Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Игра "Карусель друзей природы"

МКОУ СОШ с. Аджим Малмыжского района, Кировской области

Игра "Карусель друзей природы"

Хайруллина Гульнара Масхудовна

учитель нач. классов

 

 

   В данной интеллектуальной игре участвуют все ребята лагеря. Они заранее разделены на звенья. Каждое звено состоит из детей разного возраста.  Каждый звеньевой при входе на лесную поляну получает корзину с номером своего звена. В зале звучит музыка «Русский лес».

Цель: закрепление и расширение знаний по  экологической культуре и окружающему миру учащихся.

Задачи:

  • Формировать культуру поведения в природе;
  • Развивать представления об окружающем мире;
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • Воспитывать бережное отношение  к природе;
  • Рационально относиться к компонентам неживой природы
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;
  • экологическая культура, ценностное отношение к природе и окружающему миру  через акцент на объяснение правильного поведения человека в природе;
  • социальная, учебно–познавательная и внешняя мотивация учебной деятельности через повышение интереса и подчеркивание значимости выполняемых заданий;
  • самооценка на основе критериев успешности выполнения заданий;
  • нравственно – этическая ориентация: навыки сотрудничества  в разных ситуациях при совместном выполнении заданий, умение находить выходы из спорных ситуаций, эстетические  и этические чувства (доброжелательность в общении, отзывчивость, основы нравственности);

Регулятивные.

  • умение ставить цели и достигать их;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; 
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

Познавательные.

  • умение использовать, применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять смысловое чтение, чтение с заданием;
  • передача информации устным и цифровым способами;

Коммуникативные формирование умения обращаться за помощью, фиксировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками  для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • определять цели, функции, способы взаимодействия; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение, строить понятные окружающим высказывания.

Оборудование: ноутбук с колонками, раздаточный материал, ёлочки, чучела птиц, костюмы грибочков, стульчики (пенёчки), корзиночки, номера звеньев.

Подготовительная работа: Детям рекомендуется прочитать рассказ     Владимира Морозова «Рассказы о русском лесе». Организаторам игры оформить лесную поляну. Поставить ёлочки, чучела птиц, животных. Поставить столько пенёчков (стульчиков) сколько участвует команд (звеньев).

 

Ход игры

   Вожатые в костюмах грибочков встречают детей, и каждое звено встаёт у любого пенёчка. У пенёчка же стоит вожатый в костюме. У звеньевого в руках корзинка.

Вед.: Берегите природу!

Люди, вы природу берегите!                                                                                                     

      Не сжигайте больше вы лесов!                                                                                                  

  И деревья не рубите, не губите,                                                                                                

  Не срывайте редких вы цветов!                                                                      

   Прилетит ли птица к водоёму,                                                                                  

   Или же зверь придёт попить –                                                                                            

    Не стреляйте.                                                                                                                                

   Вы подумайте немного                                                                                                                    

 Как же вы потом хотите жить?                                                                                                       

 Что за лес без зверя и без птицы?                                                                               

   Что за пруд без рыбы под водой?                                                                            

  Что за поле без травы росистой?                                                                                 

Что за жизнь в такой стране пустой?                                                                                     

    Вы природу берегите, как зеницу,                                                                       

    Чтобы внукам было что ценить                                                

 

                                             Чтобы все и зверь, и лес, и птица –                                                               Сохранилось и могло бы жить.

   Добрый день дорогие любители природы. Для вас прозвучало стихотворение выпускницы Аджимской школы Венских Ксении. Сегодня мы с вами собрались на лесной поляне, чтобы проверить  ваши знания. Знаете ли вы, что такое лес, знакомы ли с его жителями, умеете ли вы вести себя на природе. В этом году русскому писателю, леснику Владимиру Морозову исполняется 65 лет. Владимир Морозов уроженец Кировской области Нолинского района. Свои рассказы лесничего он писал для детей разного возраста. Многие вопросы нашей игры составлены по рассказу В.И.Морозова «Рассказы о русском лесе».                                                                                                                         Правила игры следующие:

1)  соблюдать правила работы в группе;                                

2) со звоночком вожатый в костюме грибочка даёт задание команде;                                           3) Команда в течение 5 минут отвечает на вопросы;

4) Как только заиграет музыка звеньевой кладёт листочек с выполненным заданием в корзинку танцующими движениями (у каждого звена свои элементы танцев) передвигаются по часовой стрелке к другому пенёчку. Со звоночком звено получает новое задание т.д..Каждое звено должно вернуться к тому пенёчку с какого начинало (Вожатые грибочки не только выдают задания, но и работают как наблюдатели).

