Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

"Художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения" Проект в средней группе «Белоствольная красавица»

МАДОУ Детский сад к.в. №43 "Родничок" Московская область г.Химки

"Художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения"

Проект в средней группе «Белоствольная красавица»

Автор: воспитатель Кеворкова А.Г.

 

Сроки реализации: ноябрь 2018г (краткосрочный).

Тип проекта: познавательный, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель и родители.

1 этап — Разработка проекта.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России — берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Предполагаемый результат:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

2 этап — Перспективное планирование.

Цикл наблюдений:

Почему зимой нет листьев на деревьях?

Берёза в белоснежном уборе.

Морозный солнечный день.

Экскурсия в дет.саду

Художественная литература.

Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», С.Есенин «Белая берёза».

Организованная деятельность

Беседа «Красота природы бесценна».

Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 

Рассказ воспитателя «Воспетое дерево». 

Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?» 

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Совместная и самостоятельная деятельность

Художественно- продуктивная:

Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Макет «Белоствольная берёза».

Аппликация «Русская берёза».

Интерактивная игра «С какого дерева лист»

Дидактическая игра «Как зовут тебя, деревце?»

Совместная деятельность с родителями:

Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

Детская художественная литература.

Фотоальбом «Родная природа».

Репродукции картин И.Левитана («Весна.Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).

Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».

Подбор информации на тему «Как правильно изготовить скворечник»

Изготовление скворечников.

3 этап — Реализация проекта.

4 этап – Презентация.

Интегрированное занятие «Люблю берёзку русскую». 

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. 
Итог работы:

Вопросы к детям:

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Что вас удивило?

- Что понравилось больше всего?

Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».

Приложение

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья — живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше — в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты — туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут — они погружаются в сон.А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди.Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы. 

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы.

Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

- С кем на Руси сравнивали красавицу — берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

- Многие талантливые художники — пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

- Наша красавица — берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока — к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит — лето будет сухое, ольха перед берёзой — мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

- Недостаточные представления детей о березе.

- Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в

семьях детей.

- Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и

сохранения древних исконно русских традиций.

 

Что мы знаем о березе?

Что мы хотим узнать? Чем питается?

Где берёт воду?

Почему берёзку все любят?

Зачем нужны деревья?

Какую пользу приносят деревья?

Почему под берёзой прохладно?

Почему птички любят берёзку?

Что можно сделать из берёзы?

А берёза лечит?

С помощью чего узнаем?

Прочитаем в энциклопедии.

Цель проекта:

формировать начало экологической культуры, познавательный иисследовательский интерес детей, воспитание чувства уважения и любви кродной природе; формирование эмоционального восприятия образа русскойберезки, средствами разных видов деятельности.

 

Задачи проекта:

формировать представления о жизни растения, о его развитии .

Расширять знания детей о березе, ее использовании в хозяйственных целях, вмедицине, в быту.

Вызвать у детей интерес к дереву, вызвать желание оберегать, защищать,заботиться о нём.

Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами,музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.

Учить отражать знания и впечатления в художественной, продуктивной иигровой деятельности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Привлекать родителей к совместной деятельности.

Продукт проекта:

Создание макета «Берёзовая роща» (совместно с родителями).

Паутинка проекта:

Познание

1. Экскурсия по территории детского сада

2.Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

3. Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в

древности?»

4. Рассматривание коры берёзы под лупой.

Коммуникация

1.Разучивание потешек, стихов, разгадывание загадок оберезе.

2. Речевое упражнение «Скажи о берёзке всё, что тызнаешь».

3. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Социализация 1.Рассматривание предметов из бересты.

Художественноетворчество

1.Знакомство детей с произведениями русских художников

И. Левитан «Берёзовая роща», «Золотая осень».

И. Шишкин «Берёзовая роща»,

Ф.Звонарёв «Берёзовый лес»,

И.Грабаря «Февральская лазурь»,

В Шекердин «Русские берёзы».

2. Лепка «Березка»- пластилинография.

3. Рисование «Белая береза» используя вату.

4. Конструирование «Красавица березка» с использованием

шерстяных ниток.

Музыка Прослушивание рнп «Во поле березка стояла»,

«Берёзонька».

Здоровье Беседа «Какая польза от березы?»

Труд Укрывание дерева «одеялом» из опавших листьев.

Физическаякультура

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять –

будем листья собирать…», «Ветер по лесу летал…»

Подвижные игры: «Кто быстрее добежит до берёзки»,

«Раз, два, три- к берёзке беги»

Чтениехудожественнойлитературы

Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза»,

И. Соколов-Микитов «Берёза»,

С. Есенин «Белая берёза»,

Е. Груданов «Плачут белые берёзы»

Вс. Рождественский «Берёза».

Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку

построила».

План осуществления проекта:

Проектная карта

Основные виды деятельности детей,организация которых обеспечиваетсявоспитателем

Занятия

Наблюдения (экскурсии прогулки)

Дидактические игры

Рассказывание

Экспериментирование

Художественная деятельность

Конструирование

Спортивные игры

Взаимодействие с родителями

 

Практические материалы:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности.Углубить интерес к берёзе.

Вопросы к детям:

1. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие ещё деревья вы знаете?

3. Кто сажает деревья? Для чего?

4. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

Деревья не могут жить без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево

получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.

Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия налистьях, такие маленькие, что они незаметны. Деревьям нужен чистыйвоздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищаютвоздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которыемогут причинить дереву вред.)

 -Как вы думаете, от чего деревья болеют? Значит на коре поселилисьвредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры –ходы, проделанные вредителями.)

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себякомочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной дляразвития растений.

Ветер переносит семена берёзы.

Определить возраст берёзы можно по коре: чем дерево старше, тем коратвёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечил больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Изберёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, избересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. Набересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делаютмебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёнуюкраску, из почек делают лекарства.

Рассматривание коры берёзы под лупой.

Цель: Дать детям знания о том, что по всей коре проходят горизонтальныеполосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву.

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто природу обожает,

Весной деревца сажает?

- Это я!

Кто любит отдыхать И

природу засорять? -

Это не я!

Кто желает помогать,

Весной деревца сажать?

- Это я!

Кто желает помогать

Деревца, кусты ломать?

- Это не я!

Кто в любую непогоду

Любит матушку природу?

- Это я, это я, это все мои друзья!

 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают большой палец)

Листья рябины, (загибают указательный палец)

Листики тополя, (загибают средний палец)

Листья осины, (загибают безымянный палец)

Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец)

Маме красивый букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки

Вывод:

Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом былаинтересной, динамичной, увлекательной и познавательной.

Отношение детей и их родителей к проблеме экологического воспитаниядошкольников стало более осознанно.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Наосновании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережноотноситься к березе, потому что она красива и полезна, Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева,чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишутстихи. Мы любим зеленую красавицу за красоту и пользу.