Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Игровой квест Добро и зло

 «Сумерки»

       Являясь заместителем директора по воспитательной работе, а также классным руководителем, наблюдаю всё возрастающее неумение детей общаться. Вместе с тем, ребята проявляют желание личного общения, но вследствие утери многих навыков, межличностное взаимодействие происходит не всегда удачно, часто приводит к ссорам и непониманию. Ещё одним фактором конфликтов считаю то, что большинство детей – единственные дети в семье, родственников-сверстников нет или немного, зачастую, и с ними общение минимально. Таким образом, общение переводится в виртуальный мир.

     В нашей школе имеется план воспитательной работе, традиционный годовой круг творческих и познавательных дел, но ежегодно появляются новые мероприятия, которые или остаются разовыми, или становятся традиционными.

     Идея проведения игровых квестов в школе пришла от учащихся. Мы решили сделать не просто игру-путешествие, а поход к себе, в свой внутренний мир. Изюминкой проведения считаем то, что проводится квест в школе зимой в вечернее время и носит общее название «Сумерки». Было проведено уже две программы: 2016-2017 учебный год – «В начале было слово…», 2017-2018 учебный год - «Добро и зло». Думаем, что это дело останется традиционным, по крайней мере, до тех пор, пока не иссякнет поток добровольцев-помощников.

 

Игровой квест «Добро и зло»

Цель: формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества.

Задачи:

  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  • способствовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность;
  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

 

Организаторы: учащиеся старших классов, педагоги.

Участники: учащиеся 5-8 классов.

Структура игры: участники класс-команды проходят обозначенный маршрут. Им предлагаются различные испытания, требующие определённой работы над собой или принятия личного или коллективного решения, или выполнение задания. Затем наступает время рефлексивных мероприятий, подведения итогов.

Предварительная подготовка: продумывание станций маршрута, выбор ответственных на станции, оформление, подготовка необходимых атрибутов. Сбор разрешений родителей на участие детей в вечерней программе.

Ход игры:

        Участники собираются в школе к 19.00. Каждый класс образует команду, количество не имеет значения, но изначально классный руководитель настраивает детей так, чтобы представлять класс пришли большинство учащихся класса. Классы по маршруту идут вместе с классными руководители, которые заранее предупреждены, что вмешиваться в ход игры им стоит только в крайнем случае и только для обеспечения порядка и безопасности.

Программа квест-игры «Сумерки»         

18.40 – 19.00   Сбор детей по классным комнатам

19.00 – 19.15   Общий сбор. Старт игры.

19.15 – 20.45   Квест «Добро и зло»

20.45 – 21.00   Общий сбор. Подведение итогов.

21.00 – 22.00   Итоговый огонёк в классах, уход детей домой.

 

Итак, все участники с классными руководителями собрались в холле II этажа школы.

Ведущий:  Добро и зло – они не могут существовать друг без друга. Это очень сложные и неоднозначные понятия. Но повсюду наблюдается одно: зло выставляет себя напоказ и его нельзя не заметить, тогда как добро скромно уходит в тень, и порой начинает казаться, будто его не существует.
Но также давно замечено, что зло, которое ты причинил другому, становится твоим собственным злом, и освободиться от него ты можешь, только претерпев его на себе от другого. То есть пока сам не почувствуешь, как плохо от грубых слов, мелких случайных ссор и обид, не поймёшь, что есть зло.

Однако, многие философы сходятся во мнении, что нельзя понять добро, не встретив зло.

Вот такие противоречивые мнения, сложные рассуждения, впрочем, и сама жизнь состоит именно из рассуждений, мнений и поступков.

И в этих хитросплетениях добра и зла мы с вами попытаемся сегодня разобраться. И пусть не получится сразу найти ответы на все вопросы, пусть появятся новые вопросы, но мы верим, что встреча наша не напрасна.
 

Затем классы получают маршрутные листы. Время на этапе – 10 минут. На каждом этапе классы будут получать буквы, применение которым они узнают на следующем общем сборе по окончании игры.
 