1 пенёк   Белый гриб

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Как называется дубовый лес?

 

 

2. Кто такой шатун?

 

 

3. Перечислите виды лесных пожаров.

 

 

4.По каким растениям можно определить время?

 

 

5.  Назовите лекарственные растения.

 

 

 

2 пенёк   Подберёзовик

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Что такое бор?

 

 

2. Какие хвойные деревья вы знаете? Чем ель отличается от пихты?

 

 

3. Назовите 10 правил поведения в лесу.

 

 

4. Назовите дерево пионер. Почему его называют пионер?

 

 

5.Какое дерево называют таёжным великаном? Почему?

 

 

 

3пенёк  Подосиновик

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Самый крупный хищник наших лесов?

 

 

2. Что такое лес? Перечислите виды лесов.

 

 

3. Назовите растения занесённые в красную книгу.

 

 

4. Кто такой сохатый?

 

 

5. Сколько лет живёт дуб?

 

 

 

4 пенёк  Мухомор

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Какое дерево называют деревом – маткой? Почему?

 

 

2. Назовите лесные этажи. На каком этаже, что растёт?

 

 

3. Как называется куст с короткой хвоей?

 

 

4. Назовите ровесницу динозавров?

 

 

5. Составить лесные цепи питания.

 

 

 

5 пенёк Опёнок

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Сколько лет живёт дуб?

 

 

2. В каком лесу какой гриб растёт?

 

 

3. Как правильно собирать грибы и класть в корзину?

 

 

4. Как по спиленному стволу сосны определить возраст?

 

 

5. Назовите животных занесённых в красную книгу.

 

 

 

   Вожатые берут у каждого звеньевого корзинки с выполненными заданиями и подводят итоги. (Приложение № 1) В это время каждое звено разыгрывает сценку по правилам поведения в лесу. Сценки по жеребьёвке звенья получают ещё на утренней линейке. (Приложение № 2)

Вед.: Подводит итоги награждение команд (звеньев). Русская пословица гласит «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса – посади».

 

Приложение 1

Игру мы закончим песней «Лесной марш» музыка Ю.Чичикова, слова П.Синявского.

Приложение № 1.

1 пенёк   Белый гриб

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Как называется дубовый лес?

 Дубрава

1б.

2. Кто такой шатун?

Медведь

1б.

3. Перечислите виды лесных пожаров.

Верховой, низовой, подземный.

3б.(За каждый вид 1 б.

4. Что называют «русалкиными часами»

Кувшинку

1б.

5. Назовите лекарственные растения.

 

 

За каждое растение 1 б.

 

 

2 пенёк   Подберёзовик

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Что такое бор?

Сосновый лес

1б.

2. Какие хвойные деревья вы знаете? Чем ель отличается от пихты?

Сосна, кедр, лиственница, пихта, ель. Ель отличается от пихты шишками и хвоей.

7 б. (За каждое дерево 1б.)

3. Назовите 10 правил поведения в лесу.

 

За каждое правило 1б.

4. Назовите дерево пионер. Почему его называют пионер?

Берёза.  Пионер, потому что первой растёт на горельнике, на заброшенных полях.

2б.(1б за названное дерево и 1б. за объяснение

5.Какое дерево называют таёжным великаном? Почему?

Кедр

1б.

 

 

3пенёк  Подосиновик

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Самый крупный хищник наших лесов?

Медведя

1б.

2. Что такое лес? Перечислите виды лесов.

Лес- это сообщество растений, животных и грибов. Смешанные, лиственные, хвойные. Сосновый бор, берёзовая роща, ельник или рамень, осинник, дубрава.

1б за определение 1б за каждый вид леса

3. Назовите растения занесённые в красную книгу.

 

1б. за каждое растение

4. Кто такой сохатый?

лось

1б.

5. Сколько лет живёт дуб?

До 300 лет

1б.

 

4 пенёк  Мухомор

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Дочь солнца?

Лиственница

1б.

2. Назовите лесные этажи. На каком этаже, что растёт?

1эт. (сосна, берёза высокие деревья);2эт. (липа, осина), 3эт. кустарники; 4эт. низкорослые кустарники, травы; 5эт. мох, почва

5б. (За каждый этаж с примером 1б.)

3. Как называется куст с короткой хвоей?

Можжевельник

 

4. Назовите ровесницу динозавров?

Сосна

 

5. Составить лесные цепи питания.

 

За каждую цепь 1 б.

 

5 пенёк Опёнок

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Как называют вербу?

Ива, ракита, ветлой, лозой, тальником.

За каждый ответ 1б.

2. В каком лесу какой гриб растёт?

Боровики с коричневой шляпкой – под сосной.

Боровики с красной шляпкой – под елью. Подберёзовики – под берёзой. Подосиновики – под осиной

За каждый пример 1б.

3. Как правильно собирать грибы и класть в корзину?

Срезать ножиком не нарушая грибницу и присыпать её листьями. В корзину класть шляпкой вниз.

2б.

4. Как по спиленному стволу сосны определить возраст?

По количеству светлых и тёмных колец.

1б.

5. Назовите животных занесённых в красную книгу.

 

За каждый пример 1б.

 

Приложение № 2.

1 Сценка.

Мальчик: Что – то ни зверей, ни птиц сегодня не видать                                                                                                                                                                                                                                

    А мне срочно нужно   новую рогатку испытать …                                                                  

Чем заняться? Лес совсем пустой …                                                                              

   (Увидел муравейник)                                                                                                                

Наконец – то муравейник …                                                                                           

    Словно вырос предо мной.                                                                                                                                                 

   Ну – ка я для интереса  пну его слегка ногой …                                                                                                                             

  (Пинает муравейник)                                                                                                            

Ха! Зашевелились мураши,                                                                                                             

   А то заспались совсем в лесной тиши!                                                                                      

  Ах, проклятый!                                                                                                                   

   Вздумал грызться ты со мной?                                                                                                   

  Ну, поплатишься своей ты головой!                                                                                     

  Не позволю издеваться над собой…                                                                            

    (Прутом бьёт по муравейнику)                                                                                        

 Фу … устал …пора передохнуть,                                                     

     Подзаправиться, как следует  и снова в путь!                                                

     (Расстилает газету, ест, достаёт бутылку молока, консервы. Затем бросает бумагу, пакет, бутылку)

Юннат: Это кто такое сотворил?                                                                                      

Старый муравейник разорил?!                                                                                                  

 Где же нам этого разбойника найти?                                                                                   

Чтобы срочно с ним беседу провести,                                                                      

  рассказать как следует вести себя всегда,                                                                                              

  не чиня природе бедствий и вреда.                                                                            

 Стыдно мне за то, что есть такие люди!                                               

Давай вину с себя снимать не будем!                                                                               

   Злодея этого нам нужно изловить                                                                                     

         и не давать ему природу изводить!                                                                              

Мальчик: Прошу простить меня за то,                                                                            

   Что сделал много бед!                                                                                                     

    Я обещаю на земле оставить добрый след.                                                           

      Природу буду охранять,                                                                                                 

      от злых поступков   защищать.

Юннат: Тогда отвечай как нужно вести себя в природе?

 

Мальчик: Нельзя шуметь, нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду, бросать консервные банки.

Юннат: А птичек и зверюшек можно обижать?

Мальчик: Нет я больше не буду.

Юннат: А деревья и кусты можно ломать?

Мальчик: Нет … Ребята простите меня …

Юннат: Мы хотим, чтобы птицы пели,                                                                

                              Чтоб вокруг леса шумели,                                                                                                             Чтобы были голубыми небеса,                                                                                               

Чтобы речка серебрилась,                                                                                                     

Чтобы бабочка резвилась и была на ягоде роса!

