Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Игровые методики по развитию чувства ритм дошкольников

МБДОУ Детский сад №45 "Алые паруса" г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

Игровые методики по развитию чувства ритм дошкольников

 

Белярова Татьяна Александровна

музыкальный руководитель

 

Одно из выразительных средств, которое учёными признаётся как базовый компонент музыкальности детей, это метро ритмическое чувство. Сегодня мы об этом поговорим в аспекте игровых подходов. И что сделать для того, чтобы эта работа стала интересней и увлекательней.
Почему же метро-ритм признаётся базовым компонентом музыкальности, а всё потому, что Чувство ритма, это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. И даже сейчас, когда ребёнка принимают в музыкальную школу, первым делом его просят прохлопать ритм, потому что ритмичный ребёнок - это ребёнок в котором живёт ощущение музыки, ребёнок может ни сразу чисто петь, а вот отсутствие базового хорошего чувства метро ритма - это показатель того, что ребёнок слабо музыкален. Если чувство ритма несовершенно это значит, что у ребёнка слаба развита речь, и как следствие слабо развиты интеллектуальные способности.
Наша жизнь подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.  Вся биологическая жизнь человека ритмически обусловлена (закрыл глаза-открыл глаза, вдохнул-выдохнул, сердце сжалось-разжалось). Из научных исследований нам сейчас известно, что метроритм имеет телесное происхождение поскольку это связано с биологическими процессами, которые происходят в организме и прежде всего это ощущение внутреннего ритма, которое происходит с биением сердца. Ощущение пульсации рождается вместе с ребёнком, стоя в кроватке он с грудничкового возраста пытается двигаться, приседать в такт музыки. Ритмическое чувство это, часть биологического наследия ребёнка. Пульсацию может послушать любой ребёнок, прислонив руку к груди, и уже в старшей группе, когда ребёнок слушает своё сердцебиение, а другой рукой стукает по коленке делая этот ритм видимым, самое время предложить послушать мелодию в ритме пульсации и сообщить детям о том, что у музыки тоже есть сердцебиение.
Для передачи пульсации существует множество вариантов. Самый близки и распространённый для ребёнка, это звучащие жесты или телесные инструменты: хлопки, шлепки по коленям, притопы и щелчки пальцами, они помогают ощутить ритм музыки телом. Телесное проигрывание ритма - это путь, который ведёт ребёнка к тому, что эти ритмы станут его внутренним ощущением. Телесные жесты дают возможность как бы «забить» ритм в тело, а тело, обладающее невероятным потенциалом памяти, потом этот ритм может отдавать в совершенно невероятных комбинациях.  Мы с вами знаем примеры потрясающего чувства ритма у африканцев, потому что у них помимо ударных инструментов главным инструментом является человеческое тело.
Чувство метра и ритма, в его элементарном виде, может быть разбито на две составляющие. Есть ощущение метра, это то, что называется пульсом. И вторая составляющая это собственно ритмические рисунки (разные по длительности хлопки). Начинать стоит с метрической пульсации, как раз то что делает грудничок, приседая стоя в кроватке, это и есть удары сердца, это и есть пульсация.  Начинать стоит с младшей группы предлагая детям сопровождать песенки отстукивая метрический пульс в ладошки, шлёпая по коленям, топая ножками, вариантов можно придумать множество, и они понадобятся на протяжении долгого времени потому, что в течении двух лет младшего и среднего возраста - это время, когда мы можем сделать одну очень важную вещь - стабилизировать метр, пульсацию в музыке. Это важнейшая задача, потому что ребёнок, который не слышит метра, он на самом деле не слышит никакой музыки. Вернее, он слышит, но очень ограниченно, он не слышит музыку как произведение для танца, для игры в оркестре, для него музыка не складывается не в какие структуры.
 Поскольку стабилизация метра очень длительная и однообразная работа, перед педагогами стоит задача как разнообразить этот длительный процесс. Важнейшая часть, это звучащие жесты, далее это постепенный перенос игры метрического пульса на музыкальные инструменты (клавесы, маракасы, ложки, погремушки и т. п.). Если из занятия в занятие делать одно и тоже заниматься с детьми метром и игрою, но при этом давать разные инструменты, выбирать разные формы, детям кажется, что они делают разное. Например, одну мелодию можно использовать для слушания, в следующий раз для произвольного движения (импровизация), на следующем занятии можно предложить инструменты, можно использовать любые звучащие предметы вокруг нас, придумать или использовать знакомые тексты подходящие для этой мелодии и т.д.
 
Вот мы с вами поговорили о метре, дальше мы затронем ритм. Ритм –  это чередование  долгих  и  коротких длительностей.  Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать уже с младшей группы. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами, пальчиковой гимнастики.
Самые простые ритмы для детей заключены в их именах. Это огромное поле для работы – игры с именами. Слог под ударением звучит длиннее, так и появляются длинные и короткие звуки. Например, Каждый ребёнок прохлопывает своё имя в разных вариантах, следующим этапом будет прохлопывание нескольких имён подряд. Под звон бубна дети разбегаются, после слов «Бегай-бегай, не ленись, в тройки соберись». Прохлопывают имена детей, собравшихся в пары, тройки, четвёрки. Речевые игры, потешки, с ритмичным скандированием и простукиванием текста, тоже способствуют развитию ритмического слуха.
Следующая тема, которая ведёт нас немного дальше, это моделирование ритма. В детском саду нет необходимости учить детей записывать длительности нот, но тем не менее есть вещи, которые называются предпонятиями и могут быть с успехом использованы. Самый первый приём - это так называемый большой и маленький, то есть длинная нота обозначается с помощью большого предмета, а короткая соответственно маленького. Например, речевая игра «Фрукты», (используются названия фруктов: а-на-нас, ки-ви, я-бло-ко, ма-ра-ку-я и т.д.) сначала текст сопровождается хлопками, а потом речевая поддержка убирается, остаётся один ритм. А в последствии можно взять шумовые инструменты и сыграть в оркестре.)  Вариативность подачи одного материала может служить использование ИКТ. Этот вид деятельности, к тому же, у детей активизирует внимание, что повышает результативность обучения.
Результатом работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста является: проявление интереса к музыкально-ритмическим играм и танцам; умение создавать и передавать музыкальный, художественно-речевой и театрально-игровой образ, выразительно и эмоционально петь и двигаться, умение импровизировать. Подводя итоги можно, с уверенностью утверждать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.
 

Смотреть работу