Прозвучал сигнал, и классы отправились в путешествие. Вот какие испытания их ожидали:

  1. «Зал призраков»

Ведущими этапа были педагоги. Комната и они сами были подготовлены соответствующим образом. Первая неожиданность – дверь запиралась. Каждой команде предлагалось поразмышлять о качествах человека, чертах характера. Постараться определить положительные и отрицательные, установить ту тонкую грань, когда положительное качество превращается в отрицательное (экономность – скупость и т.п.). Затем призраки предлагали помощь в избавлении человечества от нескольких отрицательных качеств (не более двух). То есть из всех названных отрицательных качеств ребята коллективно выбирали не более два самых плохих. Чтобы это произошло, надо было успеть выполнить задание: объединиться всем членам команды в одну цепь с помощью обычной ложки и верёвки: ложка – «иголка», к ней привязана верёвка. Такое приспособление продевается в рукав первого участника, вынимается их второго его рукава и так дальше со всеми участниками. Так ребята оказываются как бы нанизанными на одну нитку. Сделать это надо за время, отмеряемое песочными часами. Если выполняли в сё в срок, то получали ключ и шли дальше. Если задание выполнить не успевали, то ребят ждало следующее испытание: ключ от двери опускался в сосуд с водой, и чтобы выйти из комнаты, приходилось коллективно эту воду пить. (Вода была чистая, ключ обрабатывался) Классные руководители наблюдали, кто берёт на себя лидерскую функцию, а кто-то, возможно, и антилидера.

  1.  «Верю тебе, верю в себя»

Здесь ведущими были старшеклассники. Сначала в течение 2-3 минут все обсуждали вопрос о необходимости доверия, о сложности довериться кому-либо. Затем участникам предлагались задания из серии упражнений на доверие:

  1. падать с высоты на сложенные руки одноклассников: с помощью гимнастических приспособлений были сооружены «подмостки», рядом уложены гимнастические маты. Желающий поднимался наверх, ребята становились так, чтобы маты оказались между ними, соединяли руки. На них падал участник с высоты. Через 1-2 падения кто-то обязательно догадывался, как правильно встать, как держать руки, как расставить одноклассников и т.п. Присутствие классного руководителя обязательно!
  2. пройти сквозь строй рук: ребята делились на две команды, становились лицом друг к другу, вытянув руки вперёд. Желающий участник выходит из строя, отходит от них на некоторое расстояние и по команде бежит к строю одноклассников. Ведущий предупреждает всех, что они будут должны опустить руки перед бегущим товарищем. Очень важно внимательно следить за ходом упражнения и не задумываясь, выводить из строя нарушителей правил.
  1. «А на что ты готов?»

На этом этапе также требуется предварительное оформление. Во-первых, максимально затеняются окна, чтобы в классе была полная темнота. Во-вторых, выстраивается полоса препятствий: расставляются стулья и столы, протягиваются верёвки, развешиваются мокрые чистые полотенца (неожиданные прикосновения к ним вызывают бурю эмоций), в местах, где придётся пробираться ползком, выдавливается зубная паста, размещаются блюдца с сырыми куриными яйцами. Один участок полосы препятствий делается наклонным, застилается дерматином и намазывается жидким мылом. И, наконец, в течение прохождения полосы препятствий ведущие то и дело обсыпают участников мукой.

Перед началом выполнения задания ведущие с детьми обсуждают, на что они готовы ради своего класса, предупреждают о том, что пройти испытание должны все, но торопиться и толкаться не надо.

Все участники заранее предупреждены о необходимости большого количества влажных салфеток, о наличии запасной одежды. Полоса препятствий проходится босиком.

  1. «Ищу человека»

Ведущие-старшеклассники организуют беседу и выполнение заданий. Ситуации могут быть и другие, но подходящие по структуре.

Ведущий: Практически каждый день несет нам общение с разными людьми. И всем приходится делать свой выбор: как поступить, что сказать, с чем согласиться, а что отвергнуть.  И сделать его порой очень непросто.

Сейчас мы предлагаем вам несложное задание: разделитесь на 3 группы, 1 – дать цветной и белый листы, 2 – большой и маленький, 3 – одинаковые. Выберите из двух листов бумаги какой-нибудь один и кратко поясните свой выбор. (Сложнее всего третьей группе – выбрать из двух одинаковых и объяснить свой выбор).

Этим заданием мы хотели показать вам, что даже в случае, когда выбор незначителен, его непросто обосновать.

А теперь проведём ролевую игру. Вам будут предложены ситуации из жизни, а вы должны высказать свое мнение к поступкам главного персонажа и объяснить свой выбор. Итак, начнем.

Жил на свете мальчик. Назовём его Крутой только для того, чтобы отличать в тексте. Люди относились к нему по-разному. Одни восхищались: «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!». Другие  сторонились и, проходя мимо, говорили: «А нам все равно!».  Третьи осуждали и постоянно возмущались: «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!»

Была еще и четвертая группа людей. Но она встречалась на пути Крутого мальчика очень редко.

- Сейчас я расскажу о нескольких ситуациях, в которых оказался Крутой мальчик. А вы выберете группу людей, к которой отнесете себя и пересядете в ту сторону, где находится плакат с соответствующей  надписью:

1. «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!»

2. «А нам все равно!»

3. «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!»

4. Четвертая группа

Если вы отнесете себя к четвертой группе, то обязательно должны сказать Крутому мальчику какие-то другие слова. О поведении четвертой группы  вы должны догадаться сами.

Ситуация 1

«Дети играли во дворе в футбол. Один из игроков стал отбирать мяч у Крутого мальчика и ударил его по ноге. Крутой мальчик в ответ ударил соперника по голове, а потом еще добавил. Завязалась драка».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать на опасные аспекты такого поведения:  драка до добра не доводит, может кто-то пострадать очень сильно, к тому же, возможно, соперник ударил Крутого мальчика нечаянно)

Ситуация 2

«Крутой мальчик собрался идти гулять. Мама попросила заодно вынести мусор, уложенный и завязанный в пакете. Сыну «стрёмно» было нести эту ношу через весь двор, где ждали его друзья. Поэтому Крутой мальчик стал футболить пакет как мяч. Пакет порвался, и мусор вывалился на тротуар.  Друзья стали смеяться. Крутой мальчик со словами: «Дворник уберет. Ему за это деньги платят!»  поспешил к ним».

- Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

  (Дети из четвертой группы должны указать на неуважение к труду дворника, на несправедливость по отношению к нему, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят)

Ситуация 3

 «На уроке Крутой мальчик вместо того, чтобы слушать объяснение учителя, играл в телефоне. Учительница  несколько раз сделала ему замечание, а потом потребовала отдать ей телефон.  Но Крутой мальчик сказал вызывающе: «Не имеете право! Это не Ваша вещь!»

  - Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

(Дети из четвертой группы должны указать, что необходимо знать не только свои права, но не забывать и об обязанностях, что на уроках надо заниматься учебой, что поведение учителя обосновано его вызывающим поведением)

Ситуация 4

«Крутой мальчик попал в компанию ребят, которые курили, и тоже втянулся в это дело. Он же не мог показать себя слабаком!»

  - Пересаживайтесь к тому плакату, который  выражает ваше мнение.

- Объясните свой выбор.

(Дети из четвертой группы должны убедить Крутого мальчика не курить, напомнить о вреде  курения, о возможности привыкания, напомнить о ложной дружбе)

 

Пора подвести итог.  Каждый из вас садится туда, где он чаще всего находился.

Советы первым трем группам

Совет для первой группы, которая чаще говорила:  «Круто! Молодец! Я бы сделал так же!» 

Если потакать поведению Крутого мальчика, то из него вырастет лгунишка, воришка, плут и мошенник, эгоист, вспыльчивый озлобленный человек, не знающий сострадания, да еще и курильщик. Такому человеку нельзя довериться.  Он может предать любого из-за личной корысти.

Совет для второй  группы, которая чаще говорила:  «А нам все равно!»

Послушайте высказывания знаменитых людей о равнодушии:

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности». Бернард Шоу

 «Равнодушие – это паралич души»  Антон Павлович ЧЕХОВ

 «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»

Максим Горький

Этими словами все сказано!

Совет для третьей  группы, которая чаще говорила:  «Да разве так можно делать! Ты плохой! Убирайся отсюда!»

«Даже у самого худшего из нас где-то спрятаны крылышки и надо помочь ему их раскрыть, а не осуждать его».  Марк Леви.

«Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках». Лао-Цзы

 «Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».  Уильям Шекспир

Правильнее всех в данных ситуациях рассуждали те, кто причислил себя к четвертой группе.

- А какие слова мы могли бы придумать для четвертой группы?

Слова убеждения (или ещё как-то дети предложат)

Слова убеждения: «Не делай этого! Подумай о последствиях! Это опасно для твоей Души!»

Надо не только осуждать, но и показать, в чем неправ человек, что ему грозит, если он будет продолжать так действовать, как помочь ему исправится.

Человеку свойственно ошибаться. Но имейте силу воли исправить свои ошибки.

Помните пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу».

 

  1. «Понять и принять»

На этом этапе детям предлагаются две истории. Основная их особенность: нельзя сказать, кто прав, кто виноват, как поступить правильно. Ведущие рассуждают вместе с детьми, слушают их ответы.

