Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Игры и игровые приемы на развитие связной диалогической речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

 

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

МАДОУ д/с №2, Г.о.Балашиха,

Московской области

Голубина Лариса Анатольевна,

учитель-логопед

 

 

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Одуванчик»,

Г.о.Балашиха, Московской области

Шмонова Анфиса Александровна

учитель-логопед

 

 

Развитие связной диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и поэтому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития связной диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

Эффективным методом развития связной диалогической речи у дошкольников с речевыми нарушениями является дидактическая игра. Далее представлены различные виды игр по ее развитию.

Игра «Отвечай быстро»

Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры:

Педагог, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета; затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

- Зеленый, - говорит взрослый и бросает мяч одному из детей.

- Лист, - отвечает ребенок и, говоря «голубой» цвет, бросает мяч следующему игроку.

Игра «Ошибка»

Цель: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход игры:

Педагог: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

· Карлсон жил в маленьком домике у леса.

· Пятница идет после среды.

· Буратино – один из жителей цветочного городка.

· Мыть руки вредно для здоровья.

· Если на деревьях есть листья, то это лето.

Игра «Почта»

Цель: Обучать детей задавать вопросы и отвечать на них. 

Ход игры: 

Выбирается (назначается по жребию) ведущий игрок. Между ведущим и участниками игры завязывается диалог: 

Ведущий: Динь-динь-динь. 

Игроки: Кто там?

Ведущий: Почта.

Игроки: Откуда?

Ведущий: Из Нижневартовска. (Называется любой город).

Игроки: И что там делают? 

Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.). 

Все играющие должны изобразить названные действия. 

Игра «Краски»

Цель: Обучать детей задавать вопросы и отвечать на них.

 Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина магазина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель: 

- Тук-тук! 

- Кто там?

- Покупатель.

 - Зачем пришел?

- За краской. 

- За какой?

- За голубой. 

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином магазина повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. 

Игра «Что в чудесном мешочке?»

 Цель: Познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизировать речевую поисковую активность.

 Материал: Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры:

Педагог: «Ребята, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, нужно задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Педагог дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу, либо тому ребенку, кто попросит. 
Если ребята угадают предмет, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет. 
В конце игры подсчитывается количество полученных фишек. 

Игра «Так бывает или нет?» («Небылицы»)

Цель: Обучать детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять, развивая доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры:

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Вначале несколько небылиц разыгрывает педагог.

· Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.

· Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.

· У Вити день рожденье. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание: Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Игра «Вопрос – ответ»

 Цель: Познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизировать речевую поисковую активность.

 Материал: Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

 Ход игры:

 Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10-15).

Педагог инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая – отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек». 
Время для рассматривания игрушки – 3-4 минуты. 

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями.

По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан. 
В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек. 

Игры с телефоном:

Игра «Заказ такси по телефону»

Цель: Обучать детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Ход игры:

Педагог вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

- Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

- На какое время вам нужна машина?

- На 8 часов утра.

- Ваш адрес? …

- Куда поедете?

- В детскую поликлинику.

- Назовите ваш телефон.

- Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

- Спасибо. До свидания.

Игра: «Звонок на работу маме (папе)»

Цель: Закреплять навыки культурного диалога по телефону; уточнять правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Ход игры:

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2. Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль коллеги родителей.

- Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите, пожалуйста, маму к телефону.

- Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

- Спасибо.

- Алло, Алеша, что случилось?

- Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

- Что с бабушкой?

- Она простыла, и у нее болит голова.

- Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

- Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

- До встречи, сынок.

         Исходя из выше предложенных игр, можно сделать вывод о том, что:

•  Для   развития   диалогической речи   детей   необходимо   обогатить содержание   речевого    высказывания   и совершенствовать   формы   и   методы    речевой работы.

• Новое   содержание   предполагает    стимуляцию   высказываний   детей   из    личного опыта; организацию словесного   коллективного   творчества   (сотворчество);  обучение  диалогу:  умению   слушать   и   слышать   партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие,   отвечать   на   высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

•  К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

• Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

•  Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

 

Список литературы:

  1. Алексиева С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание, 2003. N 9. – С. 78-82.
  2. Гусарова Н. Н. Беседы по картинке. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: методическое пособие. – М.: Гном и Д, 2017. – С. 3-19.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. – Спб.: Детство-Пресс, 2004.