактических игр.
Дидактические игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушениях, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребёнок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.
Правила игр можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников.
Также многие игры могут быть модифицированы (усовершенствованы).
Очень интересны детям игры, сделанные самими, самодельные. Такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.
Таким образом, через проведение дидактических игр, подобранных с учётом возраста детей, мы можем:
-вызвать интерес к теме безопасности
-получить полезные знания в доступной увлекательной форме
-И самое главное: привить и закрепить умения и навыки безопасного проведения.
По мнению Алексея Баиндурашвили, самым важным пунктом в предупреждении детского травматизма является поведение родителей.
Дети младшего дошкольного возраста, особенно нуждаются в создании для них безопасной среды в общественных местах, на улице, и, конечно же, дома. Важную роль мы отводим просвещению родителей, через знакомство с Учитывая это, была составлена серия консультаций по основам обеспечения безопасности, оформлены буклеты, памятки, брошюры для родителей по важным аспектам: «Безопасность детей: один дома», «Правила пожарной безопасности в доме и квартире», «Безопасность детей в быту», «Азбука для родителей» и т.п. Предложен родителям просмотр социальных роликов о разных видах безопасности детей, познакомили с мультипликационным сериалом «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности», «Спасик и его команда. Правила безопасного поведения детей в быту» и др.
Дети дошкольного возраста беззащитны из-за любопытства и стремления к самостоятельности. Взрослым нужно оберегать их.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012.-144с.
- Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.-120с.
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н.В. Коломеец.-Волгоград: Учитель, 2013.-168с.