          История 1. Эта история началась 12 лет назад. В двух семьях, у разных народов, живущих не очень далеко друг от друга, в один день родились дочери. Каждую из них очень любили, а вот народы очень долгое время враждовали между собой. Девочек отпускали гулять только с целой армией нянек. Однажды на прогулке девочки встретились, познакомились. Несмотря на то, что они познакомились недавно, им было очень легко общаться между собой, а когда они узнали, что их дни рожденья совпали, тут же решили пообещать друг другу оставаться подругами навсегда. Няньки не увидели ничего подозрительного, они не знали, что девочки из враждующих семей. Посчитали, что не надо мешать детям общаться. Так прошло 3 года. Девочки очень сдружились, доверяли друг самые сокровенные мысли и тайны. У них появилось любимое место для встреч: несколько камней на возвышении были сложены так, что закрывали их от любопытных глаз и непогоды. Самое главное несчастье для них было то, что их семьи никак не пытались примириться между собой. Однажды одна из девочек,  это была я, прибежала на излюбленное место встречи вся в слезах. Насилу успокоившись, рассказала подруге, что ночью кто-то приезжал к ним, родители всю ночь не спали, а с утра стали собираться мужчины со всех семей их народа. Мне стало страшно, и я убежала. Теперь не знаю, что делать.

Моя подруга как смогла успокоила меня, но стала быстро собираться домой. Она ушла, я немного посидела и тоже вернулась домой. Мужчин уже не было, женщины тоже сидели по домам. Через несколько часов вернулись наши мужчины, но в каком виде они были! Все измученные, израненные. Я с облегчением увидела своего отца. Он вошёл в дом и начал рассказывать. Оказывается, накануне ночью вернулся наш посланник и сказал, что тот народ, с которыми мы враждовали, согласились с нашим предложением  собрать большое вече и объявить о мире. В этом вече, то есть в собрании, могут участвовать только мужчины, поэтому они и стали собираться у нас, в самом большом доме. Но я убежала почти сразу утром, поэтому не поняла, что мужчины ушли без оружия. Но встретили их мужчины другого народа с оружием в руках. Завязался неравный бой, много полегло наших мужчин, много осталось  погибших и с другой стороны. Один из пленных, умирая, сказал, что их всех предупредила какая-то девочка, поэтому воины успели быстро собраться. К сожалению, сама девочка погибла.

Я не хотела этому верить, побежала на наше любимое место, но увидела, что какая-то необъяснимая сила раскидала камни на возвышении. Я поняла, что это правда. Мне не с кем поделиться, но я чувствую свою вину в гибели наших мужчин, в том, что появившаяся надежда на мир рухнула, но особенно в том, что погибла моя лучшая подруга.

Никто об этом не знает, не было никакого суда, но подскажите, как мне разрешить мой внутренний суд.

История 2. Жила обычная семья: муж, жена и сын. Отец работал на железной дороге, следил за состоянием полотна и переездом. Так же в его обязанности входил перевод стрелок на железнодорожных путях в соответствии с расписанием прохождения поездов. Это очень ответственная работа, потому что, если перевести стрелки не вовремя или неправильно, весь состав повернёт не туда и столкновение со встречным поездом неизбежно. Вот и в этот день всё было как всегда: отец ушёл на работу, а жена и сын остались дома. Мальчик чем-то очень увлечённо занимался. Подошло время переводить стрелки, мужчина подошёл к рычагу и вдруг увидел сына как раз на той железнодорожной ветке, куда должен свернуть поезд. Состав уже приближался, мальчик из-за шума не слышал криков, машинист поезда затормозить не успевал.

Предложите, пожалуйста, ваше продолжение истории. Как поступил отец? Что произошло дальше?

  1. «Вместе»

Действие этого этапа происходит в спортивном зале. Ведущий – педагог. Нами были выбраны некоторые упражнения команднообразующего направления (teambuilding). Обязательное условие каждого упражнения – сделать всем!

