Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Играя-учимся, играя-познаем!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

Тайгинского городского округа

«Интеллектуальные игры для дошкольников»

(из опыта работы)

«Играя – учимся, играя – познаём!»

(мастер-класс)

Сухарева Е.С. - старший воспитатель

Тайга

2016

Слайд 1 (титульный лист)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы продолжаем наш городской семинар-методический фестиваль по теме «Развитие интеллектуальных способностей  дошкольников»

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира через выполнение мыслительных операций 

Возможности интеллектуальных игр велики.

 

Слайд 2 (Интеллект)

Мозг трехлетнего ребенка в три с половиной раза активнее мозга взрослого человека. Активность остается высокой в течение первых семи  лет жизни. В генах заложена программа развития интеллекта, но как она будет осуществляться, зависит от окружающей среды.

 

Слайд 3 (Законы интеллектуального развития)

Если регулярно не тренировать мозг ребенка, то потери в развитии становятся невосполнимы.

Сегодня мы поговорим об использовании авторских методик в интеллектуальном развитии дошкольников

 

Вы посетили занятия, во время которых  увидели, как педагоги разных возрастных групп используют в работе Блоки Дьенеша Слайд 4 Дьенеш

Создатель логических блоков венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета Золтан Пал Дьенеш

 

Слайд 5 (блоки Дьенеша)

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Задания по использованию блоков могут быть различными.

В старшем дошкольном возрасте дополнительно используются карточки-символы свойств и карточки с отрицанием символов-свойств.


Слайд 6 (КАРТОЧКИ) Знакомство ребенка с символами свойств -это важная ступенька в освоении знаковой культуры и основа программирования. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Всего 11 карточек.
И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
 

Используя Блоки Дьенеша, мы проводим различные увлекательные  игры для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей, что

влияет на развитие детской речи, т.к. во время занятий ребятам приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Поскольку говорить сегодня мы будем об интеллектуальном развитии дошкольников через игры, то предлагаю вам тоже включиться в игру под названием «Дерево ожидания»

Наше дерево весеннее, как вы думаете, чего на нем не хватает?

Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.

Прошу вас подумать и определиться с тем, что вы хотите получить в завершении семинара? Подумайте о ваших личных ожиданиях. Пронумеруйте свои листочки, начиная от окна, и напишите на них в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей с вами встречи.  Муз. заставка Теперь прикрепите листочки на дерево. Все запомнили номера своих листочков  и ожидания? К нашему дереву мы  вернемся в конце семинара

 

Слайд 7 (Формула развития интеллектуальных способностей)

А наш методический фестиваль продолжается

    Как я уже говорила, ребенок - это личность, имеющая потенциал интеллектуального развития, поэтому главная задача педагогов и родителей, - вовремя увидеть его задатки и помочь им развиться.

В связи с этим, педагогическим коллективом детского сада были определены основные направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников:

 

Слайд 8 (проекты)

  • Это создание картотеки дидактических игр по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
  • разработка и внедрение игр­-занятий с детьми младшего возраста по развитию моторики;
  • экологическое развитие воспитанников (создание экологиче­ской тропинки детского сада, элементарные опыты и наблюдения в природе и др.);
  • опытно-экспериментальная работа
  • создание и реализация проектов в соответствии с темами самообразования в ходе проектной деятельности по  интеллектуальному развитию дошкольников «Маленькие Знайки»

 

Слайд 9 (модель лаборатории «ИнтеллектУм»)

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта, которые мы включили в  лабораторию «ИнтеллектУм». Авторские игры мы используем в работе с детьми на занятиях

по математике и ознакомлению с окружающим миром на основе деятельност­ного подхода;

на занятиях по обучению старших дошкольников грамоте по программе Н.В. Дуровой;

подгрупповых занятиях  по английскому языку

на занятиях по конструированию;

на экологических занятиях, при проведении опытно-экспериментальной деятельности;

на занятиях с детьми младшей группы по развитию моторики.

 

Слайд 10 (работа с педагогами)

Работа с педагогами предусматривает:

  • педсоветы, семинары  и мастер классы по проблемам интеллектуального развития дошкольников, проводимые в детском саду;
  • анализ работы воспитателей и педагогов по реализации проектной деятельности «Маленькие Знайки»;
  • диагностику интеллектуального развития детей разных возрастных групп;

 

Слайд 11 (Работа с родителями)

В рамках реализации интеллектуального развития дошкольников для родителей организуются:

  • открытые показы занятий;
  • праздники и досуги по интеллектуальному развитию с участием родителей
  • индивидуальные консультации педагогов и специалистов, так называемая педагогическая гостиная;

Родители воспитанников принимают активное участие в жизни детского сада: создают совместно с воспитателями и детьми развивающие игры, принимают участие в интеллектуальных  конкурсах, выставках. Кстати в фойе детского сада размещена выставка детско-родительского творчества «Волшебный мир оригами». 

Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной предметно-развивающей среды. В частности, в каждой возрастной группе имеются центры игрового развития,  подобраны пособия, дидактические игры, как фабричные, так и созданные руками педагогов и направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Некоторые из них представлены на нашей выставке под названием «Умные игры-умные дети»

 

Слайд 12 («Путешествие»  по развивающим играм)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с волшебным квадратом  В.В. Воскобовича и Дарами Фребеля,

Так как единственным ощутимым минусом всех авторских игровых пособий  является их цена, возникает необходимость изготовления близких к оригиналу дидактических игр своими руками.