 2 Сценка

2-й ведущий. Наше путешествие в царство лесовика начнем с игры. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы за мной повторяйте.

Выходим из дома (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).

Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

По деревянному мосточку переходим через речку (хлопки ладонями по коленям).

Реку перешли и снова идем по песочку (трут ладонью о ладонь).

А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

Впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

А вот и лес. Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

Скажем громко: «Мы в лесу!»

Дети. Мы в лесу!

Голос издалека. У-у-у!

Ведущий. Ой! Что это? Как вы думаете, ребята?

Дети. Эхо!

Ведущий (тихо). По народным поверьям, эхо, раздающееся из глубины лесной чащи, считается откликом лесовика. В стародавние времена вместо «эхо» говорили: отголосье, отгул, зык, позык, поголосье. (Громко.) Эхо, я тебя зову.

Эхо. A-у! А-у!

Ведущий.Ты уже поело?

Эхо. Ело! Ело! Ело!

Ведущий. Хочешь пищу заячью?

Эхо. Чью? чью? чью?

Ведущий. Я тебе морковку дам!

Эхо. Ам! Ам! Ам!

Ведущий. Эхо! Ближе подойди!

Эхо. Ты иди! Ты иди!

Ведущий. А вдруг там болото?

Эхо. То-то-то.

Ведущий. Ладно, я потом приду!

Эхо. Жду! Жду! Жду!

Ведущий . Мы в гости в лес пришли!

Эхо. Шли! Шли! Шли!

Ведущий. Хорошо в лесу всегда?

Эхо. Да-да! Да-да!

Ведущий. Лесовик придет сюда?

Эхо. Да! Да! Да!

Ведущий. Позови лесовика!

Эхо. Ха-ха! Ха-ха!

Ведущий. Не то мы уйдем домой!

Эхо. Ой-ой! Ой-ой!

Ведущий. Позовешь? Иль плохо слышишь?

Эхо. Шшш-шшш! Шшш-шшш!

Ведущий (тише к ребятам). Нет, ну вы только послушайте, как лесовик шутит с нами! (Громко к эху.) Эхо! Где лесовика приют?

Эхо. Тут! Тут! Тут!

Выходит Лесовик.

Лесовик. Кто это в моем лесу раскричался?

Дети. Ой, дедушка, здравствуй!

Пусти нас в лес.

Лесовик. Ишь чего захотели! Я крикунов не люблю!

Ведущий.

А мы не будем больше кричать,

Птиц и зверушек пугать,

Мы тебя искали, поэтому кричали.

Мы хотели бы побольше узнать о твоем лесном царстве, попробовать душистых ягод, послушать пение птиц, поискать грибы.

 

3 сценка                                                                                                                 

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг – друга не могут. (Выходят дети с силуэтами разноцветных рыбок на голове и разыгрывают сценку). Разноцветная рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот и я стала от сточных вод красной. А ты, почему такая разноцветная? Разноветная рыбка: Жила я в реке: плескалась, играла с подружками. Но вот однажды прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Что только в нём не было и бензин, и мазут, после того, как на берегу вымыли машины. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?                               Фиолетовая рыбка: Видели бы вы, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой еле – еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить

Вожатый: Ребята, как же можно сохранить воду в чистоте?                                  

  Ответы детей:  - не выбрасывать мусор в реку;  - ставить очистные сооружения на фабриках и заводах; - не мыть транспорт на берегах рек.

4 сценка

Ведущий:   (Звучит громкая музыка, входит компания отдыхающих – туристов, слушают громкую музыку, едят конфеты, разбрасывают фантики, бутылки из – под лимонада, кричат. Разжигают костры и уходят, оставив мусор.)    Выходит Лесовик, охает, оглядывает полянку, удивляется, спрашивает:  - Дети, что здесь произошло?

Ребенок:  - Приехали здесь друзья на пикник,                                                             

    костер развели – пожарить шашлык                                                                   

    Лес встретил их щедро, как добрых друзей,                                                                   

Чирикали птички, пел соловей.                                                                                                    

И, как благодарность, на месте стоянки                                                                                   

  остались пакеты, бутылки и банки!

Лесовик: -Эти ребята не умеют вести себя в лесу, они даже не увидели знаков, которые висят для отдыхающих. Сколько мусора они оставили на земле! Может, мне кто – нибудь поможет убрать?

Ведущий:  -Конечно поможем! Ребята, а как мы будем собирать мусор (в пакеты и в контейнер)Дети убирают мусор.                                                            

  Лесовик: - А это что? Костры? В лесу запрещено жечь костры! Что мне с ними делать?   Дети:   - Надо вызвать пожарных!

Ведущий: - По какому телефону мы вызовем пожарных?    01

Ведущий:   - А если бы нам пришлось самим потушить костер, как бы мы это сделали?

5 сценка

Бабушка. Встанем вместе с солнышком

К лесу час ходьбы.                 

Там в траве под листьями                                                                                             

Ждут уж нас грибы.

Таня. Когда за грибами

Я в рощу иду                                                                                                            

     С собой непременно                                                                                                         

      Корзинку беру.

Бабушка. А я кузовок.

Таня. Здравствуй, Лес Берёзович

Здравствуй дуб и клён                                                                                                               

   А грибам и ягодам                                                                                                           

   До земли поклон .

Бабушка. Гляди, гриб - боровик

И красив он и велик.  В толстой шапке набекрень                                                             

 Ножка толстая, как пень.               (Таня начинает вырывать гриб)

Бабушка. Вырывать гриб - не годится!

Нити рвутся у грибницы.  Сделай так вот: раз-два-три.                                                 

Ножка хрустнула - бери.

Таня. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко.

Бабушка. Это груздь - надо взять,     И за ним ещё штук пять.

Таня. Разноцветные поганки

Сами лезут на полянки.   Мне не надо ни одной,                                                    

  Посшибаю их ногой. (Замахивается ногой)

Бабушка. Стой, Танюша, не спеши,

Стороной их обойди.                                                                                                        

  Да, поганки ядовиты для людей.                                                                                                            

 Но они лекарством служат                                                                                                    

   Для больных лесных зверей.                                                                            

  Бабушка. Под осинами на кочке                                                                                        

       Гриб в малиновом платочке.                                                                      

          Подосиновиком звать                                                                                                             

      И его придётся взять.

Таня. Рыжики под ёлками

Рядышком с иголками.

Бабушка. Ягоды за кустами

Смотрят чёрными глазами    Крупные, сладкие,     Кожица гладкая.                    

   (Собирает и приглашает Танюшу последовать её примеру)

Таня. Долго ягоды так брать

Лучше с веточкой сорвать.   (Бабушка отводит руку Тани)                          

Бабушка. Правило лесное знай!   Зря растенье не ломай!                                                

     Триста лет растёт оно.    ( Клади ягоды на дно...)

Таня. Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.   Не пойду на косогор,                                                                     

 Мне не нужен мухомор.

Бабушка. И правильно, Танюша!

Мухомор не нужен нам,     Нужен он больным зверям.

Бабушка. Вон вдоль лесной дорожки

Всё беленькие ножки                                                                                                             

В шляпках разноцветных                                                                                                                          

     И В Издали приметных.                                                                                          

        Собирай, не мешкай,  Это сыроежки.

Таня. А вот в кочке гриб - крючок,

Он по виду старичок.

Бабушка. Старые грибы не брать,

Накопился в грибах яд.   И ещё вот, посмотри!                                                               

   Споры зреют в нем внутри.   Споры в землю упадут,                                             

       Грибам новым жизнь дадут.

Таня. Не играйте, вы опятки,

Дотемна со мною в прятки.                                                                                             

  Окажите Тане честь -                                                                                                              

В кузовке местечко есть.

 


 

Бабушка. Сидит на полянке семейство лисичек,

Полдюжины рыжих-прерыжих сестричек.                                                                

  Любуются сосны на них и осинки.                                                                                                   

А хитрым лисичкам охота в корзинки.

Таня. Бабушка, а корзинки-то уже полные!


Бабушка. Хорошо, что нынче много

Разных ягод и грибов.

До свиданья, Лес Берёзович

До земли тебе поклон.