  1. «Неустойчивое бревно». Гимнастическое бревно подвешено к потолку на прочных канатах, вокруг застелено гимнастическими матами. Задача команды – перебраться по бревну с одной стороны на другую. В ходе выполнения обязательно кто-то догадается придерживать бревно, помогать одноклассникам.
  2. «Паутина». Между шведской стенкой и прочной закреплённой опорой из верёвок образованы ячейки. Они разных размеров и количество обязательно меньше количества участников. Задача прежняя – перебраться на другую сторону паутины, но в каждую ячейку можно наступать только один раз. У нас большинство классов не с первого раза догадались переносить кого-то на руках, передавать из рук в руки, не давая всем наступать в ячейки. Переносили, конечно, девочек.
  3. «Тарзанка». С помощью закреплённого каната перепрыгнуть «болото», передать канат следующему. Условие – не задевать ногами «болото» - не сходить с матов.
  4. «Электрическая стена». Перед участниками – стена (из натянутых верёвок). Ведущий говорит, что стена электрическая, задевать за неё нельзя. Цель прежняя – перебраться на другую сторону. Здесь уже ребята сразу догадались, как действовать: кому перепрыгнуть сначала, кого оставить последним, как передавать товарищей.
  1. «Путь к себе»

Нам бы хотелось пригласить вас к разговору, который волнует всех.

Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это человек. Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное.

Как научиться понимать самого себя? Как получить представление о других?

А какой он - Путь к себе? Сегодня попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути.

Игра

Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета.

Я приглашаю трёх желающих к столу. Совпадают ли ваши мнения? Почему мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения учащихся.)

Задание классу: Предмет в коробке один, попробуйте его назвать. Почему это не так легко сделать?

Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны судить о человеке? (Высказывания учащихся.)

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Итак, первый этап движения на пути к себе - получить представление других о себе.

 А теперь – история.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги»

Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.

Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе – слушать себя, своё сердце и голову.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Жил-был один монах. И в течение своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во  время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длиню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они  могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху  местный служащий и кричит:
-Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиню-ю-ю-ющими  ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся монах – а здесь люди…

Спросить детей:
Как вы думаете: почему здесь люди сытые и веселые? Как это у них получилось?

Да, здесь люди кормили друг друга.

Итак, третий этап: учись видеть, когда нужна твоя помощь и не бойся помогать. Будешь делать это искренне, и тебя не оставят в беде.
 

Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? А какие попутчики вам попадались в купе?

А теперь  давайте представим себе, что ехать вам далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у вас  одна минута. И, конечно же, вам надо будет объяснить свой выбор.

Цыганка.
Скинхед.
Молодой человек, больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток, похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.

Ребята выбирают себе попутчиков и объясняют почему сделали такой выбор.
можно задавать наводящие вопросы: А почему  ты не выбрал подростка, похожего на наркомана? Может, он вовсе не наркоман, а  просто больной, уставший?

А кавказца-мусульманина? Разве один человек может отвечать за поступки других?»
 

Все вы, наверное, знаете высказывание:
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе.

Так мы сформулировали несколько этапов на пути к себе, надеемся, что на своих классных часах и самостоятельно вы продолжите строить этот путь, а сейчас небольшой сюрприз:

Достает коробку, а на ней записка:
«Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие»
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос?

открывает коробку:

-Что же мы здесь видим? (В посылке зеркало и каждый видит себя)

  1. «Что я вижу»

Здесь ведущие-старшеклассники предлагают детям рисунки. Участники могут обсуждать парами, по три человека, а могут и выражать только личное мнение. Сначала ведущие с детьми рассуждают о том, что каждый человек ситуацию видит по-своему, поэтому очень важно уметь объяснять, договариваться, понимать друг друга. Затем идёт обсуждение по картинкам. Дети рассказывают, что они увидели на картинках.

 

Дети предлагали очень разнообразные ситуации, порой диаметрально противоположные, некоторые отмечали, что сталкивались с подобным в жизни.

 

Последний этап каждого класса – их классный кабинет. Там ребята выполняют следующее задание: из полученных букв (а буквы ведущие называли наугад), составить слово, отражающее их настроение. Необходимо было использовать как можно большее количество полученных букв. Если слово не складывалось, дети обращались за помощью к классному руководителю: он мог добавить две буквы. Затем дети рисовали что-то в соответствии со своим составленным словом и на итоговом общем сборе дарили рисунок классу, выпавшему по жребию.

 

Итоговый общий сбор: высказывались представители классов, ребята называли наиболее понравившиеся задания, педагогам и старшеклассникам вручены благодарности. А все участники разошлись по классным комнатам на «огонёк». Здесь ребята и классные руководители анализировали событие, отмечался вклад каждого, вспоминались курьёзные случаи.

 

По окончании «огоньков» дети расходились домой, в основном за всеми пришли или приехали родители, так как время было позднее.