 

И я предлагаю всем вместе создать развивающий конструктор Фребеля из подручного материала, который называется «Конструктор за одну минуту»

 

Слайд 13 (Фридрих Фребель)

Придумал его Фридрих Фребель-немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада, основанного в  1840году.

Кстати, в термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка,

слайд 14  («Дети-цветы жизни!») который необходимо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу (вот откуда пошло всем известное выражение «дети — цветы жизни!»)
 

Слайд 15Дары Фребеля») Ф. Фребель разработал  первый в мире дидактический «обучающий» материал для детей дошкольного возраста и назвал его «дары Фребеля». Дары Фребеля классифицированы на 14 групп, каждая группа включает разные по форме, величине и цвету предметы: шары, кубы, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д. и помещена в отдельный ящичек, соответственно в 1 наборе 14 ящичков. На сайте «Умный ребенок» развивающее пособие «Дары Фребеля» стоит порядка 18500 рублей, т.е. каждый ящичек по 1тыс. 300рублей

 

Муз заставка Все геометрическое фигуры Фребель назвал «Формы познания». Итак, для изготовления октаэдра слайд 16 «Играя – учимся, Играя – познаём!» нам понадобится 4 спички, 8 зубочисток и 6 горошин из  пластилина. Предлагаю каждому попробовать изготовить Форму познания. Начинаем создавать нашу фигуру с внутреннего квадрата состоящего из 4 спичек, постепенно присоединяя к нему верхнюю и нижнюю часть октаэдра

Как заниматься с конструктором?

Сначала ребенок делает фигуры из детского конструктора по образцу (от простых фигур к более сложным).

Когда он освоит возможности конструктора, то уже сможет придумать свои фигуры –слайд 17 («Домик») например, домик, столик, шкафчик, скамеечку для сказочного героя, дерево, башенку, и т.д. Все предметы домашнего обихода Фребель назвал «Формы жизни»

В дальнейшем можно сочетать конструкцию из пластилина и другие способы – например, плетение. Слайд 18 («Тележка») Вот такую поделку — тележку  с использованием плетения предлагал делать с детьми Ф. Фребель

 

2. «Мастер-класс»

- Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста, под названием «Сказочные лабиринты игры», создателем которой является наш соотечественник и современник Вячеслав Вадимович Воскобович. Слайд 19 (Воскобович)

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. Слайд 20 (Развивающие игры В.В. Воскобовича)

Первые игры Воскобовича такие как "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"),  "Цветовые часы" появились еще в 90-х и сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше.

К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

развивающие игры Воскобовича многофункциональны.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи

 

Предлагаю всем  изготовить двухцветный квадрат Воскобовича слайд 21 («Квадрат Воскобовича») Муз заставка

1.Перед вами лежит уже готовый шаблон из полиэтиленовой пленки 13,5 на 13,5 см. (Края  немного округлены) и на каждого из вас по 16 равнобедренных треугольников желтого и зеленого цвета с основанием 6 см и боковыми сторонами 4 см.

В оригинале используется плотный непрозрачный материал (очень важно, чтобы у материала основы не крошились края). Оригинальный квадрат Воскобовича в количестве 1 штуки стоит около 300 рублей. Умножьте на количество детей в группе, например, 27 человек, получается кругленькая сумма 8 тыс 100 рублей. У нас один квадрат обошелся в десятки раз дешевле

 - Итак, ваша задача:  приклеить последовательно 16 треугольников на одну сторону так, чтобы получилось в большом квадрате четыре  маленьких (каждый маленький квадрат будет состоять из четырех треугольников. Внимание: треугольники, которые располагаются по краю необходимо размещать, немного выходя за пределы материала и не забываем оставлять небольшие зазоры между треугольниками).

Поздравляю, первая сторона закончена.

2. Приступим ко второй, с ней гораздо легче, треугольники наклеиваем с другой стороны друг на друга.

Вот и готов двухцветный квадрат Воскобовича. По сути, наш волшебный квадрат-это оригами, которое мы можем складывать в зависимости от задуманного сюжета. Например,

Превращение первое

слайд 22 («Домик»)
Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» —подумал квадрат и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — подумал про себя Квадрат. — То ли дело - домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком». Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.

Превращение второе

слайд 23 («Конфета»)
но тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, пушистую, нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек. «Вот бы мне стать конфетой», — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
 

Вот так, в  игровой форме с помощью квадрата Воскобовича, можно развивать у детей пространственное логическое мышление.

 

4.  Рефлексия  («Дерево ожидания»)

слайд 24

Итак, вернемся к нашему дереву ожидания.  Отгадайте загадку

Круглые, зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки Правильно, это яблоки. Я прошу каждого из вас поставить на яблоке ту же цифру, что на листочке и  написать на нем  результаты, впечатления которые остались у вас от нашего семинара. Муз заставка

- Пока вы пишите  я, в свою очередь, предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями это «Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваем ребёнка дома»  а также «Советы родителям по выбору игрушек для детей».

Разместите яблоки на дереве и давайте посмотрим, совпали ли ваши ожидания с полученными результатами для каждого из вас

Прошу каждого зачитать свои ожидания и сравнить с результатами (зачитывают ожидания на листочках и результаты на яблочках)

Вот наше дерево и принесло свои плоды.

Закончить  встречу я хочу словами выдающегося советского педагога-новатора, писателя Васи́лия Алекса́ндровича  Сухомлинского «Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок»