«Игры и игровые приемы на развитие связной диалогической речи у дошкольников с речевыми нарушениями»
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
МАДОУ д/с №2, Г.о.Балашиха,
Московской области
Голубина Лариса Анатольевна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Одуванчик»,
Г.о.Балашиха, Московской области
Шмонова Анфиса Александровна
учитель-логопед
Развитие связной диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и поэтому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития связной диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Эффективным методом развития связной диалогической речи у дошкольников с речевыми нарушениями является дидактическая игра. Далее представлены различные виды игр по ее развитию.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры:
Педагог, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета; затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
- Зеленый, - говорит взрослый и бросает мяч одному из детей.
- Лист, - отвечает ребенок и, говоря «голубой» цвет, бросает мяч следующему игроку.
Игра «Ошибка»
Цель: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры:
Педагог: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
· Карлсон жил в маленьком домике у леса.
· Пятница идет после среды.
· Буратино – один из жителей цветочного городка.
· Мыть руки вредно для здоровья.
· Если на деревьях есть листья, то это лето.
Игра «Почта»
Цель: Обучать детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры:
Выбирается (назначается по жребию) ведущий игрок. Между ведущим и участниками игры завязывается диалог:
Ведущий: Динь-динь-динь.
Игроки: Кто там?
Ведущий: Почта.
Игроки: Откуда?
Ведущий: Из Нижневартовска. (Называется любой город).
Игроки: И что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия.
Игра «Краски»
Цель: Обучать детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры:
Участники игры выбирают хозяина магазина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином магазина повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок.
Игра «Что в чудесном мешочке?»
Цель: Познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизировать речевую поисковую активность.
Материал: Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.
Ход игры:
Педагог: «Ребята, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, нужно задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».
Педагог дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу, либо тому ребенку, кто попросит.
Если ребята угадают предмет, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.
В конце игры подсчитывается количество полученных фишек.
Игра «Так бывает или нет?» («Небылицы»)
Цель: Обучать детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять, развивая доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры:
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Вначале несколько небылиц разыгрывает педагог.
· Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
· Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
· У Вити день рожденье. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание: Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизировать речевую поисковую активность.
Материал: Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10-15).
Педагог инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
Время для рассматривания игрушки – 3-4 минуты.
Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями.
По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.
Игры с телефоном:
Игра «Заказ такси по телефону»
Цель: Обучать детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры:
Педагог вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
- Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
- На какое время вам нужна машина?
- На 8 часов утра.
- Ваш адрес? …
- Куда поедете?
- В детскую поликлинику.
- Назовите ваш телефон.
- Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
- Спасибо. До свидания.
Игра: «Звонок на работу маме (папе)»
Цель: Закреплять навыки культурного диалога по телефону; уточнять правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Ход игры:
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2. Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль коллеги родителей.
- Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите, пожалуйста, маму к телефону.
- Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
- Спасибо.
- Алло, Алеша, что случилось?
- Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
- Что с бабушкой?
- Она простыла, и у нее болит голова.
- Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
- Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
- До встречи, сынок.
Исходя из выше предложенных игр, можно сделать вывод о том, что:
• Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого высказывания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
• Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
• К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
• Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
• Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
Список литературы:
- Алексиева С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание, 2003. N 9. – С. 78-82.
- Гусарова Н. Н. Беседы по картинке. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое пособие. – М.: Гном и Д, 2017. – С. 3-19.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. – Спб.: Детство-Пресс, 2004.